Особенности антиинфляционной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1 Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия. Рассмотреть кривую Филлипса.
2 Изучить цели антиинфляционных мероприятий.
3 Изучить особенности антиинфляционной политики в России.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….…..... 3
1 Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса ………………………………………………………………….....… 4
2 Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика …... 13
3 Особенности антиинфляционной политики в России …………… 19
Практикум …………………………………………………………….. 34
Заключение ………………………………………………...…………. 35
Список литературы ………………………………….......…………… 36

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

Успешное осуществление  антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

 

3 Особенности антиинфляционной политики в России

 

Инфляция является одной  из наиболее важных проблем российской экономики. Ее актуальность в современных условиях обусловлена необходимостью нового осмысления сущности, причин возникновения, факторов влияющих на уровень и интенсивность темпов инфляции, механизма ее развития. Важно также выявить ее особенности и основные направления антиинфляционной политики в России.

Долгожданное вступление России во Всемирную торговую организацию в 2011 году на сегодняшний день не произвело сильного влияния на экономику страны, однако это может быть связано с более длительным периодом (низкими темпами) развития экономических процессов. Поэтому следует быть готовыми к получению, как позитивного, так и негативного экономического эффекта, который может проявиться в виде нарушения макроэкономических пропорций, повышения уровня инфляции, неконкурентоспособности российских товаров по отношению к импортным и т.д. Рыночный механизм хозяйствования может сразу не справиться с последствиями, причиненными данным процессом. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему как денежно-кредитной, так и экономической политики в целом. При этом необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Повышение уровня инфляции может произойти резко и внезапно, то есть, не будучи спрогнозированным. Неожиданность негативного воздействия оборачивается тяжёлыми последствиями для экономики любого государства, особенно для неподготовленных стран. В то же время борьба с инфляционным процессом и его последствиями занимает достаточно длительный период, и как правило протекает весьма сложно и непредсказуемо [3].

В условиях умеренной инфляции, характерной для данного периода развития российской экономки, антиинфляционная политика может иметь 
2 различных направления:

Первое - это уделить наибольшее влияние активной антиинфляционной политики, направленной на ликвидацию причин, вызывающих инфляцию.

А второе – адаптивной, направленной на приспособление к условиям инфляции и значению ее отрицательных последствий.

Проведение активной антиинфляционной политики, при использовании её основных методов таких, как: контроль за денежной эмиссией; недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета; осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке; проведение денежной реформы конфискационного типа; уменьшение государственных расходов; увеличение налогов; сокращение дефицита государственного бюджета; переход к жесткой денежно-кредитной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования; сдерживание роста доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках экономики, может принести положительные результаты.

К ним можно отнести  снижение избыточной денежной массы  в сфере обращения, повышение уровня общественного воспроизводства, повышение курса национальной валюты, снижение дефицита продукции, повышение качества товаров и услуг. Это обеспечит создание условий (базы) укрепления и стабилизации экономики на долгосрочную перспективу, препятствующих последующему скорому возрастанию темпов инфляции.

В свою очередь, адаптивная антиинфляционная политика может немного приостановить темпы роста инфляции, однако такие меры будут носить непостоянный характер, и нужно будет постоянно приспосабливаться к новым условиям, которые диктует инфляционный процесс. В то же время последствия инфляции будут только смягчаться, а не устраняться (ликвидироваться). При всём при этом процесс инфляции будет иметь менее разрушительные последствия, так как в экономике будет создана прочная основа, мешающая инфляции проникать дальше в различные сферы [2].

Таким образом, мы считаем, что  важна как активная, так и адаптивная инфляционные политики. Наибольшая эффективность от них будет достигаться лишь в совместном применении.

В последние годы остро  стоит проблема предотвращения новых  скачков инфляции, что напрямую связано с проведением мер по поддержанию экономики после кризиса, и преодолению его последствий, стабилизации экономики России в целом, росту и развитию промышленности. Существует множество подходов к решению данной задачи. Нам представляется, что при сдерживании инфляции, экономика страны вполне способна не только подстраиваться под текущие условия, но и снизить уровень инфляции. Так же необходимо разработка и реализация целевых государственных программ регулирующих инфляционные процессы, учитывающих специфику их протекания непосредственно в Российской Федерации и мировой опыт.

Инфляция в России имеет ряд особенностей. Например, монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6 %), а удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой [12].

  Таким образом, антиинфляционная программа в России не сможет иметь успеха, пока не будет сформирована полноценная рыночная среда с высоким уровнем развития предпринимательства, пока не будут созданы институциональные и финансовые предпосылки для сокращения инфляционного потенциала. Поэтому, антиинфляционная политика должна проводиться совместно с другими макроэкономическими и институциональными мерами по повышению эффективности сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неэффективной экономической политики. Основой антиинфляционной программы в России должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, подъем производства товаров и услуг на конкурентной основе.

Антиинфляционная политика России в 2013 году направлена на:

а) Совершенствование структуры отраслей промышленности (диверсификация экономики);

б) Повышение эффективности естественных монополий (снижение предельных издержек);

в) Введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;

г) Стимулирование внедрение биржевых механизмов на рынке сельхозпродукции (сахар, зерно, молочные продукты, мясо). Первый этап (в течение 2-3 лет) – внедрение инструментов двойных складских расписок, поставочных контрактов. Второй этап( через несколько лет) - использование фьючерсов и опционов на бирже.

д) Отмена транспортного налога (замена его на взимание через акцизы на бензин).

Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального  производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима  небольшая инфляция, если это увеличивает  платежеспособный спрос и тем  самым стимулирует экономический  рост.

Основными мерами, применяемыми в рамках антиинфляционной политики в России, являются:

а) Регулирование ставки рефинансирования,

б) Регулирование обязательных резервов,

в) Регулирование цен и тарифов.

Анализ изменения ставки рефинансирования в России в период с 2000 по 2013 гг. (таблица 2) свидетельствует о том, что реального воздействия на уровень инфляции этот инструмент пока не оказывает [13].

 

Таблица 2 - Динамика изменения ставки рефинансирования и инфляции в России в процентах

Год

Ставка рефинансирования, на конец года

Уровень инфляции

2000

25

20,10

2001

25

18,80

2002

23

15,06

2003

18

11,99

2004

13

11,74

2005

13

10,91

2006

11

9,00

2007

10

11,87

2008

13

13,28

2009

8,75

8,80

2010

8,25

8,78

2011

8,25

6,10

2012

8,25

6,58


С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. За период с 2000 по 2013 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до 10 %). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования.

В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25 %, затем повышалась еще 4 раза и к концу года составила 13 %.Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.

Действия властей мотивировались необходимостью остановить отток капитала за рубеж и аргументом о необходимости  следования принципу соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Однако по итогам года инфляция превысила 13 %, а повышение ставки сделали недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало усугублению кризисных явлений.

С апреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее к концу года до 8,75 %.

Банк России второй раз  с начала 2010 года принял решение  снизить ставку рефинансирования. С 29 марта ставка была понижена на 0,25 процентного пункта до 8,25 процента, говорится в официальном пресс-релизе ЦБ.

Уровень ставки рефинансирования в России в очередной раз обновил  исторический минимум. Предыдущий раз  Центробанк снижал ставку 24 февраля 2010 - также на 0,25 процентного пункта. В период с 26 декабря 2011 г. по 13 сентября 2012 г ставка рефинансирования увеличилась на 0,25 % и составила 8,25 %

Обычно изменение ставок монетарными властями используется как инструмент влияния на экономику  страны. Повышение ставок означает, что ЦБ активно борется с инфляцией, а снижение - что пытается повысить темпы экономического роста. За счет более низких ставок банки могут  привлекать средства по более выгодным ценам и, следовательно, снижать  ставки по кредитам населению и предприятиям.

Таким образом, в России ставка рефинансирования до сих пор скорее остается экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимо заметить, что  когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее.

Одним из наиболее действенных  инструментов антиинфляционной политики является норма обязательного резервирования. В период с 2000 г. по начало 2004 г. ставка отчисления в Фонд обязательного резервирования (далее - ФОР) по рублевым вкладам населения составляла 7 %, а по средствам юридических лиц и валютным вкладам – 10 %. Общий объем средств ФОР в России в начале 2004 г. оценивался в 160 млрд. руб. (примерно 5,6 млрд. долл.).

В целом средние нормы  обязательного резервирования в  России в начале 2000-х годов значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран, что значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными.

По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о  понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1 % по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9 %. В последующие годы эта тенденция продолжилась.

Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5 %, перед банками нерезидентами в рублях и иностранной валюте – до 8,5 %, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте – до 6 %.

Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в России