Основные закономерности экономической организации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Экономика - это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом, а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей. Экономика - наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей и желаний людей.
Экономические ресурсы (или факторы производства) - это ресурсы, участвующие в производстве конкретного товара или услуги.

Файлы: 1 файл

рабочая тетрадь.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

Спрос - вся совокупность взаимосвязей количества товара, на которое предъявляется спрос, и соответствующих цен при прочих равных условиях.

 

Зависимость величины спроса от цены

Закон спроса - закономерность, в соответствии с которой величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара.

Функция спроса - функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него.

В наиболее простом случае функцию  спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:

Q d= f ( P )

Линейную функцию спроса (т.е. когда  она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:

Qd=a-b*p

где a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар.

Знак «минус» показывает, что  функция спроса имеет убывающий  вид.

Факторы смещения кривой.

· цена блага;

· цены других благ;

· доходы покупателей;

· общее количество покупателей данного блага;

· предпочтительные вкусы покупателей;

· инфляционные ожидания;

· экономическая политика государства.

Предложение - возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Зависимость величины предложения  от цены

Закон предложения - закономерность, в соответствии с которой величина предложения находится в прямой зависимости от изменения цены товара.

Функция предложения - описывает зависимость между рыночной ценой товара и его предложением на изолированном рынке этого товара. В общем случае следует исходить из того, что рассматриваемый продукт производится на достаточно большом количестве конкурирующих между собой предприятий. В такой ситуации естественно считать, что каждый производитель стремится к наибольшей прибыли, и его индивидуальный выпуск продукта увеличивается по мере роста цены на этот продукт.

Факторы смещения кривой.

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и  доступность ресурсов.

5. Налоги и  дотации.

6. Природные  условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Равновесие  спроса и предложения


Равновесная цена - цена, при которой величина спроса равна количеству предложенного товара

 

Тема 4. Эластичность спроса и предложения

 

Эластичность  спроса по цене - реакция величины спроса на изменение цены; показывает насколько процентов изменится количество товара, на которое предъявляется спрос, при изменении цены на один процент.

Точечная эластичность спроса - эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.

Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения  к изменениям цен, доходов и т. д. Точечная эластичность отражает реакцию  спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и других факторов. Нередко возникает ситуация, когда необходимо знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому.

 

Дуговая эластичность спроса - примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов.

Дуговая эластичность определяется как средняя  эластичность, или эластичность в  середине хорды, соединяющей две  точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения.

 

 

 

Графики

Эластичный  спрос

Неэластичный  спрос

Единичная эластичность спроса

Kd>1

Объем спроса изменяется на больший  процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Kd<1

Когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет  замены).

Kd=1

Изменение цены вызывает абсолютно  пропорциональное изменение объёма спроса.




Факторы, влияющие на эластичность спроса

  1. Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  2. Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  3. Консерватизм покупателей во вкусах;
  4. Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  5. Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Перекрестная  эластичность спроса характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого.

 

где QB1, QB0- величина спроса на благо B до и после изменения цены блага "А";

PA1, PA0 – цена блага "А" до и после изменения.

Если Е > 0, то перед нами товары-субституты, если Е < 0 – взаимодополняемые.

Чем выше эластичность спроса на благо  Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда  Е = + ∞, товары – совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Е = -∞, то это пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило может  использоваться лишь при небольших  ценовых изменениях.

Эластичность  спроса относительно дохода показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Определяется по формуле:

где Δ I – относительное изменение  дохода потребителя.

Если показатель Еi является отрицательным, то товары являются недоброкачественными. Если Еi> 0, благо является нормальным.

Если 0 < Еi < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости.

При Еi > 1 спрос на благо опережает рост доходов (предметы роскоши).

Эластичность  предложения - показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен.

В случае, когда увеличение предложения  превосходит рост цен последнее  характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения вычисляется  через коэффициент эластичности предложения по формуле:

где Km— коэффициент эластичности предложения

G— процент изменения количества предлагаемого товара

F— процент изменения цены

Фактор  времени и эластичность предложения - это период, в течение которого производитель имеет возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:

1) кратчайший рыночный период. Он настолько мал, что производители не успевают должно отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны.

Следовательно, объем предложения  фактически фиксирован;

2) краткосрочный период. В этом периоде производственные мощности остаются неизменными, но может меняться интенсивность их использования.

При этом переменными становятся некоторые  факторы производства (рабочая сила, сырье и материалы и т.д.);

3) долгосрочный период. В этом периоде производителю предоставляется достаточно времени для изменения производственных мощностей.

 

                                     

Кратчайший период                                 Короткий период                            Долгосрочный период

 

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ

1. Верны ли следующие утверждения;

  1. . Спрос на мармелад более эластичен, чем спрос на сахар.

Да                    Нет

  1. Спрос является неэластичным по цене, когда процентное изменение величины спроса больше процентного изменения цены товара.

Да                    Нет

  1. Эластичность спроса по цене показывает, на какую сумму денег меняется спрос при изменении цены товара на один рубль.

Да                    Нет

  1. Эластичность спроса на ананасы по цене показывает, на сколько ананасов сократится их продажа при изменении их цены на один доллар.

Да                    Нет

  1. Спрос на товар эластичен, когда изменение цены не влияет на величину общей выручки.


Да                    Нет

  1. В долгосрочном периоде предложение более эластично, чем в краткосрочном.

Да                    Нет

 

II. Выберите правильный ответ -

1. Если бы эластичность спроса на утюги была нулевой, это означало бы, что: Ответ Б

а) по имеющимся ценам можно продать любое количество утюгов

б) данное количество утюгов будет куплено по сколь угодно высоким ценам;

в)  потребность в товаре полностью насыщена;

г)  потребители не согласятся ни на какие изменения в объемах и ценах утюгов.

  1. На каком из графиков отражена наиболее низкая эластичность спроса ? Ответ Б

 

 

 

  1. Спрос на благо неэластичен по цене, если ценовая эластичность спроса: Ответ В

а) больше 2;

б) больше 1, но меньше 2

в) меньше 1

г) равен 1.

  1. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к

Ответ В

а) росту расходов населения на жевательную резинку;

б) снижению расходов населения на жевательную резинку;

в) повышению спроса

г) снижению спроса на продукты питания.

5. Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию: Ответ Б

а) цены одного товара на изменение цены другого товара;

б) величины спроса одного товара на изменение цены другого товара;

в) цены одного товара на изменение предложения другого блага;

г) величины спроса одного товара на изменение спроса на другое благо.

6. На каком из графиков отражена наиболее низкая эластичность спроса Ответ В

 

  1. Вы используете для покупки товара А 5% своего дохода составляющего в месяц 3 000 рублей. Если Вы будете иметь доход на 1 000 руб. больше, то из него Вы потратите 10% своего дохода на приобретение товара А. Эти сведения позволяют определить: Ответ Б

а) эластичность спроса по цене

б) эластичность спроса по доходу

в) перекрестную эластичность спроса

г) верных ответов нет

  1. Перекрестная эластичность спроса на масло по цене колбасы больше нуля. Масло и колбаса являются: Ответ В

а) нейтральными благами

б) дополняемыми благами

в) заменяемыми благами

г) могут быть дополняемыми и заменяемыми

  1. Если 1%ное сокращение цены на товар приводит к 2%му увеличению спроса на него, то это спрос: Ответ Б

а) неэластичный

б) эластичный

в) единичной эластичности

Информация о работе Основные закономерности экономической организации общества