Основные проблемы и методы макроэкономических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных макроэкономических проблем.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть цель и основные задачи макроэкономического исследования национальной экономики;
- охарактеризовать главные макроэкономические проблемы;
- отразить макроэкономику и экономическую политику.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.59 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы все произведенное купили, необходимо, чтобы совокупное предложение и совокупный спрос совпадали бы по объему, структуре и ценности. Однако в экономической реальности существует множество объективных и субъективных факторов, препятствующих такому совпадению (которое для экономистов стало просто идефикс).

В то же время макроэкономика способна преподать урок настоящей диалектики: оказывается, экономический прогресс и рост исходным пунктом имеют как раз таки осуждавшееся экономистами-классиками несовпадение совокупного спроса и совокупного предложения. Преодоление этого несовпадения и образует механизм экономического роста, ибо несовпадение названных макровеличин обнаруживает изменение структуры потребностей общества и необходимость приведения в соответствие с ней структуры производства. Таким образом, то, что мы только сейчас готовы были принять за «идеал» (равенство совокупного спроса и совокупного предложения), теперь превращается в свою противоположность - в препятствие экономической динамике.

Проблема реализации (купли-продажи) всего результата годового производства страны порождена только рыночным устройством макроэкономики - дорыночная («традиционная») и внерыночная («административная») формы экономической организации такой проблемы не знают, ибо в них отсутствует свободный обмен между свободным производителем (продавцом) и свободным потребителем (покупателем) как частными собственниками; в этих обществах господствует «натуральный» или «рационированный» обмен. И только «рыночная» макроэкономика -монетарная система, приносящая свободу своим субъектам, - порождает проблему купли-продажи результата национального производства, проблему вечную, постоянно воспроизводимую, разрешаемую в теории, но не на практике, в вечности которой - жизнь, эффективность и динамика рыночной системы.

В центре внимания макроэкономики находятся проблемы: [6, c. 53]

• экономического роста;

• общего экономического равновесия и условий его достижения;

• макроэкономической нестабильности, измерения и способов регулирования экономических процессов;

• измерения результатов национальной экономической деятельности и взаимосвязи между ними;

• оптимизации внешнеэкономических связей и отношений страны;

• анализа экономических циклов;

• эффективности макроэкономической политики государства.

Основные макроэкономические проблемы включают в себя такие внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы как:

проблема масштабов национального производства и темпов экономического роста;

накопления и масштабов инвестиций;

занятости и безработицы;

недогрузки производственных мощностей;

инфляции;

дефицита государственного бюджета;

стабильности курса национальной валюты;

дефицита внешней торговли;

дефицита платёжного баланса;

макроэкономической нестабильности (проблема экономического цикла),

бюджетно-налоговая политика,

денежно-кредитная политика.

Экономический рост является результатом действия таких относительно устойчивых факторов, как рост населения и технологический прогресс. Динамика этих факторов в долгосрочной перспективе определяет динамику потенциального объема производства. В краткосрочном периоде экономика отклоняется от этой главной траектории равномерного поступательного движения. Поэтому обеспечение устойчивого экономического роста предполагает управление этими циклическими колебаниями.

Управление экономическим циклом в целях обеспечения полной занятости ресурсов и неинфляционного экономического роста осуществляется с помощью инструментов макроэкономической политики: бюджетно-налоговой (или фискальной) и денежно-кредитной (или монетарной). Бюджетно-налоговая политика (в том числе и внешнеторговая) осуществляется преимущественно правительством, а денежно-кредитная политика – преимущественно Центральным (Национальным) банком. Координация краткосрочных и долгосрочных целей, выбор инструментов и разработка альтернативных стратегий фискальной и монетарной политики являются непосредственным объектом исследования в макроэкономической теории. [7, c. 44]

Концентрируя внимание на наиболее значимых экономических факторах, определяющих фискальную и кредитно–денежную политику государства (например, таких как динамика инвестиций, состояние государственного бюджета и платежного баланса, уровня заработной платы, цен, валютного курса и т.д.), макроэкономика оставляет "за кадром" поведение отдельных экономических агентов – домашних хозяйств и фирм. Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом. Речь идет о механизмах установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего).

В настоящее время макроэкономическими категориями и показателями интересуются самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости. Ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции. Состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы передвижения ее жителей через государственные границы. В целом, от макроэкономики, как и от других наук, ожидают не только объяснения сути исследуемых явлений и прогноза их развития, но и выявления возможностей людей влиять на ход событий.

 

    1. Проблемы Российской макроэкономики.

Современная экономическая ситуация характеризуется тем, что, с одной стороны, правительство России и на протяжении 2003-2007 гг. стремилось минимизировать свое участие в управлении экономикой: сокращало долю государственных расходов в ВВП, отказывалось от принятия официальной промышленной политики, от отраслевых приоритетов и соответственно от поддержки тех или иных производственных секторов и комплексов. Его внимание было сконцентрировано на задачах дебюрократизации, создании равных конкурентных условий для субъектов рынка, продолжении программы приватизации и т. д. При этом оно вполне сознавало, что сложившаяся сырьевая и энергетическая ориентация экономики не способствует устойчивому экономическому росту, что необходимо ускорить развитие перерабатывающих отраслей, и прежде всего высокотехнологичных и наукоемких производств. Однако позиция "минимизации" государственного участия осталась, в связи с чем суть данного доклада свелась к тому, что диверсификацию экономики можно провести в основном с помощью рыночных механизмов саморегуляции, т. е. без активного вмешательства государства в управление структурой экономики.1

С другой стороны, рыночные финансовые структуры (банки, фондовые рынки, страховые компании и т. д.), с помощью которых должны бы происходить и рыночная саморегуляция, и рыночное развитие предприятий, находятся пока что в эмбриональном состоянии и потому не могут адекватно выполнять соответствующие функции.

Так, например, предприятия большинства отраслей, за исключением экспортоориентированных (нефтяной, газовой, металлургической, лесной и по производству вооружений), испытывают затруднения при получении кредитов, особенно долгосрочных. Некоторые эксперты связывают эти затруднения с инвестиционными рисками, с отсутствием кредитной истории у заемщиков. Однако не менее важно то, что российская банковская система не располагает достаточным капиталом, ограничена в масштабах кредитования. В частности, отношение активов банковской системы России к ВВП составляет в настоящее время 40%, тогда как аналогичное отношение в большинстве развитых стран мира находится в диапазоне 200-300%, а в США достигает 350%.

Не лучше обстоят дела и с российским фондовым рынком: он обслуживает крайне ограниченный круг компаний. Его деятельность как механизма, формирующего рыночные приоритеты, ничтожно мала и не имеет отношения к большинству отраслей реального сектора.

Имеется основание полагать, что в случае, если Правительство РФ не компенсирует слабость рыночных финансовых структур активной государственной поддержкой реального сектора товарного производства, многие предприятия будут вынуждены функционировать в основном за счет иностранных инвесторов или российских экспортно-ориентированных компаний. И так как поведение экспортоориентированных компаний и иностранных инвесторов зависит в первую очередь от конъюнктуры мирового рынка, именно эта конъюнктура будет по-прежнему определять динамику российской экономики, по крайней мере на ближайшие несколько лет.2

К сожалению, доминирование конъюнктуры мирового рынка над конъюнктурой внутрироссийского рынка - это уже свершившийся факт. Не секрет, что в последние годы основные правительственные сценарии развития экономики России строились исходя из различных вариантов прогноза цен на нефть на мировом рынке. Известно и то, что сформирован крупный стабилизационный фонд, цель которого - демпфировать колебания цен на нефть на мировом рынке. Наконец, результаты экономического развития России в 2007 г. также явились следствием благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а не конъюнктуры внутрироссийского рынка.

Рассмотрим эти результаты. Для России прошедший 2007 г. оказался, вопреки некоторым ожиданиям, весьма успешным: ВВП вырос на 7,3%, хотя первоначально (в 2005 г.) Минэкономразвития РФ прогнозировало его прирост в диапазоне 3,5-4,4%. Инвестиции в основной капитал увеличились на 12,5% (по прогнозу - 6,0-7,5%). Денежная масса М2 выросла на 50,5% (по прогнозу -20-26%), и при этом инфляция удержалась на отметке 12%, что соответствует прогнозу.

За счет чего произошли благоприятные изменения? Рост инвестиций в основной капитал (12,5%) в значительной мере обусловлен ростом прямых иностранных инвестиций - на 69,4% в 2007 г., тогда как в 2006 г. этот показатель составил 0,6% (табл. 1).

 

Таблица 1

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2007 г.3

 

2007 г.

Справочно: 2006г., в %

млн. долл.

в % к

2006г.

итогу

2001г.

итогу

Инвестиции

29699

150.1

100

138.7

100

Прямые инвестиции

6781

169.4

22.8

100.6

20.2

Взносы в капитал

2243

131.0

7.5

134.8

8.6


 

Расчеты показывают, что если бы прямые иностранные инвестиции в Россию росли в 2007 г, тем же темпом, что и в предыдущем, то темп прироста инвестиций в основной капитал оказался бы в 2007 г. менее 2% (против 2,6% в 2006 г.). Что же касается причин столь заметного роста прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, то главная из них видится в ощутимом снижении ставок процента в ряде развитых стран. А это значит, что при изменении конъюнктуры в данных странах поток иностранных инвестиций может резко сократиться, вплоть до отрицательного прироста или оттока.

Рост ВВП в 2007 г. также имел в основном "иностранно-конъюнктурное происхождение". Он обусловлен высокими доходами от экспорта нефти, ростом иностранных инвестиций, а также конвертацией части долларовых сбережений в рублевую валюту (что связано с проводимой США политикой ослабления курса доллара). Все эти факторы проявили себя в форме значительного роста денежной массы М2 (Центральный банк РФ вынужден был конвертировать нефтедоллары, иностранные инвестиции и долларовые сбережения населения в рубли), который однако не привел к взрыву инфляции, поскольку трансформировался в: ускорение роста ВВП; рост монетизации экономики (бартерный спрос частично был замещен на денежный, платежеспособный спрос); процесс частичного замещения спекулятивного спроса (когда деньги обращаются внутри финансового сектора) на реальный платежеспособный спрос предприятий и населения. В частности, в 2007 г. имели место опережающий рост безналичной части М2, а также увеличение сроков привлечения средств в банковские депозиты 4, что позволило банкам несколько увеличить предложение кредитов надели развития производства. Наконец, обозначилась частичная дедолларизация спроса.

Представляется, что в 2007 г. улучшились не только показатели экономического роста, но и, если так можно выразиться, повысилось качество товарно-денежных отношений. Однако, как отмечалось, все это произошло в основном благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Последняя же весьма переменчива и не гарантирует устойчивый экономический рост на перспективу. Если российская экономика будет и дальше находиться в сильной зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, то не исключено, что вслед за периодом активного роста последует период спада, и этот спад может произойти даже в том случае, если внутреннее производство в России будет эффективным и конкурентоспособным.

На наш взгляд, проблема ослабления роли внешнеэкономической конъюнктуры является одной из наиболее актуальных для российского правительства. Очевидно и то, что в текущем 2004 г. что-либо изменить крайне сложно, так как все ключевые документы уже утверждены. Речь может идти об экономической политике на 2005 г. и последующие годы.

Из экономической теории известно, что одним из условий экономического роста в рыночной экономике является совмещение роста совокупного спроса потребителей и совокупного предложения производителей, причем совокупный спрос потребителей, как правило, растет тогда, когда в экономике растет предложение денег, т. е. денежная масса М2. Учитывая это обстоятельство, можно сказать, что проблема ослабления влияния внешнеэкономической конъюнктуры на развитие экономики любой страны (а не только России) в значительной мере зависит от того, каким способом центральный банк страны формирует прирост так называемой денежной базы, на основе которой с помощью денежного мультипликатора образуется прирост денежной массы М2, и далее - прирост совокупного спроса в экономике страны.5

Информация о работе Основные проблемы и методы макроэкономических исследований