Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:24, курсовая работа
Каждый человек нуждается в тех или иных благах, т.е. обладает потребностями. И если он не может изготовить эти блага сам, то ему приходится их приобретать на рынке. Соответственно он должен располагать некоторой суммой денег для приобретения желаемого блага, поскольку бесплатно на рынке ничего не дается. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а с платежеспособным спросом.
2.1. Спрос: понятие, величина, факторы. Закон спроса.
2. 2. Эластичность спроса: сущность, виды, факторы
2. 3. Предложение и факторы воздействующие на него.
2. 4. Эластичность предложения.
2.5. Равновесная цена и ее формирование.
Тема 2. Основы спроса и предложения
2.1. Спрос: понятие, величина, факторы. Закон спроса.
2. 2. Эластичность спроса: сущность, виды, факторы
2. 3. Предложение и факторы воздействующие на него.
2. 4. Эластичность предложения.
2.5. Равновесная цена
и ее формирование.
2.1 Спрос: понятие, величина, факторы. Закон спроса.
Каждый человек нуждается в тех или иных благах, т.е. обладает потребностями. И если он не может изготовить эти блага сам, то ему приходится их приобретать на рынке. Соответственно он должен располагать некоторой суммой денег для приобретения желаемого блага, поскольку бесплатно на рынке ничего не дается. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а с платежеспособным спросом.
Этот термин ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус, проведя тем самым четкую грань между мечтами о покупке блага и реальными возможностями их приобрести. Его выводы позволяют нам сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни: «Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товара». Отсюда можно сделать вывод, что спрос – это количество блага, которое потребитель желает и может приобрести по определенной цене в единицу времени.
Явление это настолько фундаментально, что некоторые экономисты склонны возводить его в ранг закона – закона спроса. Этот закон устанавливает, что существует отрицательная связь между количеством какого-нибудь блага, которое будут покупать и ценой, которую должны платить для его приобретения. Иными словами, при более высоких ценах объем покупок -величина спроса - будет меньше, при более низких – больше.
Эту
зависимость мы можем изобразить
с помощью модели, которая строится
в системе координат, где по горизонтальной
оси отложена величина спроса (Q),
а по вертикальной - цена (Р).
Р D1
30 D
20
10
О
Рис.1 Кривая спроса
Впервые графическую зависимость количества товара от его цены представил английский экономист А. Маршалл в своей работе «Принципы экономикс» 1890г. С тех пор ценовые показатели откладываются по вертикальной оси. Зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможных при различных уровнях цен описывает кривая спроса, которая позволяет ответить на два вопроса:
Когда цена движется в одну сторону, величина спроса движется в другую. Движение спроса вверх или вниз одновременно оказывает давление в одном направлении и на цену и на величину спроса. Но при высоком и при низком спросе величина спроса будет меньше при высоких ценах, чем при низких. И именно это утверждает закон спроса, который считается первым законом экономики.
Различие
между понятиями «величина
Построим таблицу
Р | Q |
10 | 300 |
20 | 200 |
30 | 100 |
На вопрос: « какое количество товара покупатели готовы будут приобрести за месяц по цене 30 у.е.?» - ответом будет информация о величине спроса. При постановке вопроса « Сколько товара покупатели будут готовы приобрести за месяц при различных уровнях цен на этот товар?» - то ответом будет характеристика спроса покупателей на данном рынке. Другими словами величина спроса это связь между конкретными переменными: ценой и количеством. Движение от одной строки перечня к другой следует называть изменением спроса, а не изменением величины спроса.
Существуют ли отклонения от вышеназванного закона спроса? Да.
Известен так называемый «парадокс Гиффена». Английский экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в 19 веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также возрос. Подтверждение кривой Гиффена мы можем наблюдать в нашей повседневной жизни. При постоянном и многократном повышении цен на продукты питания спрос на некоторые из них растет, несмотря на цены. Такая же картина наблюдается, когда выпускается новый товар с повышенной ценой. До того как покупатели разберутся, что его свойства ничуть не лучше старого, но дешевого товара, до тех пор спрос на этот товар может подскочить, несмотря на высокую цену.
Р
D
Рис.
2 Кривая спроса Гиффена
С
вышеназванным отклонением
(Торстейн Веблен 1857-1929) описывающий престижный спрос на дорогостоящие товары, свидетельствующий, по мнению покупателя, о его высоком статусе. Причем снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность, а следовательно спрос на них. Кривая спроса в данном случае будет иметь выпуклый вид.
Помимо ценовых на спрос оказывают влияние и неценовые факторы такие, как доходы покупателей (I), их предпочтения и вкусы (Т), мода, реклама, размер рынка (Х), инфляционные ожидания (Е) и т. д. (показать графически изменение спроса при неценовых факторах). Зависимость объема спроса на товар Х (Qdx ) от определяющих его факторов называется функцией спроса.
В общем виде функция спроса может быть представлена как :
Qdx = Qdx (I, Т, ….. Х , Е ….)
Функция
спроса от цены Qdx = Qdx
(Рх) может задаваться тремя
способами: табличным, графическим и аналитическим
в виде линейной зависимости Qdx
= а – bPх , где а, b – константы. Зависимость
типа Рх = Р(Qdx) называется
обратной функцией спроса, она отражает
зависимость максимальной цены, которую
готов заплатить покупатель, от объема
приобретаемого товара.
2.2 Эластичность спроса: сущность, виды, факторы.
Знакомство с законом спроса позволяет сделать два вывода, о которых нельзя забывать никому из нас (ведь как говаривал мудрец, «каждый живет продажей чего-либо):
Само слово эластичность означает в экономике интенсивность реакции.
Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене или прямой эластичностью.
Степень эластичности измеряется при помощи коэффициента эластичности, которые могут обозначатся как: Ed - коэффициент ценовой эластичности спроса; Ed I - коэффициент эластичности спроса по доходу; Ecd - коэффициент перекрестной эластичности спроса.
Формула расчета коэффициента эластичности спроса по цене имеет вид:
% изменение Qdx
Ed = ------------------------- ;
% изменение Px
Если Ed > 1 – спрос называется эластичным; если Ed < 1 – то спрос называется неэластичным.
Пример: если снижение цены на 5% приводит к росту величины спроса на 8% , то коэффициент эластичности будет равен: 8/5=1,6 . Отсюда следует сделать следующий вывод, если незначительное изменение цены ведет к значительному изменению объема покупок, то спрос эластичен.
И наоборот, если значительное изменение цены ведет к незначительному изменению объема покупок, то спрос неэластичен.
Например: повышение цены на 10% приводит к снижению покупок на 5%. (5% /10% )= 0,5 В данном случае Ed < 1 – спрос неэластичен.
Кроме этого существует еще коэффициент единичной эластичности спроса по цене Ed =1. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то эластичность спроса равна 1.
Определить % изменение величины спроса следует по формуле:
Q1 - Q2
∆ Q =----------------- х 100,
(Q1 + Q2): 2
а процентное изменение цены следует определить по формуле:
Р1 - Р2
∆ Р =----------------- х 100,
(Р1 + Р2) : 2
где Q1, Q2 объем спроса до и после изменения цены;
а
Р1 , Р2
– первоначальное и изменившееся значение
цены.
Коэффициенты эластичности позволяют разбить все товары на две основные группы:
Коэффициент эластичности спроса – одна из тех концепций экономической науки, которые находят широкое применение в коммерческой практике. С его помощью, например, можно найти ответ на вопрос о том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов фирмы. Механизм поиска такого решения несложен и состоит в расчете того, насколько изменится величина спроса и выручка (доход) от продаж при изменении цены.
Выручка от продаж - денежная сумма, получаемая при продаже и равная произведению цены, по которой их купили на количество проданных товаров.
Если речь идет о товаре неэластичного спроса, то повышение цены на него приведет к росту выручки (ведь количество покупок сократится в меньшей степени, чем возрастет цена). Если же мы имеем дело с товаром эластичного спроса, то результатом повышения цены может стать не рост, а падение выручки. Поэтому продавцам приходится постоянно следить за рынком и искать те соотношения качества и цен, которые в наибольшей мере устроят потребителей и позволят производителям соответственно получить наибольшую выгоду от своей коммерческой деятельности.
Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение % изменения спроса на товар Х к процентному изменению доходов потребителей