Основы экономической системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить экономическую систему России на основе рассмотренных экономических систем
Задачи исследования:
1 Дать определение экономической системы
2 Систематизировать экономические системы
3 Выделить типы и модели экономических систем
4 Определить экономическую систему в России

Файлы: 1 файл

Основы экономической системы РФ.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Становление капиталистических  производственных отношений ускорялись так называемым первоначальным накоплением капитала. Сущность этого процесса заключалась в насильственном массовом отделении непосредственных производителей (прежде всего крестьян в условиях феодализма) от ранее принадлежавших им средств труда и превращение их в продавцов своей рабочей силы. С другой стороны в руках формирующейся буржуазии сосредотачивалось все больше денежных богатств и капитала.

Важнейшим экономическим  результатом в развитии капитализма  стало обеспечение более высокой производительности труда. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, а также новый принцип отношений между работодателями и работниками. Покупатели и продавцы рабочей силы  выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Это предполагало свободу передвижения в пределах рынка труда. Наемный работник, получая вознаграждение за свой труд, обладал свободой выбора средств и способов удовлетворения своих потребностей. Работодатель же имел право свободного выбора рабочей силы. Обратной стороной такой свободы стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, правильность принимаемых решений и соблюдение условий трудового соглашения.

При капитализме существует рыночный механизм решения основных экономических проблем общества. Каждый товар и каждая услуга имеет свою цену, т.е. все продается и покупается за определенную стоимость. Даже все виды рабочей силы имеют свою стоимость. Тысячи товаров и услуг производятся миллионами людей, десятками тысяч компаний и заводов без какого-либо централизованного управления или плана. Однако хаоса нет, а есть определенный экономический порядок. Происходит это благодаря так называемому механизму общественной координации. Суть его состоит в том, что люди, действуя в своих собственных интересах, создают возможности выбора для других. Общественная координация выступает как процесс непрерывного приспособления людей к изменениям в чистой выгоде, возникающей в результате их взаимодействия. Изменение рыночных цен в ту или иную сторону служит для производителей сигналом об изменении потребительских предпочтений. Производитель самостоятельно решает проблему распределения редких производственных ресурсов, ориентируясь на рыночную конъюнктуру и уровень цен и сам определяет что производить и сколько.

Ресурсы применяются  в соответствии с решениями, сделанными индивидуальными потребителями  на рынке и для получения прибыли. И в стремлении увеличить ее предприниматель  старается минимизировать затраты на производство, а поэтому очень экономно использует естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы. Достижение этого возможно при максимальном использовании творческого и организаторского потенциала самого предпринимателя, реализации его предпринимательского таланта, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства.

 

2.4 Командная  экономика (командно-административная  система)

 

Различия в доходах, свойственные рыночной экономике издавна  побуждали людей трактовать капитализм как "несправедливую" экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в XIX в. общественного движения, называемого "марксизмом" в честь своего главного идеолога - немецкого экономиста Карла Маркса. Он и его последователи считали, что рыночная система изжила себя и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. И поэтому ее предполагалось заменить новой экономической системой – командно-административной (социализм).

Классическим примером такой системы стала централизованная плановая экономика в бывшем СССР. Эту систему предлагали как образец для подражания, по ней оценивали экономику – социалистическая она или нет. В основе ее построения лежали главные признаки социализма:

  1. господство общественной (а на деле – государственной) собственности на средства производства;
  2. всеобщий контроль государства;
  3. выполнение плана в качестве побудительного мотива;
  4. уравнительный принцип распределения;
  5. государственное ценообразование.

При такой организации экономической жизни государство является полновластным собственником всех видов ресурсов: земли, производственного капитала, рабочей силы и, даже, предпринимательской способности. А распределением этих ресурсов занимались центральные органы управления в соответствии с планами, которые разрабатывались руководством государства на научной основе. Государство являлось монополистом во всех отраслях. Таким образом, социализм был полной противоположностью чистого капитализма, где любым монополиям нет места. экономический рыночный капитализм

Хозяйственный механизм командно-административной системы  имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого  центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Основные экономические проблемы общества решались на общегосударственном уровне: государственный план определял, что и сколько будет произведено, как будет произведено и как будет распределяться.

Во-вторых, государство, полностью контролируя производство и распределение продукции, устанавливает  цены, в результате чего исключается  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными предприятиями. Поставщики были жестко прикреплены к потребителям. При этом предприятия-поставщики, как в экономическом, так и в административном отношении находились в односторонне выгодном положении по сравнению с предприятиями-покупателями, которым они навязывали свои товары.

В-третьих, государственный  аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Планирование носило директивный характер, имело вид  силового давления и не опиралось  на экономические интересы. А это означало, что для доведения планов до предприятия требовалась определенная организационная система управления общественным производством. Она нашла свое выражение в Госплане. В его функции входило доведение до каждого предприятия детального планового задания и контроль за его выполнением. При этом никого не интересовало пользуется продукция спросом или нет. Результатом такой политики стало затоваривание и расточительство общественного труда.

Что касается системы  управления трудовыми ресурсами, то в стране была поставлена задача сделать организованный набор рабочей силы основной формой обеспечения потребности в ней. Штаты большинства предприятий были искусственно раздуты. И хотя выраженной безработицы в стране не было, справедливо отметить наличие ее в скрытом, подавленном виде. С целью стимулирования высокопроизводительного труда и повышения квалификации были введены прогрессивные формы оплаты труда и тарифные сетки.

Напомним, что в период расцвета социалистического лагеря (50-е - 80-е годы) в его странах жило более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, самый крупный экономический эксперимент в истории человечества.

Результатом действия централизованно-плановой системы управления стало противоречие между структурой производства и структурой потребления, которое постоянно углублялось. С одной стороны, зачастую расширяли выпуск не столь необходимых и даже ненужных изделий, как в тяжелой, так и в легкой промышленности, с другой стороны рос список дефицитных товаров.

Важнейшей причиной создавшегося положения стало то, что центр был не в состоянии охватить всю систему взаимоотношений, а существовавшие методы планирования и управления ориентировали предприятие, прежде всего на увеличение объема производства. При этом предприятия, стремясь к выполнению плана, зачастую неэкономно расходовали ресурсы. Справедливо заметить, что сама по себе идея планирования в экономике вполне разумна в пределах предприятия пока, за все действия отвечает конкретный человек, рискующий, в случае ошибки, своим имуществом. Планирование же в масштабах страны бывает необходимо, например, в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с  общегосударственной задачей. Но в мирное время детальное централизованное планирование действий всех экономических субъектов неразумно, так как громоздкая и неповоротливая система Госплана не в состоянии реагировать на изменения в структуре потребительского спроса.

Серьезным негативным последствием воздействия данной системы стало падение эффективности функционирования экономики в целом. Капитальные вложения носили централизованный характер и направлялись главным образом в новое строительство, а действующие предприятия работали на старой производственной базе. Из-за этого большая часть выпускаемой в стране продукции была низкого качества и устаревшей конструкции. Она не пользовалось спросом ни на внешнем, ни на внутреннем рынках.

В итоге, конец нашего столетия стал эпохой полного развала  экономики стран социалистического  лагеря. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТП сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования в этих странах. Планирование в масштабах страны не оправдало себя, и большинство бывших социалистических стран занялись возрождением частной собственности и системы рынков.

 

 

2.5 Смешанная экономика

 

Говоря о плановой или рыночной экономике, не следует  забывать, что в чистом виде их можно  встретить лишь на бумаге. В реальной жизни экономика большинства  стран находится где-то между крайностями чистого капитализма и социализма плюс элементы традиционной экономики.

Например, частная собственность  и опора на рыночные механизмы  не обязательно сопутствуют друг другу, как, впрочем, и государственная  собственность и централизованное планирование. Доказательством тому может служить фашизм гитлеровской Германии, который получил название авторитарного капитализма. Экономика здесь находилась под жестким государственным планированием и управлением, но собственность оставалась частной. В противоположность этой картине экономику Югославии 80-х годов можно охарактеризовать как рыночный социализм. Ей были свойственны государственная собственность на ресурсы и одновременно опора на свободный рынок как механизм организации и координации экономической деятельности.

И на сегодняшний день в большинстве стран мира действует смешанная экономическая система. При такой системе земля и капитал могут находиться не только в частной, но и в государственной собственности. Во многих странах существует значительный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых частично или полностью принадлежит государству, но которые:

  • не получают от государства планов;
  • работают по рыночным законам;
  • вынуждены на равных правах конкурировать с частными фирмами.

Распределение факторов производства осуществляется как рынками, так и при значительном участии  государства. Таким образом, государство  и рыночная система делят между  собой ответственность за решение  основных экономических проблем  общества.

Вмешательство государства  в экономическую жизнь необходимо из-за ряда причин. Вот основные из них:

  • потребности общества, удовлетворение которых не приносит денежного дохода (такие, как содержание армии, борьба с эпидемиями и т.д.), государство может удовлетворить лучше, чем рынок.
  • государство может смягчить негативные последствия действия рыночных механизмов - слишком большие различия в доходах граждан, загрязнения окружающей среды и пр.

К основным функциям государства  в смешанной экономике можно  отнести:

  1. Выработка правовой базы и некоторых специфических услуг, например деятельность правоохранительных органов или государственных стандартов качества продукции.
  2. Поддержание конкуренции. Разработка антимонопольного законодательства и жесткий контроль за ценами и качеством в естественных монополиях.
  3. Перераспределение доходов. Программы социального обеспечения и социальный трансферт.
  4. Перераспределение ресурсов. Государство из бюджета оплачивает ресурсы, идущие на производства «общественных благ», таких как постройка автомагистралей, содержание национальной обороны и т.д.

В каждой стране такой  способ хозяйствования как смешанная  экономика приобрел свою форму - в  зависимости от степени вмешательства  государства в экономическую  жизнь общества.

 

 

2.6 Переходная экономика

 

Переход от одной экономической  системы к другой вызывает особое состояние экономики. Причиной обычно служит кризис и трансформация экономических  отношений прежней системы, а  также возникновение новых отношений, присущих нарождающейся системе. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной экономики.

Такая ситуация может возникнуть как в одной  стране, так и одновременно в ряде стран. Переход из одной устоявшейся  экономической системы к другой не может произойти мгновенно – требуется время, для того чтобы создать новый комплекс экономических отношений. Это занимает, как правило, достаточно длительный период времени. Длительность перехода зависит от особенностей страны или региона.

Информация о работе Основы экономической системы РФ