Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1 Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия. Рассмотреть кривую Филлипса.
2 Изучить цели антиинфляционных мероприятий.
3 Изучить особенности антиинфляционной политики в России.
Введение ………………………………………………………….…..... 3
1 Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса ………………………………………………………………….....… 4
2 Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика …... 13
3 Особенности антиинфляционной политики в России …………… 19
Практикум …………………………………………………………….. 34
Заключение ………………………………………………...…………. 35
Список литературы ………………………………….......…………… 36
Успешное осуществление
антиинфляционной политики возможно только
на основе разработки нормативных актов,
регулирующих все сферы рыночных
отношений и безусловного выполнения
существующего
3 Особенности антиинфляционной политики в России
Инфляция является одной из наиболее важных проблем российской экономики. Ее актуальность в современных условиях обусловлена необходимостью нового осмысления сущности, причин возникновения, факторов влияющих на уровень и интенсивность темпов инфляции, механизма ее развития. Важно также выявить ее особенности и основные направления антиинфляционной политики в России.
Долгожданное вступление России во Всемирную торговую организацию в 2011 году на сегодняшний день не произвело сильного влияния на экономику страны, однако это может быть связано с более длительным периодом (низкими темпами) развития экономических процессов. Поэтому следует быть готовыми к получению, как позитивного, так и негативного экономического эффекта, который может проявиться в виде нарушения макроэкономических пропорций, повышения уровня инфляции, неконкурентоспособности российских товаров по отношению к импортным и т.д. Рыночный механизм хозяйствования может сразу не справиться с последствиями, причиненными данным процессом. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему как денежно-кредитной, так и экономической политики в целом. При этом необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Повышение уровня инфляции
может произойти резко и
В условиях умеренной инфляции,
характерной для данного
2 различных направления:
Первое - это уделить наибольшее влияние активной антиинфляционной политики, направленной на ликвидацию причин, вызывающих инфляцию.
А второе – адаптивной, направленной на приспособление к условиям инфляции и значению ее отрицательных последствий.
Проведение активной антиинфляционной политики, при использовании её основных методов таких, как: контроль за денежной эмиссией; недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета; осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; проведение денежной реформы конфискационного типа; уменьшение государственных расходов; увеличение налогов; сокращение дефицита государственного бюджета; переход к жесткой денежно-кредитной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования; сдерживание роста доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках экономики, может принести положительные результаты.
К ним можно отнести снижение избыточной денежной массы в сфере обращения, повышение уровня общественного воспроизводства, повышение курса национальной валюты, снижение дефицита продукции, повышение качества товаров и услуг. Это обеспечит создание условий (базы) укрепления и стабилизации экономики на долгосрочную перспективу, препятствующих последующему скорому возрастанию темпов инфляции.
В свою очередь, адаптивная антиинфляционная политика может немного приостановить темпы роста инфляции, однако такие меры будут носить непостоянный характер, и нужно будет постоянно приспосабливаться к новым условиям, которые диктует инфляционный процесс. В то же время последствия инфляции будут только смягчаться, а не устраняться (ликвидироваться). При всём при этом процесс инфляции будет иметь менее разрушительные последствия, так как в экономике будет создана прочная основа, мешающая инфляции проникать дальше в различные сферы [2].
Таким образом, мы считаем, что важна как активная, так и адаптивная инфляционные политики. Наибольшая эффективность от них будет достигаться лишь в совместном применении.
В последние годы остро стоит проблема предотвращения новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением мер по поддержанию экономики после кризиса, и преодолению его последствий, стабилизации экономики России в целом, росту и развитию промышленности. Существует множество подходов к решению данной задачи. Нам представляется, что при сдерживании инфляции, экономика страны вполне способна не только подстраиваться под текущие условия, но и снизить уровень инфляции. Так же необходимо разработка и реализация целевых государственных программ регулирующих инфляционные процессы, учитывающих специфику их протекания непосредственно в Российской Федерации и мировой опыт.
Инфляция в России имеет ряд особенностей. Например, монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6 %), а удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой [12].
Таким образом, антиинфляционная программа в России не сможет иметь успеха, пока не будет сформирована полноценная рыночная среда с высоким уровнем развития предпринимательства, пока не будут созданы институциональные и финансовые предпосылки для сокращения инфляционного потенциала. Поэтому, антиинфляционная политика должна проводиться совместно с другими макроэкономическими и институциональными мерами по повышению эффективности сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неэффективной экономической политики. Основой антиинфляционной программы в России должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, подъем производства товаров и услуг на конкурентной основе.
Антиинфляционная политика России в 2013 году направлена на:
а) Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);
б) Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек);
в) Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
г) Стимулирование внедрение биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции (сахар, зерно, молочные продукты, мясо). Первый этап (в течение 2-3 лет) – внедрение инструментов двойных складских расписок, поставочных контрактов. Второй этап( через несколько лет) - использование фьючерсов и опционов на бирже.
д) Отмена транспортного налога (замена его на взимание через акцизы на бензин).
Цель антиинфляционной политики
не подавление инфляции любой ценой,
а управление инфляционным процессом
(рыночными и государственными методами)
в интересах подъема
Основными мерами, применяемыми в рамках антиинфляционной политики в России, являются:
а) Регулирование ставки рефинансирования,
б) Регулирование обязательных резервов,
в) Регулирование цен и тарифов.
Анализ изменения ставки рефинансирования в России в период с 2000 по 2013 гг. (таблица 2) свидетельствует о том, что реального воздействия на уровень инфляции этот инструмент пока не оказывает [13].
Таблица 2 - Динамика изменения ставки рефинансирования и инфляции в России в процентах
Год |
Ставка рефинансирования, на конец года |
Уровень инфляции |
2000 |
25 |
20,10 |
2001 |
25 |
18,80 |
2002 |
23 |
15,06 |
2003 |
18 |
11,99 |
2004 |
13 |
11,74 |
2005 |
13 |
10,91 |
2006 |
11 |
9,00 |
2007 |
10 |
11,87 |
2008 |
13 |
13,28 |
2009 |
8,75 |
8,80 |
2010 |
8,25 |
8,78 |
2011 |
8,25 |
6,10 |
2012 |
8,25 |
6,58 |
С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. За период с 2000 по 2013 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до 10 %). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования.
В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25 %, затем повышалась еще 4 раза и к концу года составила 13 %.Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.
Действия властей
С апреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее к концу года до 8,75 %.
Банк России второй раз
с начала 2010 года принял решение
снизить ставку рефинансирования. С
29 марта ставка была понижена на 0,25
процентного пункта до 8,25 процента,
говорится в официальном пресс-
Уровень ставки рефинансирования в России в очередной раз обновил исторический минимум. Предыдущий раз Центробанк снижал ставку 24 февраля 2010 - также на 0,25 процентного пункта. В период с 26 декабря 2011 г. по 13 сентября 2012 г ставка рефинансирования увеличилась на 0,25 % и составила 8,25 %
Обычно изменение ставок монетарными властями используется как инструмент влияния на экономику страны. Повышение ставок означает, что ЦБ активно борется с инфляцией, а снижение - что пытается повысить темпы экономического роста. За счет более низких ставок банки могут привлекать средства по более выгодным ценам и, следовательно, снижать ставки по кредитам населению и предприятиям.
Таким образом, в России ставка рефинансирования до сих пор скорее остается экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимо заметить, что когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее.
Одним из наиболее действенных
инструментов антиинфляционной политики
является норма обязательного
В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале 2000-х годов значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран, что значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными.
По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1 % по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9 %. В последующие годы эта тенденция продолжилась.
Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5 %, перед банками нерезидентами в рублях и иностранной валюте – до 8,5 %, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте – до 6 %.
Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в России