Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных макроэкономических проблем.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть цель и основные задачи макроэкономического исследования национальной экономики;
- охарактеризовать главные макроэкономические проблемы;
- отразить макроэкономику и экономическую политику.
В отличие от вышерассмотренного метода макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом.
Образно говоря, если микро экономика изучает деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес.
При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.
К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:
Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".
Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же зарплаты в целом по стране приведет к росту цен, инфляции, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.
Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".
Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .
Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий закону спроса, поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания инфляции и рост доходов населения.
Индукция и дедукция.
Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.
Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция, ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. См рис.
Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).
Рассмотрим на простом примере, каким образом метод дедукции может быть применен на практике. Вначале приведем несколько очевидных соображений из области ценообразования. Рыночная цена любого товара определяется спросом на этот товар и объемом поставок его на рынок. Продавцов и покупателей много, поэтому на рынке существует конкуренция. Объем спроса увеличивается с падением цен и уменьшается с ростом цен. Объем поставок, наоборот, имеет тенденцию к увеличению с ростом цен и к сокращению при их падении. При высоких ценах предложение превосходит спрос, и это заставляет снижать цены. При низких ценах спрос превышает предложение, и это дает возможность повышать цены. Если же спрос равен предложению, то никаких факторов, которые заставляли бы менять цены, нет.
Итак, есть разумное предположение, что рыночная цена товара растет с ростом спроса и снижается с ростом предложения. Для проверки этой гипотезы может быть создана математическая модель, в которой зависимости цены от уровней спроса и предложения определены количественно. Скажем, можно предположить, что с увеличением урожая картофеля и поставкой всего урожая на внутренний рынок цена на него падает но линейному закону, при этом с увеличением поставок на 3% цена снижается на 2%. Можно также предположить, что спрос на картофель линейно зависит от цены и с падением цены на 1% растет на 0,5%. Обе зависимости можно сопоставить с фактическими данными рынка. Если совпадение окажется хорошим, можно сделать достаточно надежный прогноз того, на каком уровне установится рыночная цена при ожидаемом урожае. Конечно, в этом примере реальная ситуация очень упрощена. На самом деле цена на картофель меняется не по линейному закону, и зависит она не только от урожая картофеля, но и от цен на многие другие продукты. Но методология отражена правильно: создается модель, сопоставляется со статистикой, производится доработка модели и после получения удовлетворительных результатов, делается прогноз. Чем более удачно выбрана модель, тем более точным окажется прогноз.
Проведение исследований с использованием моделей получило широкое распространение потому, что реальная экономическая жизнь слишком сложна для того, чтобы ее можно было детально анализировать и на основе этого анализа выявлять закономерности. Поведение продавцов и покупателей на рынке зависит от очень многих факторов: от их привычек, ожиданий, от поведения окружающих и т. д. Очень часто цены ведут себя непредсказуемо.
Исторический и логический методы
Они тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.
К примеру, ученые детально исследовали конкретный подход и особенности опыта строительства социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выводам о повсеместной утрате работниками в соц. странах стимулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т.д.
Графический метод.
Широкое применение в экономических науках имеет графический метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечиваются наглядность и компактность в изложении теоретического материала.
Например, на рисунке видна зависимость между ценами на товар и предложением. Чем выше цены, тем больше предлагающих товар.
Позитивный и нормативный анализ.
Задача экономистов – изучение процесса принятия решений людьми: сколько они работают, сколько покупают, как они делают сбережения.
Экономисты исследуют и взаимодействия людей: как множество покупателей и продавцов определяют цену продукта и количество продаваемого товара.
Экономисты анализируют факторы и тенденции, влияющие на экономику в целом: рост среднего дохода, долю населения, которое не может найти работу и темпы роста цен.
Очень часто экономистов просят объяснить происходящие экономические события. Почему, к примеру, уровень безработицы особенно велик среди молодежи.
Иногда их просят порекомендовать меры для улучшения экономической ситуации – что необходимо предпринять правительству, чтобы повысить, например, уровень жизни.
Когда экономисты пытаются объяснить устройство мира, они выступают в качестве ученых. Когда экономисты пытаются изменить мир, то превращаются в политиков.
В самом общем смысле существуют два типа утверждений об окружающем нас мире:
- позитивные
утверждения имеют
- нормативные
утверждения имеют
Чтобы объяснить и предсказать экономические явления, каждое теоретическое положение содержит следующие элементы:
1. Суждение
о двух специфических
2. Предположения о двух переменных, которые относятся к делу;
3. Гипотеза о способах воздействия двух переменных: прямо или обратно пропорциональная связь;
4. Одно или
несколько предсказаний о
Если посмотреть на макроэкономику с позиций рынка, то она предстанет хорошо известным актом купли-продажи, хотя и необычным по своим параметрам: это - гигантская рыночная сделка, размером с производство всей страны, и продолжительностью в год.
Как «макрорынок» макроэкономика нам понятна, ибо принципиальный механизм купли-продажи одинаков для всех рыночных сделок, независимо от того, в каком объеме и каких пространственно-временных масштабах они происходят (очевидно, что обязательно должно быть «предложение», должен быть «спрос» и должно быть обеспечено их свободное взаимодействие, которым определяется оптимальная - «равновесная» -цена купли-продажи).
Знание сути купли-продажи выводит нас на главную проблему макроэкономики, волнующую общество: жизненно важно, чтобы этот гигантский акт купли-продажи вообще состоялся (поскольку бывают ситуации, когда это просто невозможно, - например, в период экономического кризиса), причем состоялся с наименьшими издержками для всех его участников.
Что в данном случае означает «с наименьшими издержками»? Только одно - чтобы как можно больше из того, что произведено для продажи, было бы куплено. Идеальный вариант - если бы все произведенное было бы предложено к продаже, а все предложенное к продаже было бы раскуплено, т. е.: объем совокупного производства = объем совокупного предложения = объем совокупного спроса. [4, c. 36]
Ведь очевидно, что несовпадение этих величин будет означать или безвозвратную потерю ресурсов (если совокупное предложение превысит совокупный спрос, то часть произведенного не будет куплена), или невозможность удовлетворения части платежеспособных потребностей из-за недостаточного производства (если совокупный спрос превысит совокупное предложение). И очень важно осознать роковую безысходность ситуации рассматриваемого несовпадения совокупного спроса и совокупного предложения: если. в микроэкономике спрос может увеличиться или уменьшиться (за счет притока покупателей на данный локальный рынок извне, или ухода на другие микрорынки), как и предложение (за счет прихода или ухода конкурентов), то в рамках макроэкономики это невозможно: любое расхождение величин совокупного спроса и совокупного предложения означает непоправимую в данный момент диспропорцию.
Итак, центральная проблема макроэкономики - обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос был бы равен совокупному предложению.
Этот центральный пункт макроэкономической теории требует пояснений. Конечно, в реальности равенство объемов производства, совокупного предложения и совокупного спроса недостижимо. Поэтому на практике стремятся к оптимальному (фактически - минимальному) неравенству, а не к идеальному состоянию их абсолютного равенства (в этом смысле экономический прогресс есть бесконечное решение извечной задачи «квадратуры круга», т.е. постоянные усилия общества по сближению величин совокупного спроса и совокупного предложения).
Понимание сути главной проблемы макроэкономики по-новому ставит вопрос об экономических функциях и пределах возможностей рыночного механизма. Например, - микроэкономика действительно исчерпывается соответствующим микрорынком, т.е. «социальное пространство» микроэкономики сведено непосредственно к рынку, ко всему, что на нем происходит и на него влияет. Но аналогична ли ситуация для макроэкономики? Может ли и ее социальное пространство также быть сведено только к макрорынку? Иными словами, способен ли рынок, обнаруживающий самодостаточность и эффективность для микроэкономики, выполнить то же для макроэкономики, т. е. обеспечив микроравновесие (равенство спроса и предложения на микрорынке), обеспечить и макроравновесие (равенство совокупного спроса и совокупного предложения)? Или макроравновесию (так же, как микроравновесию в ситуациях «внешних эффектов», «монополий», «общественных товаров») нужна помощь, но уже постоянная и всюду?
В зависимости от ответа на этот вопрос экономисты разделились: [5, c. 49]
тех, кто по-прежнему исповедует лозунг классиков «лессэ фэр!», отрицая необходимость прямого вмешательства в макроэкономические процессы с целью их регулирования («неоклассики», «либералы», «консерваторы»);
тех, кто полагает, что только союз рынка и государства может дать макроэкономическую эффективность («кейнсианцы» - «неокейнси-анцы»);
тех, кто призывает к умеренному, опосредованному вмешательству в макроэкономические процессы («неолибералы», «неоклассический синтез », « монетаристы » ).
В целом очевидно, что мера государственной «помощи» макрорынку в разные исторические периоды неодинакова: то возрастает, то уменьшается, отражая прежде всего объективные обстоятельства (социально-экономическую структуру рыночной собственности, в том числе удельный вес государственного сектора; соотношение малого, среднего и крупного бизнеса; степень монополизма; уровень «открытости» экономики; даже демографические показатели, когда, например, постарение населения требует усиления перераспределительных процессов и т. д.). А поскольку все эти параметры подвижны, то динамика и экономическая роль государства - и во времени, и в пространстве (для отдельных сфер, отраслей и стран) различны, так что вполне может возникнуть ситуация, когда возрастание роли государства в одной сфере экономики будет «компенсироваться» уменьшением его роли в другой сфере, и т. п.
Разумеется, купля всего, что произведено, - не самоцель: на самом же деле за этим скрывается общая для всех уровней экономики проблема: как ограниченными ресурсами удовлетворить неограниченные потребности? Ведь трагическое для человека и общества несоответствие этих двух параметров присуще не только микроэкономике, но и макроэкономике.
Информация о работе Основные проблемы и методы макроэкономических исследований