Основы развития крупного бизнеса в Российской Федарации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы :
- рассмотреть этапы развития и пространственные стратегии крупного бизнеса, его теоретические аспекты;
- обозначить влияние крупного бизнеса на развитие страны;
- сделать выводы

Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

Содержание работы

Введение

1.Крупный бизнес : функции, характерные черты

2.Крупный бизнес в РФ

2.1 Роль крупного бизнеса в РФ

2.2 Российский крупный бизнес сегодня

2.3 Эффективные модели организации и управления крупным бизнесом

3.Заключение

4.Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

 

                  Минестерство образования и науки Российской Федерации

     Федеральное  государственное бюджетное  образовательное  учреждение

                               высшего профессионального образования

              “Ростовский государственный строительный университет”

                                      Институт экономики и управления

                     Кафедра экономической теории  и предпринимательства  

 

                   

                                                  КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине : Микроэкономика

Тема: Основы развития крупного бизнеса в Российской Федарации

Выполнил: Студент, первого курса Института экономики и управления группы ЭП-103, Зубенко Егор Александрович

 

Руководитель работы: доцент Кафедры экономической теории и предпринимательства, Лыкова Олеся Александровна

 

К защите:

Курсовая работа защищена с оценкой:

                   

 

 

                                                      Ростов-на-Дону

                                                           2013          

Содержание:

 

Введение

 

1.Крупный бизнес : функции, характерные черты

 

2.Крупный бизнес в РФ

 

2.1 Роль крупного бизнеса  в РФ

 

2.2 Российский крупный бизнес сегодня

 

2.3 Эффективные модели организации и управления крупным бизнесом

 

3.Заключение

 

4.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Задачи работы :

- рассмотреть  этапы развития и пространственные  стратегии крупного бизнеса, его  теоретические аспекты; 

- обозначить влияние крупного бизнеса на развитие страны;

- сделать выводы 

 

Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

Крупный бизнес для государства - прежде всего основа экономической  мощи, а сегодня - половина бюджетных  доходов. Государство заинтересовано в его развитии, хотя в некоторых  слоях государственной бюрократии живет неистребимое стремление напрямую подчинить отдельные его секторы. Но и у бизнеса есть свои интересы, которые он осуществляет не только с помощью экономической деятельности, но и используя давление на государство - механизм лоббирования, различные  формы политического влияния, вплоть до проникновения во властные структуры. Перекосы в любом направлении  отрицательно влияют и на особенности  формирования рыночной системы, и на развитие демократических институтов страны. Выправление перекосов зависит  от того, насколько согласованы интересы обеих сторон, достигнуто ли понимание  важности цивилизованного разрешения возникающих между ними противоречий.

Проблематика крупного отечественного бизнеса, его формирования и места  в экономике страны вызывает большой  общественный интерес. Некоторые ее аспекты - финансово-промышленные группы и модернизация, роль крупных банков, проблемы корпоративного управления и  построения, «олигархические» связи  бизнеса и власти - достаточно подробно исследуются российскими и зарубежными  специалистами.

 

Цель написания данной курсовой работы - раскрыть сущность и  отразить проблемы современного российского  крупного бизнеса.

 

Критерий отнесения той  или иной структуры к крупному бизнесу - ее способность оказывать  существенное влияние на экономическое  пространство вокруг себя, т.е. изменять экономические институты в сфере  ее деятельности. Это может быть либо пространство всей национальной экономики, либо сектора, либо отдельной  отрасли. В России такое влияние  способны оказывать субъекты бизнеса  с объемом продаж в промышленности, строительстве, связи или сельском хозяйстве не менее 500 млн. долл. в  год.

 

По данным на весну 2006 г. в  России насчитывалось не менее 50 структур, относящихся к крупному бизнесу. В их число входят не только представители  сырьевых отраслей, но и работающие в обрабатывающем секторе. Так, в  пищевой промышленности, как минимум, четыре компании имеют годовой оборот, превышающий 500 млн. долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Крупный бизнес : функции, основные черты.

Функции крупного бизнеса. Главным  элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

 

Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие  рост корпораций.

 

Первая – стремление к  получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она  образуется при увеличении объема выпуска  данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера  используемых ресурсов, что проявляется  в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных  линий и др. Укрупнение предприятия  способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию  многозаводских и отраслевых монополий.

 

Вторая причина – стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин – экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный  английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой – глобализацией.

 

Третий стимул роста корпораций – экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция – сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы – это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых – экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация – средство уменьшения этих расходов.

 

Кроме того – большинство  современных крупных фирм – это  международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет  им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных  корпораций (ТНК). Последние благодаря  огромной концентрации ресурсов и централизации  финансовых и материальных потоков  внутри корпорации способны сами создавать  для себя эффективную рыночную и  социальную инфраструктуру. Приходя  в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют  модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне  и международное законодательство.

Наряду с конкурентными  преимуществами крупный бизнес имеет  и слабые стороны. Рост фирмы часто  сопровождается снижением эффективности  ее управления. Очень часто крупные  фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что  снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого  развития бизнеса в средних и мелких размерах.

 

Преимущества и слабости крупного бизнеса:

Сильные стороны крупного бизнеса

 

1. Способность активно  изменять внешнюю среду предпринимательства

2. Возможности создавать  и накапливать достижения НТП  и процедуры и правила рационального  бизнеса

3. Экономия на издержках  производства

4. Устойчивость

 

Слабые стороны крупного бизнеса

 

1. Снижение стимулов к  росту эффективности производства

2. Возможность для ограничение доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса

3. Падение эффективности  управление с ростом объема  фирмы

4. Негибкость, возможность  потери контакта с потребителем

 

 

2.Крупный бизнес в РФ

2.1 Роль крупного бизнеса в России

 

За более чем пятнадцатилетний этап своего существования благодаря  накопленным ресурсам отечественный  частный крупный бизнес постепенно превратился в значимый институт социально-экономического развития как  страны в целом, так и многих субъектов  Российской Федерации. Трансформация  территориальной структуры крупного бизнеса непосредственным образом  влияет на социально-экономическое  развитие регионов, прежде всего за счет инвестиций в модернизацию старых и строительство новых мощностей, создания новых рабочих мест. Кроме  того, вложения в социальную сферу  со стороны компаний дают дополнительный стимул для развития региональной экономики, тогда как территории с отсутствием  таких вложений не получают дополнительных преимуществ.

 

Современная стадия функционирования бизнес-групп и крупных компаний характеризуется осознанно реализуемыми ими стратегиями. Ключевым сектором экономики, где осуществляются подобные стратегии, в силу специализации и условий формирования крупных компаний и бизнес-групп, в России является промышленность. При этом территориальная структура крупного бизнеса имеет свои закономерности и тенденции формирования в разных отраслях промышленности, во многих из них крупный бизнес играет доминирующую роль.

 

Большинство промышленных предприятий  в стране было построено еще в  советские времена, роль новых построенных  мощностей пока сравнительно невелика, однако она стала заметно возрастать в годы экономического роста. Вхождение  отдельно взятого промышленного  предприятия в крупную бизнес-группу свидетельствует о потенциальном притоке инвестиций в это предприятие, о его технологических связях и других особенностях развития.

 

Влияние крупного бизнеса  проявляется в следующих аспектах:

 

Во-первых, только крупные  компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных фондов и создания новых производственных мощностей. Более того, уже сейчас ряд бизнес-групп осуществляет инвестиции в те сектора экономики, которые сейчас "лежат", и которые никогда не поднялись бы самостоятельно.

 

Во-вторых, если посмотреть, кто является источником налоговых  и иных поступлений в государственный  бюджет, то окажется, что в основном это крупнейшие российские компании. Именно крупный бизнес может обеспечивать устойчивые отчисления на общественные нужды, а также оказывать содействие в проведении социальных программ.

 

В-третьих, российская экономика  все более становится зависимой  от мировых экономических процессов и все более вынуждена отвечать на конкурентный вызов, который проистекает из внешней среды. Лучше всего это могут сделать крупные компании, ибо при определенных условиях потенциально только они на внутреннем рынке смогут составить реальную конкуренцию крупным зарубежным компаниям и сохранить рабочие места.

 

В-четвертых, крупные компании являются реальной, а может быть, и единственной эффективной силой, которая может противостоять  беспределу чиновничества и организованной преступности. Пока они еще не проявили себя в достаточной мере в этой роли. Но уже есть примеры.

 

В-пятых, крупные компании становятся центрами современного менеджмента. В них стремятся попасть лучшие специалисты, выпускники самых престижных вузов и ведущих школ бизнеса. Многие компании имеют хорошо отлаженные системы организационного развития, в управлении этими компаниями достаточно широкое применение находят передовые  информационные технологии .

 

Однако роль крупного бизнеса  в российской экономике варьирует  от субъекта РФ к субъекту РФ. Как  правило, чем более масштабно  и диверсифицировано присутствие  крупного бизнеса, тем больше его  роль в экономике субъекта РФ. При  этом кроме основных отраслей промышленности, на которых специализируются крупные  компании и бизнес-группы, на территориях присутствия компаний и бизнес-групп в их состав часто входят и объекты здравоохранения, туризма, сельского хозяйства. Это еще больше увеличивает значимость крупного бизнеса в регионах за счет создания и поддержания рабочих мест, уплачиваемых налогов, производства продукции и услуг.

 

Влияние крупного бизнеса  на экономическую ситуацию также  зависит и от количества и размеров предприятий, которыми владеет крупный  бизнес. Чем большее число производств  входит в состав крупных компаний и бизнес-групп, тем сильнее их роль. Аналогичная зависимость характерна и для размеров предприятий: чем они больше, тем сильнее влияние. Иными словами, можно утверждать, что ряд заводов-гигантов играет большую роль для крупного бизнеса в экономике регионов, страны. При этом стоит отметить, что число предприятий оказывает большее влияние на усиление роли крупных компаний и бизнес-групп на территории, чем размер самих предприятий.

Информация о работе Основы развития крупного бизнеса в Российской Федарации