Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:20, доклад
Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
СФЕРЫ УСЛУГ ПО РЕГИОНАМ МИРА
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что,
во-первых, они невидимы;
во-вторых, не поддаются хранению;
в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. -
Этим обусловливаются
Существует два вида услуг:
услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные);
услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).
специфической отраслью услуг является международный туризм.
К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся:
регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства;
отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта;
услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются;
производство и реализация услуг
находятся под большей
международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами;
не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).
Основными формами услуг для предпринимательства являются:
менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.
Особенности мировой торговли услугами
Торговля услугами - важная часть
мирохозяйственных связей. Рост потребностей
в услугах непосредственно
Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли:
отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.);
наличие всех признаков товара (обладают общественной Потребительной стоимостью);
услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления;
неоднородны или изменчивы по качеству; производятся и потребляются одновременно; при экспорте-импорте не проходят таможенную границу И не подлежат таможенному оформлению; не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.);
имеют тесную связь с рынком рабочей силы;
ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне.
Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д.
Разные услуги отличаются разностью
вовлечения в хозяйственный оборот.
Меньше всего вовлечены услуги, поступающие
в личное потребление (за исключением
образования и здравоохранения)
Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные учреждения.
Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы.
Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские фирмы, аудиторские, информационные и проч.
Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ
Регулирование международной торговли услугами имеет определенную специфику. Это связано с тем, что услуги, отличающиеся крайним разнообразием форм и содержания, образуют единый рынок, которому присущи не общие черты, но общие тенденции, даюшие возможность регулировать его на глобальном уровне даже с учетом новых моментов в его развитии, которые вносят ТНК, доминирующие на нем и монополизирующие его.
В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.
Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившего в действие с I января 1995 <■ В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них. совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства,
ГАТС, чтобы снять эти противоречия, было составлено в трех частях: рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей, и списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только региональный уровень.
Все соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств Европы утратить самобытность своей национальной структуры.
Отраслевое регулирование
На региональном уровне международная торговля услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ (ГАТС).
ВТО И МЕЖДУНАРОНЫЙ РЫНОК УСЛУГ
ГАТС - второе главное приложение к Соглашению об образовании ВТО, содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. До этого не существовало международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами. В ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг.) было достигнуто Соглашение о бездискриминационной торговле в сфере услуг, куда включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, телекоммуникаций.
ГАТС состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения.
В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами - предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг.
Второй и третий блоки содержат соответственно списки начальных взаимоуступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг.
Это Соглашение содержит перечень всех видов услуг, кроме тех, поставка которых вызвана выполнением правительством функции управления, а также толкование различных терминов, связанных с рынком услуг («меры», «торговля услугами», «поставка услуг»).
Термин «торговля
услуги, предоставляемые с территории одной страны-члена на территорию другой страны-члена;
услуги, предоставляемые на территории одной страны потребителям любой другой страны (туризм);
услуги посредством
услуги, предоставляемые физическими
лицами одной страны на территории любой
другой страны (строительные проекты,
инженерно-консультационные).
Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.
Приложения ГАТС являются неотъемлемой частью и касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы, временные меры по изъятиям из секторов финансовых услуг; телекоммуникаций; услуг воздушного транспорта.
Приложения и принципы, сформированные в ГАТС, рассматриваются в качестве будущей основы формирования не только международной системы регулирования рынка услуг, но и национальных систем регулирования поставки услуг.
Специфика данного документа заключается в том, что он касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг, и определяет основные обязанности членов ВТО.
В дополнение к Соглашению уже страны
- члены ВТО подписали соглашение
о либерализации рынка
8.1.3. СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услут была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.
В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные); связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.
Услуги можно также
Виды услуг, реализуемых на мировом рынке | |
Социально-культурные
|
наука, научное обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное обслуживание, искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги |
Производственно-сбытовые
|
строительство, транспорт, связь, складское хозяйство, коммунальное обслуживание, торговля, реклама, биржевые, посреднические, операции с недвижимостью, аренда, в том числе оборудования, услуги по изучению рынков, контролю за качеством, послепродажное обслуживание |
Социально-бытовые |
бытовые услуги, общественное питание, гостиничное обслуживание |
Финансово-страховые |
финансовые, банковские, страховые и т.н. |
Профессиональные
|
консалтинг, инжиниринг, юридические, бухгалтерские, информационно-вычисли- тельные услуги |
Услуги делятся также на:
факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);
нефакторные услуги - остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).
В документах Всемирной торговой организации выделяют следующие основные формы международной торговли услугами:
поставка услуг через границу (трансграничная торговля), когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (международный транспорт, особенно морской и воздушный, радиостанции, спутники связи и т.п.).
В данном случае границу пересекает сама услуга, а не ее поставщики или потребитель;
Информация о работе Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира