Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:20, доклад
Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);
временное перемещение за границу физического лица - поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);
коммерческое присутствие
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ С РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ
Поистине революционные
Новый многоцелевой технологический механизм проходит начальную стадию развития, но уже определились его основные хозяйственные функции. Это - удовлетворение потребительского спроса на услуги "торговли и многих других отраслей. Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.
В Интернет переносятся и функции обслуживания производственного спроса. Он действует в качестве посреднического механизма в установлении эффективных хозяйственных связей между фирмами всех стран и отраслей, а также в получении ими разнообразных услуг. Тем самым устраняются избыточные промежуточные звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства.
Несмотря на впечатляющие темпы прироста (за 90-е гг. число пользователей услугами мировой сети выросло с 3 до 250 млн человек, а объемы электронной коммерции - до 10 млрд долл.) его экономическая роль пока несущественна.
Однако, оценивая новый технологический феномен, эксперты сходятся во мнении о его колоссальном хозяйственном потенциале, максимально полное раскрытие которого невозможно без создания соответствующих условий. Среди самых настоятельных - увеличение парка технических средств в распоряжении потребителей и повышение компьютерной грамотности населения, что критически важно для его бедных слоев и слаборазвитых стран; разработка принципов и нормативов правового регулирования хозяйственных отношений в принципиально новой рыночной среде, в том числе на наднациональном уровне. В Интернете особенно актуальны обеспечение прав личности, коммерческой тайны и т. д.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ.
Возникновение и интенсивное развитие рынка технологий вызвано динамичным развитием экспорта и импорта технологий в мире.
Субъекты - страны, фирмы, университеты и физические лица (ученые, специалисты).
Объекты - результаты интеллектуальной собственности в овеществленной форме (оборудование, инструменты, машины, технологические линии) и неове-ществленной (документы, знания, опыт).
На международном уровне осуществляет деятельность Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), в рамках ВТО действуют ТРИПС, Комитет по передаче технологии ООН, Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ) и др.
Вопросы интеллектуальной собственности на мировом рынке
Основные вопросы
при коммерческой реализации технологий. Объектами охраны интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности, а также открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.
Правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется как на уровне отдельных стран, так и на международном - Парижской конвенцией по охране промышленной собственности {1883 г.), Европейской патентной конвенцией (ЕПК, 1978 г.), Евразийской патентной конвенцией (1994 г.).
Особенности
реализации лицензионных
Торговля лицензиями - наиболее распространенная форма передачи научно-технических знаний на рынке технологий. Покупка лицензий снижает затраты на собственные НИОКР в 4-5 раз, а экономический эффект от использования лицензий покрывает затраты на их приобретение более чем в 10 раз. Лицензия - разрешение владельца технологии или прав промышленной собственности на использование изобретения, научно-технического достижений, технических знаний, опыта, секретов производства и т.д. в течение определенного срока за оговоренное вознаграждение. Различают лицензии на запатентованные разработки и беспатентные лицензии, когда новизна открытия или разработки не зарегистрирована в официальных учреждениях, которые наделены правом выдавать патент (документ, подтверждающий исключительное право авторства на изобретение на международном уровне).
В зависимости от объема передаваемых покупателю лицензии прав выделяют:
простую лицензию, по договору которой
разрешается использовать изобретение,
но владелец технологии (лицензиар) оставляет
за собой право как
исключительная лицензия.
полная лицензия. Лицензиар уступает все права на использование изобретения в течение срока действия соглашения (применяется редко).
Стоимость лицензионного соглашения
зависит не от затрат на проведение
научно-исследовательских
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
ИНЖИНИРИНГОВЫМИ УСЛУГАМИ
Инжиниринг - инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. В основе организации международной торговли инжиниринговыми услугами находится метод заказов работ на базе контракта, заключаемого между заказчиком и зарубежной инжиниринговой фирмой. Этот контракт имеет разные виды в зависимости от выбранного заказчиком способа осуществления проекта и характера услуг зарубежной фирмы. Выбор фирмы-исполнителя происходит в процессе переговоров или в ходе подрядных торгов (тендеров).
Тендер - конкурсная форма проведения торгов, соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ
Международный туризм - специфическая отрасль (разновидность) услуг, международные перемещения людей или путешествия, представляющие собой специфическую категорию международной торговли. По своим признакам международный туризм напоминает трудовую миграцию, однако существенно различие в целях. Цель туризма - отдых и развлечение людей в ограниченный период времени, хотя в последнее время значительная часть специалистов совмещает деловые (служебные) поездки с отдыхом в других странах. Туристические услуги в международном товарообороте выступают неким «невидимым товаром», чья характерная особенность заключается в том, что он становится важным, а иногда и единственным источником дохода для многих развитых и развивающихся стран.
Динамика
и основные направления
Группа развитых стран остается лидером в международных путешествиях. В 1995 г, 12 из 20 крупнейших экспортеров туризма в мире были из числа развитых стран.
Крупнейший из них - США, их доля в общемировых поступлениях от туризма увеличилась почти в 1,5 раза с 1970 (12%) по 1995 г. (19,3%), главным образом благодаря снижению курса доллара.
Далее идут Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария.
Однако исключительно высокими темпами растет приток туристов в Китай, в 1980 г. туризм принес КНР 617 млн долл., а 1995 г. - более 7,8 млрд долл.
В 90-е гг. в Западной Европе туризм более чем на 3/4 был внутрирегиональным (между самими развитыми странами). Частота прибытий туристов была относительно выше в средиземноморских странах из-за стремления жителей стран Северной Европы побывать в местах с более благоприятным климатом.
За последнее десятилетие (с середины 80-х гг. XX в.) доля прибытий в Европу из США сократилась, а из Японии возросла. Большие возможности в области туризма, хорошо развитая инфраструктура, создание ЕС, открытие тумнеля под Ла-Маншем, расширение сети высокоскоростных железных дорог, строительство крупных тематических парков и растущая тенденция среди путешественников брать краткосрочные отпуска - все способствует устойчивому потоку в Западную Европу. В 1997 г. наибольшее число туристов приходилось на Францию (66,8 млн человек), Испанию (43 млн), Италию (34 млн). В остальных странах, в том числе Юго-Восточной Европы, за исключением Албании, наблюдалось увеличение количества приезжих туристов.
Вырос туризм и в восточном Средиземноморье: в Турции - на 13,5%, на Кипре - на 5,6%, исключение - Израиль - 4,6%, в основном из-за политической нестабильности, угрозы терактов в последнее время (конец 90-х гг. - начало нового тысячелетия). Увеличилось количество путешествий в Северную Европу. В бывшей Югославии, которая в 1960-1970-х гг. получала огромные прибыли от туризма и обеспечивала за счет этой отрасли занятость, туризм замер в результате многолетней войны. Авианалеты стран НАТО в 1999 г,, уничтожившие много туристических объектов, породили на Балканах обстановку страха и неуверенности.
Предложение услуг туризма зависит от емкости и качества средств размещения, инфраструктуры и др. Для международных путешествий особенно важны транспортные возможности, развитие которых требует крупных капиталовложений. Развитые страны традиционно имеют хорошо развитую инфраструктуру. Спрос на туризм в них стимулирует создание средств и объектов, предназначенных исключительно для этой цели.
Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран
В большинстве развивающихся стран рост индустрии туризма тормозят не недостатки инфраструктуры, а нехватка средств на развитие данной отрасли. В частности, в Африке, Южной и Западной Азии часто отсутствует прямое воздушное сообщение с основными центрами спроса на туристические услуги, а неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной сети отражает низкий уровень социально-экономического развития в целом. В ряде стран Юго-Восточной Азии с динамично развивающейся экономикой и соответственно с более развитой инфраструктурой быстрый рост потоков туристов превышает ее возможности.
Совершенствование
транспорта и информационных технологий,
в частности появление
В развитии туризма важнейшую роль
играют правительства стран. Для
преодоления нехватки инвестиционного
капитала (особенно в развивающихся
странах) они вводят стимулы для
привлечения иностранных
Междуна родный (въездной и выездной) туризм в России, его развитие
Доля России в международной торговле услугами поданным 1997 г. небольшая (0,9%), как, впрочем, и в предыдущие годы.
В конце 90-х гг., до кризиса 1933 г. экспорт услуг развивался быстрее, чем экспорт товаров. Первое место в балансе услуг РФ занимает иностранный туризм, приносящий стране свыше половины всех доходов от экспорта услуг.
Федеральный закон РФ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 26.11.96 определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.
Данный закон устанавливает права и обязанности туриста, особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта, возможность объединения туроператоров и тура-гентов, а также туристов в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Законом предусматривается обеспечение безопасности туристов, страхование и защита интересов российских туристов за рубежом. Правовую основу в сфере международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ».
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
Важнейшая закономерность XX в. - трансформация
индустриальной экономики в
Информация о работе Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира