Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:20, доклад
Международный рынок услуг - купля-продажа услуг на мировом рынке.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне , средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное сужение позиций вещной продукции в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса, значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ УСЛУГ
Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей. Этот процесс, довольно медленный на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.
Не менее сильным ускорителем интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.
С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.
В последние два-три десятилетия XX в. и в начале нового века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. В 2000 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд долл. и составила в США 101 млрд долл., Италии, Франции, Испании - 27-31 млрд долл. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг - физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы.
Несмотря на явное ускорение и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное пространство эта сфера пока уступает материальному производству. И барьеры в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В новом столетни можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе и с высоким научным содержанием. Вместе с XX в. окончательно ушли в прошлое довольно распространенные в свое время представления об услугах как о вспомогательных ах деятельности, отвлекающих якобы ресурсы от материального производства. Впереди, по-видимому, изменения не меньшей глубины Значимости, конкретные формы которых при возрастающем динамизме изменений предугадать очень не просто. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающее развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг производству и социальной и гуманитарной направленности, дальнейшее повышение действия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйств, качество жизни населения. В наступившем веке, по всей вероятности, усилится тенденция к интегрвции вещных компонентов производства и услуг в единых технологических процессах, хозяйственных комплексах и структурах. Границы между двумя секторами хозяйства будут все более размываться, их разделение становиться условным, а каждая общественная потребность удовлетворяться при самых различных комбинациях вещной продукции и услуг.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Географическая направленность торговли услугами отличается большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров, Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. В 2000 г. доля стран Западной Европы в мировом экспорте услуг составляла 46,2%, США - 19,5, Японии - 4,4%.
Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.
Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на Предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).
Доля стран с переходной
экономикой по-прежнему невысока - 3,5 и
2,9% в мировом экспорте и импорте услуг
соответственно. В регионе Центральной
и Восточной Европы, Балтии и СНГ наибольший
конкурентоспособны на мировом
Доля услуг в мировой торговле
В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП. Статистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпы роста «видимой» торговли (т.е. товарами). Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.
Заметный динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.
Тем не менее, международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами. Доля услуг в середине 90-х гг. составляла от 18 до 22% общего объема экспорта товаров и услуг (1170 млрд. долл. в 1996 г.):
1991 г. |
1993 г. |
1996 г. | |
Экспорт услуг |
860 |
1030 |
1170 |
Экспорт товаров |
3441,7 |
3600 |
4830 |
Экспорт услуг по отношению к экспорту товаров |
25 |
28,6 |
23,9 |
* Только из стран — членов
МВФ, включая Венгрию, Румынию,
Приведенные показатели относят к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, сумма операций с услугами на территории друга стран примерно в три раза больше.
Более 70% зарегистрированной торговли услугами приходится на ведущие развитые страны, а также Сингапур и Гонконг (Сянган). Лидерами являются США, за ними следуют Франция и Германия. Ниже приведены данные о внешней торговле услугами (млрд. долл.):
Экспорт |
Импорт | |
США |
189,5 |
128,3 |
Франция |
96 |
76,9 |
Германия |
79,5 |
130,3 |
Великобритания |
69,5 |
57,3 |
Япония |
63,9 |
121,6 |
Нидерланды |
47,2 |
45,3 |
Сянган |
36,1 |
21,2 |
Сингапур |
29,3 |
16,5 |
Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами:
во-первых, многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются на национальном уровне;
во-вторых, активная
реализация услуг на
в-третьих, торговля
услугами пока отстает от
Информация о работе Основные тенденции развития сферы услуг по регионам мира