Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:20, доклад

Описание работы

Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 

СФЕРЫ УСЛУГ ПО РЕГИОНАМ МИРА

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ       

Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.

Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.

Понятие «услуга» имеет широкий  спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что,

во-первых, они невидимы;

во-вторых, не поддаются хранению;

в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.   -

Этим обусловливаются особенности  международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей  товарами.         

Существует два вида услуг:

услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);

услуги, не связанные с материальными  продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых  он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).

специфической отраслью услуг является международный туризм.    

К специфическим особенностям международной  торговли услугами относятся:

регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;

отсутствие или наличие факта  пересечения услугой границы  не выступает критерием ее экспорта;

услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;

производство и реализация услуг  находятся под большей государственной  защитой (в большинстве стран  находятся в полной или частичной  государственной собственности), чем сфера материального производства;

международная торговля услугами оказывает  большое воздействие на торговлю товарами;

не все виды услуг в отличие  от товаров могут быть предметом  торговли (услуги для личного потребления).        

Основными формами услуг для предпринимательства являются:

менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и  объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи  лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.      

Особенности мировой торговли услугами     

Торговля услугами - важная часть  мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.     

Выделяют  следующие особенности услуг  как предмета торговли:

отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают  материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);

наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);

услуги  полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;

неоднородны или изменчивы по качеству; производятся и потребляются одновременно; при экспорте-импорте не проходят таможенную границу И не подлежат таможенному оформлению; не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);

имеют тесную связь с рынком рабочей  силы;

ассортимент услуг, предлагаемых на мировых  рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный  товарооборот;

имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне.    

Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь  промышленный характер или удовлетворять  личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.    

Разные услуги отличаются разностью  вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие  в личное потребление (за исключением  образования и здравоохранения).     

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.        

Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.

Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.

Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК. 

 

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ  МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ

Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием  форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, даюшие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.

В настоящее время мировой  рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.         

Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившего в действие с I января 1995 <■ В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них. совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства,

ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях: рамочного  соглашения, определяющего общие  принципы и правила регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень.

Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию  торговли услугами и охватывает следующие  их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы  его деятельности исключены вопросы  экспортной продажи кинофильмов  и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры.        

Отраслевое регулирование международной  торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным производством и потреблением этих услуг. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм - Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки -     Международная морская организация (ИМО).    

На региональном уровне международная  торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами. 

 

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (ГАТС).            

ВТО И МЕЖДУНАРОНЫЙ РЫНОК  УСЛУГ    

ГАТС - второе главное приложение к Соглашению об образовании ВТО, содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. До этого не существовало международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами. В ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг.) было достигнуто Соглашение о бездискриминационной торговле в сфере услуг, куда включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, телекоммуникаций.

ГАТС состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения.    

В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами - предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг.    

Второй и третий блоки содержат соответственно списки начальных взаимоуступок  по доступу на рынки услуг и  приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг.   

Это Соглашение содержит перечень всех видов услуг, кроме тех, поставка которых вызвана выполнением  правительством функции управления, а также толкование различных  терминов, связанных с рынком услуг («меры», «торговля услугами», «поставка услуг»).

       Термин «торговля услугами» включает:

услуги, предоставляемые с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена;

услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям любой  другой страны (туризм);

услуги посредством присутствия  учреждения или коммерческой организации  одной страны на территории любой  другой страны (банковские);

услуги, предоставляемые физическими лицами одной страны на территории любой другой страны (строительные проекты, инженерно-консультационные).       

Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.    

Приложения ГАТС являются неотъемлемой частью и касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям из секторов финансовых услуг; телекоммуникаций; услуг воздушного транспорта.        

Приложения и принципы, сформированные в ГАТС, рассматриваются в качестве будущей основы формирования не только международной системы регулирования рынка услуг, но и национальных систем регулирования поставки услуг.        

Специфика данного документа заключается  в том, что он касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг, и определяет основные обязанности членов ВТО.      

В дополнение к Соглашению уже страны - члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг (Женева, 1997 г.), которое вступило в силу в марте 1999 г. после ратификации. Оно предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Фактически, это открывает западным финансовым фирмам доступ на рынки развивающихся стран. 

 

 

 8.1.3.   СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ     

Долгое время услуги, согласно Международной  стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым»  товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услут была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.     

Услуги можно также классифицировать следующим образом . 

 

Виды услуг, реализуемых на мировом  рынке

Социально-культурные 

 

 

 

 

 

 

наука, научное обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное     обслуживание,     искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги

Производственно-сбытовые 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строительство, транспорт, связь, складское  хозяйство, коммунальное обслуживание, торговля, реклама,  биржевые,  посреднические,   операции   с   недвижимостью, аренда, в том числе оборудования,

услуги по изучению рынков, контролю за качеством, послепродажное обслуживание

Социально-бытовые 

бытовые услуги, общественное питание,

гостиничное обслуживание

Финансово-страховые

финансовые, банковские, страховые  и т.н.

Профессиональные 

 

 

консалтинг, инжиниринг, юридические,

бухгалтерские, информационно-вычисли-

тельные услуги


Услуги делятся также на:        

факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);

нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).        

В документах Всемирной торговой организации  выделяют следующие основные формы  международной торговли услугами:

поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.).         

В данном случае           границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;

Информация о работе Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира