Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 16:07, курсовая работа
Цель работы – выявить экономическую систему России на основе рассмотренных экономических систем
Задачи исследования:
1 Дать определение экономической системы
2 Систематизировать экономические системы
3 Выделить типы и модели экономических систем
4 Определить экономическую систему в России
Переход от традиционной
экономики к чистому
Однако сегодня, говоря о переходной экономике, чаще всего имеют в виду развал бывшего соцлагеря. Конец XX в. охарактеризовался массовым переходом ряда стран от административно-командной экономики к рыночной. Исходной точкой таких преобразований послужил кризис государственной собственности и плановой системы регулирования экономикой. Эти элементы стали постепенно замещаться различными формами частной собственности и формированием механизмов функционирования экономикой присущих рынку.
Хотя этот процесс идет гораздо интенсивнее, чем переход от традиционной системы к капитализму (что объясняется наличием развитого индустриального производства), в разных странах он происходит по-разному. Чем более та или иная страна была «рыночной» на момент утверждения административно-командной системы, тем легче и быстрее она теперь переходит к рынку. Примером таких стран могут послужить Чехия и Венгрия.
Следует отметить, что для экономики переходного типа характерно резкое обострение социально-экономических противоречий, которое затухает по мере формирования зрелой экономической системы
Исходя из выше рассмотренных экономических систем, можно сделать вывод, что совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
3. Российская модель экономического развития
3.1 Переход к новой модели экономического развития
Вопрос о модели экономического развития, адекватной потребностям страны и окружающим ее условиям, — естественная тема обсуждений в любом обществе претендующем на перспективы. Однако при старте рыночных реформ в России в конце 1991 г. модель будущей экономики была принята практически без обсуждений. Ни о каких процедурах разработки и официального принятия национального проекта новой экономической системы речи не возникало. Реформы пошли по пути разрушения своих организационных основ производства и управления ради прямого копирования институтов западных стран, в основном американских, с использованием буквально «с колес» рекомендаций западных советников и установок экспертов международных организаций, И данная линия настойчиво проводилась вплоть до начала ХХI вв.
Со вступлением в ХХIв. в акцентах экономической политики обозначились перемены: взамен реформ, переполненных рыночной идеологией, сама жизнь потребовала корректирующих мер и более прагматичных ориентиров. Наряду с задачами формирования рыночных институтов «по образцам» в программах трансформации появились социально-экономические цели, которые общество в той или иной степени могло контролировать.
В определенной степени переломным моментом в критериях реформ можно считать выдвижение на высшем уровне руководства страной задачи об удвоении валового внутреннего продукта (ВВП) за десять лет.
В еще большей степени о наметившихся концептуальных поворотах стали говорить факты активного обсуждения в обществе вопросов промышленно-инновационной политики и идеи целевых национальных проектов. Так, в официальной прогнозной разработке Министерства экономического развития и торговли РФ о социально-экономическом развитии страны на 2007-2009 гг. прямо говорится о настоятельной необходимости смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности.
Столь радикальная перемена вызвала и настороженность, и критику — причем как справа, так и слева. Со стороны «правых» сил высказывается недоумение: о какой, мол, смене модели развития заводится речь, если экономика преодолела тенденции спада и вот уже восьмой год переходит в фазу непрерывного экономического роста. Сторонники этой позиции считают важным, наоборот, всемерно закрепить сложившийся с конца 1991 г. курс рыночных реформ. Высказывается опасение, что под флагом смены модели экономического роста может быть совершен отход от реформ, связанных со встраиванием в «цивилизованное» западное хозяйство.
С другой стороны, многими
постоянными и
В этих условиях важно разобраться, в какой степени постановки о смене модели экономического развития действительно созрели и каковы возможности для осуществления реальных перемен экономического курса. Нужно объективно оценить сочетание позитивного и разрушительного потенциалов в сложившихся на данное время процессах.
Кроме инерционных моментов, свойственных любой крупномасштабной экономике, ограничителем быстрых и серьезных перемен в России сегодня является более сильная, чем раньше, зависимость от внешних факторов, процессов в мировом хозяйстве — и не всегда в конструктивном для нашей страны ключе. Границы, очерчивающие наше экономическое пространство, уже не столь неприступны для криминальных и теневых потоков. В общемировых экономических взаимодействиях Россия и ее предприятиями в силу разных причин, и, прежде всего — дезинтеграции, предстают гораздо чаще, чем наши контрагенты, в роли подчиненных, эксплуатируемых субъектов. Имеется огромное число фигурантов и внутри страны, которые научились извлекать для себя пользу из разрушительных тенденций в национальной экономике и которые готовы приложить даже невероятные усилия для дискредитации необходимого нового поворота к экономической стратегии страны.
3.2 Частное и общественное в интересах развития
Известна истина, что
экономические отношения в
Система методологического индивидуализма утвердилась в результате многовековых притирок отношений и была оснащена многими действенными институтами, направляемыми правительствами развитых стран. Реализовывался подход, в соответствии с которым индивидуальная (предпринимательская) эффективность не вступала в противоречие с достижением благосостояния для общества в целом. Этому исправно служил принцип стремления к «эффективности по Парето», согласно которому в итоге конкурентных отношений должно достигаться такое состояние, что никто не может далее повысить свое благосостояние без того, чтобы не понизилось благосостояние кого-то другого».
Подобные правила, закрепленные в фундаментальных положениях либеральной теории рыночной экономики, реформаторы 1990-х гг. попытались в ускоренном режиме сформировать в России. Не было принято в расчет, что экономика нашей страны никогда до этого не жила по принципу индивидуализма. И это относится не только к годам советского периода, а в значительной степени и к более давней истории. Если в дореформенное советское время стержневым интересом, двигавшим экономику, был (при всех недостатках этой движущей силы) общенародный (государственный) интерес, то в результате поспешной приватизации объектов общенародной собственности (а ведь быстро были переданы в руки крайне небольшого числа владельцев и объекты добычи стратегических ресурсов страны) этот вид интереса не только перестал быть доминирующим в системе экономических мотиваций, а вообще быстро утратил функции движущей силы развития. Индивидуальные же и частные интересы, в одночасье получившие простор и не скованные никакими подобиями принципа эффективности «по Парето», стали насосом эгоистического вытягивания немногими в свое распоряжение богатства, принадлежавшего до этого всем.
Избранная реформаторами приоритетность институциональных преобразований по образцам западных стран с отнесением на второстепенные роли вопросов контроля за конечными социально-экономическими параметрами обернулась самовоспроизводством далеко не лучших черт капитализма. Ускоренно сформировались институты, удобные для агрессивного меньшинства с точки зрения подчинения им основных богатств страны, включая жестокую эксплуатацию трудового потенциала, пока основная масса населения продолжала жить в режиме надежд, что государственные институты и при новых порядках будут руководствоваться заботами о благе нации в целом.
Наглядным свидетельством явилось резкое изменение в структуре доходов, реализуемых предпринимателями с одной стороны, и наемными работниками — с другой. По данным Всероссийского центра уровня жизни, соотношение прибыли, получаемой предпринимательскими структурами, и фонда заработной платы работников составляло в 1990 г. — 54,8%, а в 1992г. — уже 113,3, в 2004 г. — 80,9, в 2005 г. — 89,2 и в 2006 г. ожидается 87,8%. В отличие от этого, например, в США соотношение прибыли корпораций и фонда начисленной заработной платы довольно стабильно находится на уровне 15%.[3] Немыслимых масштабов достигла разница в материальном положении богатых семей, и семей, оказавшихся на краю бедности. Согласно официальной статистике различие в доходах населения в верхнем дециле (10% населения) и нижнем дециле стало (в 2005 г. — 14,7 раз, в 2004г. — 15,1, тогда как в 1992 г. оно было еще восьмикратным). Фактически же, по данным некоторых исследователей, этот показатель составляет в среднем по стране 32 раза, а в Москве доходит до 45 раз.
Ускоренное обогащение тороватых предпринимателей не сопровождалось их адекватным вкладом в экономическое развитие. Более того, в течение первых семи-восьми лет реформ происходило невиданное в истории страны разрушение производительных сил, и даже по сей день, по прошествии восьми лет экономического роста, невозможно говорить, что российские предприниматели стали на путь эффективной работы в режиме, сопоставимом с аналогичными фирмами высокоразвитых стран. Уровень производительности труда даже на лучших российских предприятиях в 5-6, а нередко и в 10 раз ниже, чем на аналогичных предприятиях Запада. Не произошло заметных переломов в освоении вашими фирмами инновационных методов развития. Пора бы, наверное, нашему государству и обществу спросить с руководителей крупнейших корпораций, особенно в сфере ТЭК и других сырьевых отраслей, когда и каким образом они начнут отрабатывать делом (эффективностью предприятий) произведенное ими едва ли не с самого начала реформ повышение заработков высшего менеджмента до уровня крупнейших западных фирм.
Перекосы в распределительных процессах, вытекающие во многом из асоциальных актов приватизации, создали в обществе нездоровую атмосферу теневых и иных перераспределительных отношений («откаты», гонорары в конвертах, псевдодоговоры и т. п.), разъедающих всю сферу управления, особенно государственный и муниципальный аппарат. Вслед за теневыми компонентами увеличения доходов отдельных чиновников, поднимать заработную плату государственным служащим в целом пришлось и по официальной линии.
Так, среднемесячная заработная плата в России в прошлом году составила 8550 руб., а в сфере государственного управления — 10693 руб. Удивительно, но за последнее время работать в государственных структурах стало иногда выгоднее, чем в частном бизнесе. Но если бы эта мотивация базировалась на здоровых стимулах и общегосударственных интересах!
В результате допущенных
перекосов в рыночных реформах Россия
оказалась в ситуации, когда для
преодоления явлений коррупции,
теневых отношений и для