Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:20, доклад

Описание работы

Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

временное перемещение за границу  физического лица - поставщика услуг (квалифицированных служащих ТНК  или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей, спортсменов, артистов);

коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковское, страховые, аудиторские, рекламные  и другие услуги). 

 

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНЕТ С  РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ УСЛУГ  

Поистине революционные преобразования в  сфере научно-информационных  услуг в мировой экономической системе несет с собой Интернет. На основе этой технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Примечательно, что  услугами связано само предназначение всемирной сети - реализация широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: безгранично разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, Экономически более эффективная.

Новый многоцелевой технологический  механизм проходит начальную стадию развития, но уже определились его основные хозяйственные функции. Это - удовлетворение потребительского спроса на услуги "торговли и многих других отраслей. Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.     

В Интернет переносятся и функции  обслуживания производственного спроса. Он действует в качестве посреднического механизма в установлении эффективных хозяйственных связей между фирмами всех стран и отраслей, а также в получении ими разнообразных услуг. Тем самым устраняются избыточные промежуточные звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства.

Несмотря на впечатляющие темпы  прироста (за 90-е гг. число пользователей  услугами мировой сети выросло с 3 до 250 млн человек, а объемы электронной  коммерции - до 10 млрд долл.) его экономическая  роль пока несущественна.

Однако, оценивая новый технологический феномен, эксперты сходятся во мнении о его колоссальном хозяйственном потенциале, максимально полное раскрытие которого невозможно без создания соответствующих условий. Среди самых настоятельных - увеличение парка технических средств в распоряжении потребителей и повышение компьютерной грамотности населения, что критически важно для его бедных слоев и слаборазвитых стран; разработка принципов и нормативов правового регулирования хозяйственных отношений в принципиально новой рыночной среде, в том числе на наднациональном уровне. В Интернете особенно актуальны обеспечение прав личности, коммерческой тайны и т. д. 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК  ТЕХНОЛОГИЙ.       

Возникновение и интенсивное развитие рынка технологий вызвано динамичным развитием экспорта и импорта  технологий в мире.     

Субъекты - страны, фирмы, университеты и физические лица (ученые, специалисты).    

Объекты - результаты интеллектуальной собственности в овеществленной форме (оборудование, инструменты, машины, технологические линии) и неове-ществленной (документы, знания, опыт).

На международном уровне осуществляет деятельность Всемирная организация  интеллектуальной собственности (ВОИС), в рамках ВТО действуют ТРИПС, Комитет по передаче технологии ООН, Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ) и др.     

Вопросы интеллектуальной собственности на мировом рынке

Основные вопросы интеллектуальной собственности на мировом рынке  связаны с правовой защищенностью  ее объектов

при коммерческой реализации технологий. Объектами охраны интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности, а также открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.     

Правовая охрана интеллектуальной собственности осуществляется как  на уровне отдельных стран, так и  на международном - Парижской конвенцией по охране промышленной собственности {1883 г.), Европейской патентной конвенцией (ЕПК, 1978 г.), Евразийской патентной конвенцией (1994 г.). 

 

 

      Особенности  реализации лицензионных соглашений

Торговля лицензиями - наиболее распространенная форма передачи научно-технических  знаний на рынке технологий. Покупка лицензий снижает затраты на собственные НИОКР в 4-5 раз, а экономический эффект от использования лицензий покрывает затраты на их приобретение более чем в 10 раз. Лицензия - разрешение владельца технологии или прав промышленной собственности на использование изобретения, научно-технического достижений, технических знаний, опыта, секретов производства и т.д. в течение определенного срока за оговоренное вознаграждение. Различают лицензии на запатентованные разработки и беспатентные лицензии, когда новизна открытия или разработки не зарегистрирована в официальных учреждениях, которые наделены правом выдавать патент (документ, подтверждающий исключительное право авторства на изобретение на международном уровне).     

В зависимости от объема передаваемых покупателю лицензии прав выделяют:

простую лицензию, по договору которой  разрешается использовать изобретение, но владелец технологии (лицензиар) оставляет  за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных  лицензий другим лицам;

исключительная лицензия. Предоставляет исключительные права на использование изобретения в оговоренных пределах, лицензиар не может выдавать аналогичные лицензии другим;

полная лицензия. Лицензиар уступает все права на использование изобретения в течение срока действия соглашения (применяется редко).      

Стоимость лицензионного соглашения зависит не от затрат на проведение научно-исследовательских работ, а  от величины возможного дохода при  использовании объекта лицензии. Существует три вида выплаты лицензионного вознаграждения: роялти (отчисления от дохода в течение всего периода действия соглашения); паушальный платеж (единовременный платеж); комбинированные платежи. 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ           

ИНЖИНИРИНГОВЫМИ УСЛУГАМИ    

Инжиниринг - инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. В основе организации международной торговли инжиниринговыми услугами находится метод заказов работ на базе контракта, заключаемого между заказчиком и зарубежной инжиниринговой фирмой. Этот контракт имеет разные виды в зависимости от выбранного заказчиком способа осуществления проекта и характера услуг зарубежной фирмы. Выбор фирмы-исполнителя происходит в процессе переговоров или в ходе подрядных торгов (тендеров).   

Тендер - конкурсная форма проведения торгов, соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации. 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ    

Международный туризм - специфическая отрасль (разновидность) услуг, международные перемещения людей или путешествия, представляющие собой специфическую категорию международной торговли. По своим признакам международный туризм напоминает трудовую миграцию, однако существенно различие в целях. Цель туризма - отдых и развлечение людей в ограниченный период времени, хотя в последнее время значительная часть специалистов совмещает деловые (служебные) поездки с отдыхом в других странах. Туристические услуги в международном товарообороте выступают неким «невидимым товаром», чья характерная особенность заключается в том, что он становится важным, а иногда и единственным источником дохода для многих развитых и развивающихся стран.  

 

 

  Динамика  и основные направления международного  туризма

Группа развитых стран остается лидером в международных путешествиях. В 1995 г, 12 из 20 крупнейших экспортеров туризма в мире были из числа развитых стран.

Крупнейший из них - США, их доля в  общемировых поступлениях от туризма  увеличилась почти в 1,5 раза с 1970 (12%) по 1995 г. (19,3%), главным образом благодаря снижению курса доллара.

Далее идут Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария.

Однако  исключительно высокими темпами  растет приток туристов в Китай, в 1980 г. туризм принес КНР 617 млн долл., а 1995 г. - более 7,8 млрд долл.    

В 90-е гг. в Западной Европе туризм более чем  на 3/4 был внутрирегиональным (между самими развитыми странами). Частота прибытий туристов была относительно выше в средиземноморских странах из-за стремления жителей стран Северной Европы побывать в местах с более благоприятным климатом.    

За последнее  десятилетие (с середины 80-х гг. XX в.) доля прибытий в Европу из США  сократилась, а из Японии возросла. Большие возможности в области  туризма, хорошо развитая инфраструктура, создание ЕС, открытие тумнеля под Ла-Маншем, расширение сети высокоскоростных железных дорог, строительство крупных тематических парков и растущая тенденция среди путешественников брать краткосрочные отпуска - все способствует устойчивому потоку в Западную Европу. В 1997 г. наибольшее число туристов приходилось на Францию (66,8 млн человек), Испанию (43 млн), Италию (34 млн). В остальных странах, в том числе Юго-Восточной Европы, за исключением Албании, наблюдалось увеличение количества приезжих туристов.    

Вырос туризм и в восточном Средиземноморье: в Турции - на 13,5%, на Кипре - на 5,6%, исключение - Израиль - 4,6%, в основном из-за политической нестабильности, угрозы терактов в последнее время (конец 90-х гг. - начало нового тысячелетия). Увеличилось количество путешествий в Северную Европу. В бывшей Югославии, которая в 1960-1970-х гг. получала огромные прибыли от туризма и обеспечивала за счет этой отрасли занятость, туризм замер в результате многолетней войны. Авианалеты стран НАТО в 1999 г,, уничтожившие много туристических объектов, породили на Балканах обстановку страха и неуверенности.        

Предложение услуг туризма зависит от емкости  и качества средств размещения, инфраструктуры и др. Для международных путешествий  особенно важны транспортные возможности, развитие которых требует крупных капиталовложений. Развитые страны традиционно имеют хорошо развитую инфраструктуру. Спрос на туризм в них стимулирует создание средств и объектов, предназначенных исключительно для этой цели. 

 

 

    Роль индустрии туризма в экономике отдельных стран

В большинстве  развивающихся стран рост индустрии  туризма тормозят не недостатки инфраструктуры, а нехватка средств на развитие данной отрасли. В частности, в Африке, Южной  и Западной Азии часто отсутствует  прямое воздушное сообщение с основными центрами спроса на туристические услуги, а неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной сети отражает низкий уровень социально-экономического развития в целом. В ряде стран Юго-Восточной Азии с динамично развивающейся экономикой и соответственно с более развитой инфраструктурой быстрый рост потоков туристов превышает ее возможности.      

Совершенствование транспорта и информационных технологий, в частности появление реактивных самолетов и внедрение автоматизированной системы бронирования (АСБ), коренным образом изменило международную индустрию туризма и снизило путевые расходы.     

В развитии туризма важнейшую роль играют правительства стран. Для  преодоления нехватки инвестиционного  капитала (особенно в развивающихся  странах) они вводят стимулы для  привлечения иностранных инвесторов и поощряют создание совместных предприятий. Для правительств развитых стран характерно стремление через международное сотрудничество более успешно отстаивать свои интересы на переговорах с крупными авиалиниями и туроператорами, обеспечить более гармоничное экономическое развитие региона и содействовать внутрирегиональному социально-культурному обмену все большего числа людей. 

 

 

  Междуна родный (въездной и выездной) туризм в России, его развитие

Доля России в международной  торговле услугами поданным 1997 г. небольшая (0,9%), как, впрочем, и в предыдущие годы.

В конце 90-х гг., до кризиса 1933 г. экспорт услуг развивался быстрее, чем экспорт товаров. Первое место в балансе услуг РФ занимает иностранный туризм, приносящий стране свыше половины всех доходов от экспорта услуг.

Федеральный закон РФ № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 26.11.96 определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.

Данный закон устанавливает  права и обязанности туриста, особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта, возможность объединения туроператоров и тура-гентов, а также туристов в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Законом предусматривается обеспечение безопасности туристов, страхование и защита интересов российских туристов за рубежом. Правовую основу в сфере международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры, заключаемые в соответствии с Федеральным законом от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ». 

 

 

  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

 ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  РАЗВИТИЯ    

Важнейшая закономерность XX в. - трансформация  индустриальной экономики в постиндустриальную, или экономику услуг. В основе этого объективного процесса лежит  поступательное движение производительных сил, что в свою очередь влечет за собой рост производительности труда и других факторов производства.

Информация о работе Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира