Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Данная тема курсовой работы весьма актуальна, так как любая деятельность, которая существует, будь то работа на предприятии простым рабочим или управляющим в банке, сводится к получению дохода. Доход играют очень важную роль в жизни каждого человека. Он позволяет людям, получающим его, реализовать свои желания, выжить в мире экономического бытия. С помощью дохода люди обеспечивают себя необходимыми для своего существования вещами, в первую очередь, такими как еда, одежда, кров. А потом уже и второстепенными, то есть хорошим отдыхом, времяпрепровождением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
Теоретические основы формирования и распределения личных доходов населения ……………………………………………….......................

5
Сущность личных доходов населения и их структура ...………
5
Источники формирования и распределения личных доходов населения ……………………………………………………..........

11
Анализ динамики показателей, характеризующих формирование и распределение личных доходов населения в РБ………………………...

21
Совершенствование процесса формирования и распределения личных доходов населения ….…………………………………………..................

27
Заключение …………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ, Жук ЕВ.docx

— 186.33 Кб (Скачать файл)

Данные о денежных доходах в расчете на душу населения, о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате и минимальном потребительском бюджете за период 2010-2012 гг. приводятся в Таблице 2.2:

Таблица 2.2 – Денежные доходы в расчете на душу населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата и минимальный потребительский бюджет населения Республики Беларусь (тыс. руб.) за период 2010-2012 гг.

Годы

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

Минимальный потребительский бюджет (в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц), тыс. руб.

2010

952,4

1217,3

446,2

2011

1457,7

1899,8

733,6

2012

2831,4

3676,1

1300,3


Источник: собственная разработка на основе двух источников [13; 18, с. 141]

Исходя из данных Таблицы 2.2, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников за 2010-2011 гг. увеличилась на 682,5 тыс. руб. или на 56,1%, а за период 2011-2012 гг. – на 1776,3 тыс. руб. или на 93,5%. В целом за весь период с 2010 по 2012 г. он увеличилась на 2458,8 тыс. руб. или на 202% и составила в 2012 году 3676,1 тыс. руб.

Минимальный потребительский бюджет (в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц) за период с 2010 по 2011 г. увеличился на 287,4 тыс. руб. или на 64,4%. За период с 2011 по 2012 г. он увеличился на 566,7 тыс. руб. или на 77,2%. В целом же за весь анализируемый период минимальный потребительский бюджет увеличился на 854,1 тыс. руб. или на 191,4% и составил в 2012 году 1300,3 тыс. руб.

 Денежные доходы в расчете на душу населения за период 2010-2011 гг. увеличились на 505,3 тыс. руб. в месяц или на 53,1%. За период 2011-2012 гг. они увеличились на 1373,7 тыс. руб. в месяц или на 94,2% и составили в 2012 году 2831,4 тыс. руб. в месяц, что превысило минимальный потребительский бюджет в 2,2 раза.

Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь существует положительная динамика денежных доходов населения.  За последние годы размеры денежных доходов, в том числе заработной платы и трансфертных выплат, значительно увеличились. Кроме того увеличились и денежные доходы в расчете на душу населения, что привело к превышению минимального потребительского бюджета более, чем в 2 раза. В конечном итоге все эти изменения, а вернее увеличения, привели к общему росту уровня жизни всех граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Как уже говорилось, неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы. Однако оно может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому необходимо постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Таким образом, значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и эффективным средством его преодоления, а также преодоления бедности выступает государственная политика доходов. [1, с. 222]

Государственная политика доходов направлена на решение следующих задач:

  1. регулирование доходов путем повышения доходов бедных слоев населения (в том числе путем установления минимальной заработной платы и пенсии) и ограничение доходов богатых с помощью прогрессивной ставки подоходного налога;
  2. оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения;
  3. нейтрализация инфляционного обесценения доходов и сбережений населения. [7, с. 566]

Она осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет.

Практика регулирования доходов предполагает:

  1. установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
  2. регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
  3. защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов. [12, стр. 212]

Так, согласно Закону Республики Беларусь № 124-3 от 17.07.2002 «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы», месячная минимальная заработная плата в Республике Беларусь на 1января 2013 г. составила 1395,0 тыс. руб., а часовая – 8340 руб. Минимальная заработная плата с сентября 2013 г. была индексирована на 6,8%.  Однако в связи с увеличением с 1 ноября 2013 г. бюджета прожиточного минимума до 1047,5 тыс. руб., минимальная зарплата за октябрь 2013 г. с учетом индексации составила:

месячная – 1466,2 тыс. руб. (увеличилась на 1440 руб.),

часовая – 8760 руб. (увеличилась на 420 руб.).

Политика перераспределения доходов населения через госбюджет осуществляется путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими: 

  • трансфертные платежи, то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным; 
  • регулирование цен на социально важную продукцию; 
  • индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции; 
  • обязательный минимум зарплаты как базы оплаты труда на всех предприятиях; 
  • прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода. [7, с. 578]

Таким образом, в 2013 г. ставка подоходного налога для физических лиц была установлена в размере 12%. Для доходов, полученных в виде дивидендов, ставка составляет 15%. В таком же размере облагались доходы, полученные от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности. Налоговая ставка в размере 9% была установлена в отношении доходов, полученных физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий, индивидуальными предпринимателями — резидентами Парка высоких технологий, а также другими физическими лицами, участвующими в реализации бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий.

С 1 января 2013 г. согласно внесенным Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» от 26.10.2012 № 431-З изменениям и дополнениям в Налоговый кодекс Республики Беларусь скорректирован размер стандартных налоговых вычетов, установленных при исчислении подоходного налога с физических лиц. Так, налоговые вычеты предоставляются в размере:

  • 550 тыс. руб. в месяц (в 2012 г. – 440 тыс. руб.) при получении плательщиком дохода, не превышающего 3350 тыс. руб. (в 2012 г. доход плательщика должен был не превышать 2680 тыс. руб.);
  • 155 тыс. руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (в 2012 году размер такого вычета составлял 123 тыс. руб.);
  • 310 тыс. руб. на каждого ребенка в месяц родителям, имеющим 3 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, также вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю (в 2012 году размер такого вычета составлял 246 тыс. руб.)

В центре государственного регулирования доходов населения стоит борьба с бедностью. Она связана со значительными денежными издержками и включает в себя:

  • с одной стороны: проведение мероприятий по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. Сюда также относятся и выплата пособий по безработице, так как эти пособия вычитаются из заработка работника и затем возвращаются ему как заработанные ранее деньги;
  • с другой стороны: разработку программ государственной помощи или благотворительных программ, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Эти программы финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя и называются государственными благотворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов  и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных. Цель подобных программ – установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц с тем, чтобы они были относительно независимы от семей родственников и близких в плане жизнеобеспечения. [3, с. 582]

Согласно указу президента Республики Беларусь от 19.01.2012 г. №41 «О государственной адресной социальной помощи», в систему государственной адресной помощи с 2012 г. были включены:

  • бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни с предоставлением права на такое обеспечение без учета уровня доходов семьи при рождении двойни и более детей;
  • право семей (граждан) на одновременное получение различных видов помощи согласно условиям их предоставления;
  • пособие для инвалидов I группы и детей-инвалидов, имеющих 4 степень утраты здоровья, предусматривающее возмещение затрат на приобретение средств личной гигиены (подгузников). [6]

В октябре 2013 г. численность всех пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 2521,3 тыс. человек. Средний размер назначенных им пенсий составил 2102,4 тыс. руб., что в 2,5 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 2179,8 тыс. руб., по инвалидности – 1915,7 тыс. руб., по случаю потери кормильца – 1387,9 тыс. руб., социальных пенсий – 946,1 тыс. руб.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2013 г. № 939 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2013 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2013 г. по 31 января 2014 г.:

в среднем на душу населения – 1 047 530 руб.;

для трудоспособного населения – 1 158 520 руб.;

для пенсионеров – 867 080 руб.;

для детей-студентов – 1 035 430 руб.;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 1 165 460 руб.;

для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 1 156 190 руб.;

для детей в возрасте до 3 лет – 893 970 руб. [13]

В Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь и другие, направленные на решение проблем бедности и чрезмерного социального расслоения.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной заработной платы. Такой предел должен сдерживать развертывание инфляционной спирали «цена – зарплата».

В среднем за январь-октябрь 2013 г. средняя номинальная начисленная заработная плата по Республике Беларусь составила 5047,0 тыс. руб. (около $537). Самая низкая заработная плата – у работников образования (3382,5 тыс. руб. – $360), здравоохранения (3663,0 тыс. руб. – $390), гостиниц и ресторанов (3682,5 тыс. руб. – $392), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (3857,5 тыс. руб. –  $411). Самая высокая заработная плата — у работников финансового сектора (8225,6 тыс. руб. –  $875), в горнодобывающей промышленности (7399,0 тыс. руб. – $787), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (8033,4 тыс. руб. – $855), производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (10119,9 тыс. руб. – $1077), химическом производстве (8022,9 тыс. руб. – $854). Самая низкая средняя заработная плата в Брестской области (4379,4 тыс. руб. — $466), самая высокая — в городе Минске (6440,8 тыс. руб. — $685). [13]

Информация о работе Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения