Особенности антиинфляционной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1 Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия. Рассмотреть кривую Филлипса.
2 Изучить цели антиинфляционных мероприятий.
3 Изучить особенности антиинфляционной политики в России.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….…..... 3
1 Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса ………………………………………………………………….....… 4
2 Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика …... 13
3 Особенности антиинфляционной политики в России …………… 19
Практикум …………………………………………………………….. 34
Заключение ………………………………………………...…………. 35
Список литературы ………………………………….......…………… 36

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

Кривая Филлипса

Кривая Филлипса отражает взаимосвязь между темпами инфляции и безработицы.

Кейнсианская модель экономики  показывает, что в экономике может  возникнуть либо безработица (вызванная  спадом производства, следовательно  уменьшением спроса на рабочую силу), либо инфляция (если экономика функционирует  в состоянии полной занятости).

Одновременно высокая инфляция и высокая безработица существовать не могут.

Кривая Филлипса была построена А.У. Филлипсом на основе данных заработной платы и безработицы в Великобритании за 1861-1957 годы.

 

Рисунок 1 – Кривая Филлипса

 

Следуя кривой Филлипса государство  может выстроить свою экономическую  политику. Государство с помощью  стимулирования совокупного спроса может увеличить инфляцию и снизить безработицу и наоборот.

Кривая Филлипса была полностью верна до середины 70х годов. В этот период случилась стагнация (одновременный рост инфляции и безработицы), которую кривая Филлипса не смогла объяснить.

Кривая Филлипса применяется для построения кривой совокупного предложения. Совокупное предложение выражает зависимость реального объема выпуска от уровня цен. А объем производства напрямую зависит от числа занятых в экономике. Чем больше количество занятых в экономике, тем больше объем производства и соответственно предложение.

Отрицательный наклон кривой доказывает существование выбора между двумя пороками экономики — инфляцией ибезработицей. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица (вызванная спадом), либо инфляция (если экономика функционирует при полной занятости, т.е. в долгосрочном периоде). Одновременно высокая инфляция и безработица существовать не могут.

В терминах модели совокупного спроса и предложения простейший кейнсианский анализ предполагает, что кривая имеет вид "обратной " (т.е. нет среднего участка). По ходу горизонтального (кейнсианского) участка кривой совокупного предложения прирост спроса будет вызывать увеличение реального производства и занятости при постоянном уровне цен до тех пор, пока не будет достигнуто состояние полной занятости. Дальнейший рост совокупного спроса переместит экономику на вертикальный (классический) участок кривой совокупного спроса, где реальный выпуск остается неизменным, но появляется инфляция.

На осях первоначально откладывались  темпы роста заработной платы  и уровень безработицы.

Как следует из кривой Филлипса, при проведении экономической политики приходится чем-то жертвовать. Если общество негативно относится к безработице, но терпимо к инфляции, то государство может стимулировать совокупный спрос, увеличивая инфляцию и снижая безработицу.

Кривая Филлипса соответствовала эмпирическим фактам до середины 70-х гг. Период стагфляции (рост инфляции и безработицы одновременно) она не могла объяснить. Было высказано предположение, что в этом случае кривая Филлипса смещается вправо, т.е. в менее желательное положение, где каждый данный уровень безработицы сопровождается более высоким уровнем инфляции.

Одним из важнейших применений кривой Филлипса, кроме установления целей экономической политики, является построение кривой совокупного предложения. Как упоминалось ранее, совокупное предложение выражает зависимость реального объема выпуска от уровня цен. Объем производства напрямую зависит от числа занятых в экономике и, соответственно, обратным образом от числа безработных. Если вместо абсолютных величин взять относительные, то объем производства, обратно зависящий от уровня безработицы, прямым образом зависит от уровня инфляции [14].

 

2 Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Наиболее действенным методомрегулирования нормального уровня инфляции является антиинфляционная политика государства.

Антиинфляционная политика — выбор государством курса и  проведение совокупности мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение  неумеренного роста цен.

Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент  самых разных денежно-кредитных, бюджетных  мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию  и распределению доходов. Очень  важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства  от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно  и взвешенно.

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста  денежной массы в соответствие с  темпами роста товарной массы (или  реального ВВП) в краткосрочном  плане, а объем и структуру  совокупного предложения с объемом  и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения  этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и  регулирование всех трех компонентов  инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии [15].

В соответствии с монетаристскими  рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в  соответствии с темпом роста ВВП).

2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Специфическим направлением антиинфляционной политики является усовершенствование банковских систем, оживление инвестиций, а также ведение правильной налоговой  политики. Стоит задача нормализации денежных расчетов путем ликвидации взаимной задолженности предприятий  друг другу и бюджету.

Антиинфляционная политика обязана следить за урегулированием  эмиссии денег и скорости их обращения. Не менее важно совершенствование  структуры денежной массы.

Уникальный характер российской инфляции требует использования  особых методов ее регулирования, соответствующих  современным реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования [6].

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы  стабилизировать цены, установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста [10].

Поскольку цивилизованные рыночные отношения в России только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежнему будут осуществляться экономические  реформы. В связи с этим стоит  задача более четкого определения  финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение  общей экономической ситуации в  стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка  приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская  политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению  конкурентоспособности отечественных  товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка  экономики и ее приспособление к  потребностям рынка благодаря демонополизации  и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции  в производстве, распределении, секторе  услуг и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет  возможность восстановления государственных  структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен.

Вместе с тем сохраняется  необходимость государственного регулирования  цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую  монопольными структурами, транспортные услуги, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

При переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических  и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие  поступления средств в государственный  бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности.

В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого  общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка  недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ  с учетом взаимных интересов.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию  налоговой системы:

а) сокращению количества взимаемых  налогов;

б) пересмотру налоговых  платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен  — отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;

в) изменению методики налогообложения;

г) ликвидации государственной  задолженности перед отраслями  и сферами народного хозяйства;

д) регулированию перераспределительных  отношений между бюджетами Федерации  и бюджетами регионов.

Важным направлением в  антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование  валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма  формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической  деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство»  капитала за рубеж и обеспечить своевременность  и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

Предстоит нейтрализовать внешние  факторы инфляции за счет использования  налоговых пошлин и развития импортозаменяющих  производств. Кроме этого, России предстоит  преодолеть зависимость экономики, бюджета, валютного курса, ценообразования  от внешних факторов, конъюнктуры  мировых рынков.

Большое значение для сдерживания  инфляции может иметь перестройка  экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а  также отказ от бросовых цен, по которым  реализуется отечественное сырье  и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей  в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который  осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более  равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения  денежной массы в обращении и  добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы  роста менее ликвидных компонентов  денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет  уменьшить темпы инфляции.

Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на денежный оборот, увеличение уровня монетизации. Россия должна перейти к полноценной  системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3— 5 лет с учетом мирового опыта.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, сохранение прироста производства на 7—8 % в год [5]. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.

Важную роль в борьбе с  инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих  структур, так и у населения, что  в значительной мере может быть обусловлено  экономической и политической стабильностью  в стране, более взвешенными выступлениями  в средствах массовой информации.

Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в России