Основные положения денежной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности денежной системы ,ее особенности и перспективы развития,чтобы на основе этих знаний понять
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения денежной системы России;
2. изучить теоретические основы денежной системы;
3. рассмотреть элементы денежной системы России;
4. изучить состояние денежной системы России;
5. рассмотреть особенности современной денежной системы России;
6. рассмотреть перспективы развития денежной системы России.

Содержание работы

Введение
1. История возникновения денежной системы России
2.Сущность денежной системы
2.1.Понятие денежной системы: определение, структура и элементы
2.2.Типы денежных систем
3.Основные положения денежной системы России
3.1 Современное состояние денежной системы России, её особенности и отличия от денежных систем других стран
3.2 Правовое регулирование отдельных элементов денежной системы РФ.
3.3 Проблемы и Перспективы развития денежной системы РФ.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 167.67 Кб (Скачать файл)

______________________________

* Показатели программы, рассчитываемые  по фиксированному обменному  курсу, определены исходя из официального  курса рубля на начало 2012 года.

** Обязательные резервы по обязательствам  в валюте Российской Федерации, депонированные на счетах в  Банке России.

Снижение цен на нефть ниже уровня, закладываемого в проекте бюджета на 2013 - 2015 годы, обусловливает повышение уязвимости бюджета к различным шокам. Дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2013 году может составить 3 - 4% ВВП. Однако в 2014 - 2015 годах возможно уменьшение расходов федерального бюджета на величину условно утвержденных расходов, что может привести к снижению бюджетного дефицита. В случае развития кризисных тенденций в глобальной экономике условия заимствований как на внутренних, так и на внешних долговых рынках могут значительно ухудшиться, что не позволит привлечь средства в необходимых объемах на приемлемых условиях. В соответствии с проектом федерального бюджета при недостаточности нефтегазовых доходов в случае, если прогнозная цена будет ниже базовой, на покрытие дефицита федерального бюджета возможно будет использовать средства Резервного фонда.

В первом варианте программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2014 годах на 0,5 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году - на 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам по программе, при реализации данного сценария в 2013 - 2015 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год за счет активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В этих условиях к концу 2015 года объем валового кредита банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы.

Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2013 году 0,8 трлн. рублей, в 2014 году - 0,7 трлн. рублей, а в 2015 году - 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам, в 2013 - 2015 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА с учетом динамики денежной базы.

Исходя из предусматриваемого в соответствии с проектом федерального бюджета сокращения дефицита федерального бюджета в рассматриваемый период и осуществления его финансирования в основном за счет немонетарных источников объем чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2014 годах, по оценке, снизится на 0,6 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году - на 0,8 трлн. рублей.

С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2015 годах на 1,5 - 1,6 трлн. рублей в год. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. При этом в 2015 году размер Резервного фонда может превысить нормативную величину 7% ВВП.

В рамках данного сценария в 2013 году ожидается сокращение чистого кредита банкам на 0,3 трлн. рублей, в 2014 и 2015 годах - его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно.

Основные параметры денежной программы в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, решениями Банка России в области валютной и процентной политики, соотношением между уровнями процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках и реализацией бюджетной стратегии Российской Федерации. Поэтому показатели программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Развитие и применение системы инструментов Банка России в предстоящий трехлетний период будут направлены на достижение целей денежно-кредитной политики с учетом перехода к режиму таргетирования инфляции, а также на обеспечение финансовой стабильности, бесперебойного функционирования платежной системы Банка России и систем расчетов по операциям с инструментами российского финансового рынка. Система инструментов продолжит учитывать особенности взаимодействия Банка России с региональными кредитными организациями, характеристики трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и состояние российского финансового рынка.

Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов

В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования российского финансового рынка, развитию его инфраструктуры и инструментария Банк России в 2013 - 2015 годах будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:

1. Участие в выполнении плана  мероприятий по созданию в  Москве международного финансового  центра:

2. Реализация международных подходов  по регулированию инфраструктуры  финансового рынка.

3. Участие в мероприятиях, направленных  на совершенствование инструментария  денежного рынка и биржевой  торговли

4. Реализация плана мероприятий  по включению российского рубля  в число расчетных валют системы  Continuous Linked Settlement (CLS).

5. Участие в совершенствовании  нормативной базы, регламентирующей  условия выпуска и обращения  депозитных и сберегательных  сертификатов.

 

Мероприятия Банка России по совершенствованию национальной платежной системы в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов

Банк России продолжит работу по совершенствованию нормативно-правовой базы на основе международных стандартов с учетом «Принципов для инфраструктур финансового рынка» Банка международных расчетов, определяющих требования к деятельности значимых платежных систем. Будут усовершенствованы правила перевода денежных средств по операциям на финансовом рынке, определяющие безотзывность и окончательность расчета при использовании механизмов «поставка против платежа» и «платеж против платежа».

Банком России будет продолжено формирование системы надзора, обеспечивающей контроль за деятельностью субъектов национальной платежной системы (далее - НПС) в целях повышения стабильности НПС, и системы наблюдения в НПС, способствующей последовательному, предсказуемому для всех участников национального рынка платежных услуг развитию НПС.

В целях повышения доступности платежных услуг, эффективности и конкурентоспособности НПС совместно с органами государственной власти Российской Федерации и при участии профессиональных объединений участников национального рынка финансовых услуг будут проводиться мероприятия, в том числе по совершенствованию законодательства о НПС, направленные на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции на национальном рынке платежных услуг, разработки и внедрения национальных стандартов финансовых операций на основе отраслевых международных стандартов, интеграции национальной платежной инфраструктуры с платежными инфраструктурами стран, имеющих тесные экономические и интеграционные связи с Российской Федерацией.

Дальнейшее развитие платежной системы Банка России будет направлено на расширение и совершенствование предоставляемых участникам платежной системы Банка России сервисов в соответствии с Концепцией развития платежной системы Банка России на период до 2015 года.

В частности, будут реализованы дополнительные возможности по управлению ликвидностью в режиме реального времени. В соответствии с Концепцией создания международного финансового центра в Российской Федерации, предусматривающей проведение работ по включению валюты Российской Федерации в число расчетных валют системы CLS, будут проводиться мероприятия по обеспечению возможности для CLS Bank International осуществления перевода денежных средств в режиме реального времени через платежную систему Банка России.

Будет совершенствоваться нормативная база платежной системы Банка России с целью дальнейшего развития сервисов, предоставляемых участникам платежной системы Банка России.

 

 

                                                       Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Организуемое и регулируемое государственными законами денежное обращение страны называется денежной системой. В каждой стране денежная система складывается исторически. Известны различные типы денежных систем. Так, в условиях существования металлического денежного обращения различали два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

Основные проблемы денежной системы начинаются с эпохи Петра. Если сравнить причины кризисов, возникавших где-то с XVIII века и связанных с денежным обращением, то можно заметить, что причиной крушения многих реформ и систем, которые казались достаточно прочными, являлись войны и постоянные кризисные ситуации. Постоянные нововведения в виде различных монет и бумажных денег, переход от одного стандарта к другому тоже давали свои «побочные эффекты». Безусловно, все это делалось на благо государства, но какие-то недоработки, или внешние факторы постоянно мешали установлению стабильной валюты на долгое время.

Денежные системы прошли длительных путь развития, видоизменяясь вместе с эволюционными процессами, происходившими в экономике стран и регионов. Современная денежная система развитых стран характеризуется следующими основными чертами:

- отменой официального  золотого содержания денежных  единиц, демонетизацией золота; - переходом  к не разменным на золото  кредитным деньгам, немногим отличающимся  по своей природе от бумажных  денег; - сохранением в денежном  обороте некоторых стран наряду  с кредитными деньгами бумажных  денег в форме казначейских  билетов; - выпуском банкнот в  обращение в порядке кредитования  хозяйства, государства, а также  под прирост официальных золотых  и валютных резервов; - развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного; - усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы - соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, которое ведет к инфляционному процессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Список используемой литературы:

Законодательные материалы

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"от 02.12.1990 N 395-1 (действующая редакция от 19.05.2013) ст.84-90

2 Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. (с изм. и доп. от 15.02.2010 N 11-ФЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: [www. consultant];

3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ г. Москва

"О национальной платежной  системе" ст.36 п.18

 

4 Федеральная служба государственной статистики// Официальный сайт Росстата РФ. Режим доступа

 

5  О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в РФ: Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 г. № 222-П // Вестник Банка России - 2003. - № 24. – С.11-13.

6 О выпуске в обращение памятных монет из драгоценных металлов: Письмо ЦБР от 29.09.2003 г. // Вестник Банка России - 2003. - № 55. – 5-7.

 

Книги

1. Антонов В.А. «Основы международных  валютных отношений»: Учебное пособие / М.:ГУУ, 2004.с.59-90

2. Бокова И.В., Дядичко С.П., Крымова И.П., Мусина Л.А., Резник И.А. Финансы и кредит: Краткий курс лекций. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004 - 185 с.

3. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: Форум, 2004. - 475с.

4. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2004. - 544с.

5. Дорнбуш Р., Фишер С. Шмалензи Р. Экономика. - МГУ: ИНФРА-М, 2008.

6. Кочетов О.С. Экономика.- М.: Инфра-М, 2005.- 458с.

7. Курс экономики: Учебник /Под ред. Б.А. Райсберга. - М.: ИНФРА-М, 2005. -293с.

8. Курс экономической теории: Учебник  для вузов./Под ред. М.Н. Чепурина. - М.: Юнити, 2004.-752с.

9. Линева Т.В. Экономическая теория. - М.: ФИС, 2005.- 541с.

10. Носова С.С. Экономическая теория. - М.: Владос, 2006.- 479с.

11. Роббинс Л. Предмет экономической науки. - М.: Феникс, 2004. - 243с.

12. Сажина М.А. Основы экономической  теории. - М.: Экономика, 2005. - 368с.

13. Современная экономика./Под ред. О.Ю. Мамедова. - М.: Норма, 2005. - 425с.

14 Экономическая теория: учебник для вузов/Под ред. В.Д Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2004.-640 с.

15 Экономическая  теория: учебник для вузов / Под ред.В.Я. Иохин – изд. «Экономист» 2006. 258-356с.

16 Уздеников В.В. Монеты России. 1700-1917 Изд: Финансы и статистика, Москва, 1986г. 85-94с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные положения денежной системы России