Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:24, курсовая работа
Каждый человек нуждается в тех или иных благах, т.е. обладает потребностями. И если он не может изготовить эти блага сам, то ему приходится их приобретать на рынке. Соответственно он должен располагать некоторой суммой денег для приобретения желаемого блага, поскольку бесплатно на рынке ничего не дается. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а с платежеспособным спросом.
2.1. Спрос: понятие, величина, факторы. Закон спроса.
2. 2. Эластичность спроса: сущность, виды, факторы
2. 3. Предложение и факторы воздействующие на него.
2. 4. Эластичность предложения.
2.5. Равновесная цена и ее формирование.
% изменение Qdx
Ed
I = ------------------------------
% изменение среднего I
Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для классификации товаров по качеству. Если Ed I > 0, товар считается нормальным. Увеличение дохода, как правило, ведет к увеличению спроса на такие товары. Среди нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости 1 >Ed I > 0 ; второй необходимости (Ed I = 1); и предметы роскоши (Ed I > 1).
Если Ed I < 0, то товар считается низкокачественным, и увеличение доходов приводит к уменьшению спроса на эти товары.
Перекрестная эластичность Коэффициент перекрестной эластичности спроса (Ес) показывает степень зависимости процентного изменения величины спроса на товар «а» от процентного изменения цены другого товара «b»
% изменение Qdа
Ес = ------------------------ ;
% изменение Pb
Данный коэффициент показывает факт и степень заменяемости или дополняемости товаров.
Если Е с > 0 – товары являются взаимозаменяемыми (прохладительные напитки), если Е с < 0 – товары являются взаимодополняемыми, величина спроса будет меняться в том же направлении, что и цены, (бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка). Если Е с = 0 товары практически не зависят друг от друга. Измерив перекрестную эластичность и определив, являются ли товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми узнать как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.
Что же делает кривые спроса эластичными и неэластичными?
Одним из важнейших факторов является наличие хороших товаров- заменителей. Чем их больше и они близки по свойствам и качеству наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.
Фактор времени. В первое время реакция на изменение цен может оказаться весьма незаметной. На поиск заменителей подорожавшего товара потребуется время. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.
Размер доходов покупателей. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.
Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса.
Понимание
описанных выше закономерностей формирования
эластичности спроса на отдельные товары
давно нашло практическое воплощение,
например, в деятельности налоговых служб.
Обнаружив, что спрос на некоторые товары,
в частности на соль, табак алкоголь, весьма
малоэластичны, правительства разных
стран издавна устанавливают на такие
товары налоги, добавляемые к цене (акцизы).
И хотя эти налоги значительно повышали
цены акцизных товаров, спрос и объем
продаж от этого практически не падали,
зато резко возрастали налоговые поступления
в казну государства. И сегодня в России
акцизные налоги взимаются, в частности,
по алкогольным и табачным изделиям.
2. 3.
Предложение и
факторы воздействующие
на него.
Предложение - это количество блага, которое производители готовы произвести и предложить по определенной цене в единицу времени.
Закон предложения гласит: предложение при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Предложение зависит от множества факторов таких как: наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы, характера технологий, природно - климатических условий, дотаций и налогов и т.д., но прежде всего предложение зависит от цены.
Цена – это денежное выражение стоимости продукции.
Соотношение между спросом и предложением на единицу товара или товарную массу называется конъюнктурой рынка. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Если все факторы, кроме цены данного товара, принять за неизменные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от цены:Qsx f (Px).
Зависимость объема предложения от цены может быть различной, но наиболее типичной является следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения и наоборот.
Функция предложения от цены может задаваться тремя способами:
аналитическим
Qsx= - a + b P٠ х ; табличным
и графическим.
P S2
О
Рис 4. Изменение предложения под воздействием налогов S2
и дотаций
S1
Кривые предложения наклонены вправо и вверх и обозначаются S
Предложение также как и спрос может меняться под влиянием ценовых и неценовых факторов. Увеличению предложения способствует: рост числа производителей, изменение источников ресурсов, налоговой и дотационной политики, стоимости факторов производства, повышение уровня технологии, число продавцов на рынке. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, а их снижение – вправо.
Природные
катастрофы, политические действия, войны,
разрушая экономику приводят к сокращению
предложения.
2. 4. Эластичность предложения.
Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от нуля до бесконечности и коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:
% изменение Qsx
Еs = --------------------------
% изменение Px
Другими словами, коэффициент эластичности предложения равен отношению процентного изменения величины предложения товара Х к процентному изменению цены на этот товар Х.
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее спроса адаптируется к изменению цены. Фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Чем больше возможностей имеют производители товара для перестройки производства в связи с ростом или падением цены товара, тем выше будет эластичность предложения. На эластичность предложения большое влияние оказывают издержки производства: если расширение выпуска товара связано с резким удорожанием производства, то эластичность предложения этого товара будет невелика. При графическом изображении эластичности предложения, так же как и спроса, вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению, а горизонтальная – абсолютно эластичному.
Р
(а )
О
Q
Рис.5. Абсолютно эластичное предложение (а), абсолютно неэластичное предложение (в)
Другие
положения линий будут
2.5. Равновесная
цена и ее формирование.
На рынке сталкиваются интересы покупателей, которые предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного количества товара и продавцов, готовых продать это же количество товаров по ценам предложения, т. е. минимальным. В условиях свободной конкуренции предполагается, что покупатель и продавец, действуя в собственных интересах, пытаются извлечь из сделки максимальную выгоду.
Рассмотрим рынок товаров и
формирование его цены. Для этого
оформим таблицу:
Исследуемая комбинация | Рх | QDх | QS х | Состояние рынка + - |
А | 10 | 600 | 200 | -400 |
В | 20 | 500 | 300 | -200 |
С | 30 | 400 | 400 | равновесие |
D | 40 | 300 | 500 | + 200 |
Е | 50 | 200 | 600 | + 400 |
Данные
таблицы перенесем на график.
Р
D S
50
избыток
40
30 Е
20
10 дефицит
О
200 300 400 500 600
Рис.6 Рыночное равновесие
При графическом изображении видно, что кривые спроса и предложения пересекаются в точке Е. Это точка равновесия (equilibrium), характеризующаяся объемом и ценой товара, которые устраивают и продавцов и покупателей. Состояние рынка, на котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цен называется равновесным, равновесными являются и цена и объем продаж. Цена, по которой товар реально продается и покупается, называется рыночной и она не обязательно совпадает с равновесной ценой. Рыночная цена может меняться от сделки к сделке. Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли – продажи.
Равновесное состояние рынка по своей природе нестабильно. Допустим, в результате каких - то рыночных сил или законодательного ограничения цены и установки её выше равновесной всегда найдутся покупатели готовые приобрести товар по этой цене, но величина спроса будет значительно меньше и тогда образуется избыток товара. На рынке происходит затоваривание и продавцы начнут снижать цену, а производители сокращать производство. По мере снижения цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет происходить до тех пор, пока избыток не рассосётся и на рынке не восстановится равновесие.