Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:20, доклад

Описание работы

Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Ряд других услуг развивается более  умеренными темпами, на уровне , средних  показателей по сфере услуг или  по хозяйству в целом. Под  влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное сужение позиций вещной продукции в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса, значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. 

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УСЛУГ    

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных  связей. Этот процесс, довольно медленный  на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.    

Не менее сильным ускорителем  интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.

С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение  с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.

В последние два-три десятилетия XX в. и в начале нового века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно  высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. В 2000 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд долл. и составила в США 101 млрд долл., Италии, Франции, Испании - 27-31 млрд долл. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг - физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы.

Несмотря на явное ускорение  и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное  пространство эта сфера пока уступает материальному производству. И барьеры  в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В новом столетни можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий  и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе и с высоким научным содержанием. Вместе с XX в. окончательно ушли в прошлое довольно распространенные в свое время представления об услугах как о вспомогательных ах деятельности, отвлекающих якобы ресурсы от материального производства. Впереди, по-видимому, изменения не меньшей глубины Значимости, конкретные формы которых при возрастающем динамизме изменений предугадать очень не просто. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающее развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг производству и социальной и гуманитарной  направленности, дальнейшее повышение действия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйств, качество жизни населения. В наступившем веке, по всей вероятности, усилится тенденция к интегрвции вещных компонентов производства и услуг в единых технологических процессах, хозяйственных комплексах и структурах. Границы между двумя секторами хозяйства будут все более размываться, их разделение становиться условным, а каждая общественная потребность удовлетворяться при самых различных комбинациях вещной продукции и услуг. 

 

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ     

Географическая направленность торговли услугами отличается  большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров, Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. В 2000 г. доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США - 19,5, Японии - 4,4%.    

Возросла доля развивающихся стран  в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся  страны - на Предоставлении туристических  услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

Доля стран с переходной экономикой по-прежнему невысока - 3,5 и 2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно. В регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший удельный вес в предоставлении услуг имеет Россия, наиболее 

конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

 

 

 

 

 

 

 

Доля услуг в мировой  торговле

 

В странах ОЭСР доля услуг в ВВП  за последние два десятилетия  возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной  Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась  до 55% ВВП. Статистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпы роста «видимой» торговли (т.е. товарами). Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.

Заметный динамизм характерен и  для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние  два десятилетия отмечается их опережающий  рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в  обрабатывающую промышленность.

Тем не менее, международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей  товарами. Доля услуг в середине 90-х гг. составляла от 18 до 22% общего объема экспорта товаров и услуг (1170 млрд. долл. в 1996 г.):

 

 

1991 г.

1993 г.

1996 г.

Экспорт услуг

860

1030

1170

Экспорт товаров

3441,7

3600

4830

Экспорт услуг по отношению  к экспорту товаров

25

28,6

23,9


 

* Только из стран — членов  МВФ, включая Венгрию, Румынию,  Югославию Китай, Польшу.

Приведенные показатели относят к  трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, сумма операций с услугами на территории друга стран примерно в три раза больше.

Более 70% зарегистрированной торговли услугами приходится на ведущие развитые страны, а также Сингапур и Гонконг (Сянган). Лидерами являются США, за ними следуют Франция и Германия. Ниже приведены данные о внешней торговле услугами (млрд. долл.):

 

 

Экспорт

Импорт

США

189,5

128,3

Франция

96

76,9

Германия

79,5

130,3

Великобритания

69,5

57,3

Япония

63,9

121,6

Нидерланды

47,2

45,3

Сянган

36,1

21,2

Сингапур

29,3

16,5


Сравнительно низкая доля услуг  в международной торговле по сравнению  с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами:

    во-первых, многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются на национальном уровне;

    во-вторых, активная  реализация услуг на международном  уровне требует высокого технического  уровня в области телекоммуникаций  связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;

    в-третьих, торговля  услугами пока отстает от торговли  товарами области либерализации  и открытости рынков. Достигнутый  в рамка ГАТТ/ВТО прогресс в  либерализации торговли ограничивается  в основном товарными рынками. Услуги, за исключением транспортны и туристических, оставались в национальной компетенции.

 


Информация о работе Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира