Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:44, курсовая работа
Данная тема курсовой работы весьма актуальна, так как любая деятельность, которая существует, будь то работа на предприятии простым рабочим или управляющим в банке, сводится к получению дохода. Доход играют очень важную роль в жизни каждого человека. Он позволяет людям, получающим его, реализовать свои желания, выжить в мире экономического бытия. С помощью дохода люди обеспечивают себя необходимыми для своего существования вещами, в первую очередь, такими как еда, одежда, кров. А потом уже и второстепенными, то есть хорошим отдыхом, времяпрепровождением.
Введение………………………………………………………………………..
3
Теоретические основы формирования и распределения личных доходов населения ……………………………………………….......................
5
Сущность личных доходов населения и их структура ...………
5
Источники формирования и распределения личных доходов населения ……………………………………………………..........
11
Анализ динамики показателей, характеризующих формирование и распределение личных доходов населения в РБ………………………...
21
Совершенствование процесса формирования и распределения личных доходов населения ….…………………………………………..................
27
Заключение …………………………………………
Данные о денежных доходах в расчете на душу населения, о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате и минимальном потребительском бюджете за период 2010-2012 гг. приводятся в Таблице 2.2:
Таблица 2.2 – Денежные доходы в расчете на душу населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата и минимальный потребительский бюджет населения Республики Беларусь (тыс. руб.) за период 2010-2012 гг.
Годы |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
Минимальный потребительский бюджет (в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц), тыс. руб. |
2010 |
952,4 |
1217,3 |
446,2 |
2011 |
1457,7 |
1899,8 |
733,6 |
2012 |
2831,4 |
3676,1 |
1300,3 |
Источник: собственная разработка на основе двух источников [13; 18, с. 141]
Исходя из данных Таблицы 2.2, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников за 2010-2011 гг. увеличилась на 682,5 тыс. руб. или на 56,1%, а за период 2011-2012 гг. – на 1776,3 тыс. руб. или на 93,5%. В целом за весь период с 2010 по 2012 г. он увеличилась на 2458,8 тыс. руб. или на 202% и составила в 2012 году 3676,1 тыс. руб.
Минимальный потребительский бюджет (в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц) за период с 2010 по 2011 г. увеличился на 287,4 тыс. руб. или на 64,4%. За период с 2011 по 2012 г. он увеличился на 566,7 тыс. руб. или на 77,2%. В целом же за весь анализируемый период минимальный потребительский бюджет увеличился на 854,1 тыс. руб. или на 191,4% и составил в 2012 году 1300,3 тыс. руб.
Денежные доходы в расчете на душу населения за период 2010-2011 гг. увеличились на 505,3 тыс. руб. в месяц или на 53,1%. За период 2011-2012 гг. они увеличились на 1373,7 тыс. руб. в месяц или на 94,2% и составили в 2012 году 2831,4 тыс. руб. в месяц, что превысило минимальный потребительский бюджет в 2,2 раза.
Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в Республике Беларусь существует положительная динамика денежных доходов населения. За последние годы размеры денежных доходов, в том числе заработной платы и трансфертных выплат, значительно увеличились. Кроме того увеличились и денежные доходы в расчете на душу населения, что привело к превышению минимального потребительского бюджета более, чем в 2 раза. В конечном итоге все эти изменения, а вернее увеличения, привели к общему росту уровня жизни всех граждан.
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
Как уже говорилось, неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы. Однако оно может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому необходимо постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.
Таким образом, значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и эффективным средством его преодоления, а также преодоления бедности выступает государственная политика доходов. [1, с. 222]
Государственная политика доходов направлена на решение следующих задач:
Она осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет.
Практика регулирования доходов предполагает:
Так, согласно Закону Республики Беларусь № 124-3 от 17.07.2002 «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы», месячная минимальная заработная плата в Республике Беларусь на 1января 2013 г. составила 1395,0 тыс. руб., а часовая – 8340 руб. Минимальная заработная плата с сентября 2013 г. была индексирована на 6,8%. Однако в связи с увеличением с 1 ноября 2013 г. бюджета прожиточного минимума до 1047,5 тыс. руб., минимальная зарплата за октябрь 2013 г. с учетом индексации составила:
месячная – 1466,2 тыс. руб. (увеличилась на 1440 руб.),
часовая – 8760 руб. (увеличилась на 420 руб.).
Политика перераспределения доходов населения через госбюджет осуществляется путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:
Таким образом, в 2013 г. ставка подоходного налога для физических лиц была установлена в размере 12%. Для доходов, полученных в виде дивидендов, ставка составляет 15%. В таком же размере облагались доходы, полученные от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности. Налоговая ставка в размере 9% была установлена в отношении доходов, полученных физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий, индивидуальными предпринимателями — резидентами Парка высоких технологий, а также другими физическими лицами, участвующими в реализации бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий.
С 1 января 2013 г. согласно внесенным Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» от 26.10.2012 № 431-З изменениям и дополнениям в Налоговый кодекс Республики Беларусь скорректирован размер стандартных налоговых вычетов, установленных при исчислении подоходного налога с физических лиц. Так, налоговые вычеты предоставляются в размере:
В центре государственного регулирования доходов населения стоит борьба с бедностью. Она связана со значительными денежными издержками и включает в себя:
Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных. Цель подобных программ – установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц с тем, чтобы они были относительно независимы от семей родственников и близких в плане жизнеобеспечения. [3, с. 582]
Согласно указу президента Республики Беларусь от 19.01.2012 г. №41 «О государственной адресной социальной помощи», в систему государственной адресной помощи с 2012 г. были включены:
В октябре 2013 г. численность всех пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 2521,3 тыс. человек. Средний размер назначенных им пенсий составил 2102,4 тыс. руб., что в 2,5 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 2179,8 тыс. руб., по инвалидности – 1915,7 тыс. руб., по случаю потери кормильца – 1387,9 тыс. руб., социальных пенсий – 946,1 тыс. руб.
Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2013 г. № 939 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2013 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2013 г. по 31 января 2014 г.:
в среднем на душу населения – 1 047 530 руб.;
для трудоспособного населения – 1 158 520 руб.;
для пенсионеров – 867 080 руб.;
для детей-студентов – 1 035 430 руб.;
для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 1 165 460 руб.;
для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 1 156 190 руб.;
для детей в возрасте до 3 лет – 893 970 руб. [13]
В Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция совершенствования оплаты труда, комплексная система мер по социальной защите населения Республики Беларусь и другие, направленные на решение проблем бедности и чрезмерного социального расслоения.
Важным элементом государственного регулирования доходов является определение верхнего предела номинальной заработной платы. Такой предел должен сдерживать развертывание инфляционной спирали «цена – зарплата».
В среднем за январь-октябрь 2013 г. средняя номинальная начисленная заработная плата по Республике Беларусь составила 5047,0 тыс. руб. (около $537). Самая низкая заработная плата – у работников образования (3382,5 тыс. руб. – $360), здравоохранения (3663,0 тыс. руб. – $390), гостиниц и ресторанов (3682,5 тыс. руб. – $392), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (3857,5 тыс. руб. – $411). Самая высокая заработная плата — у работников финансового сектора (8225,6 тыс. руб. – $875), в горнодобывающей промышленности (7399,0 тыс. руб. – $787), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (8033,4 тыс. руб. – $855), производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (10119,9 тыс. руб. – $1077), химическом производстве (8022,9 тыс. руб. – $854). Самая низкая средняя заработная плата в Брестской области (4379,4 тыс. руб. — $466), самая высокая — в городе Минске (6440,8 тыс. руб. — $685). [13]
Информация о работе Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения