Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1 Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия. Рассмотреть кривую Филлипса.
2 Изучить цели антиинфляционных мероприятий.
3 Изучить особенности антиинфляционной политики в России.
Введение ………………………………………………………….…..... 3
1 Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса ………………………………………………………………….....… 4
2 Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика …... 13
3 Особенности антиинфляционной политики в России …………… 19
Практикум …………………………………………………………….. 34
Заключение ………………………………………………...…………. 35
Список литературы ………………………………….......…………… 36
В сентябре 2008 г. в разгар финансового
кризиса Банк России вынужден был снизить
ставки резервирования для российских
коммерческих банков с 5,5 до 1,5 % по рублевым
розничным депозитам, с 8,5 до 4,5 % по иностранным
кредитам. Эта мера позволила увеличить
денежные средства на балансах банков
на 300 млрд. руб. (примерно
12 млрд. долл.) и смягчить проблему нехватки
ликвидности в банковской системе. С 2004
г. одним из основных инструментов регулирования
инфляции является Стабилизационный фонд
Российской Федерации (образован 1 января
2004 г.). Целью создания Фонда является обеспечение
сбалансированности федерального бюджета
при снижении цены на нефть ниже базовой
(установлена с 1 января 2006 года на уровне
27 долларов США за баррель сорта Юралс).
Также одной из основных целей Фонда является
изъятие поступления средств вывозной
таможенной пошлины на нефть и налога
на добычу полезных ископаемых (нефть),
при цене на нефть сорта Юралс, превышающей
базовую цену для предотвращения скопления
излишней денежной массы на рынке страны.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически
заменил собой Стабилизационный
фонд Российской Федерации. В отличие
от Стабилизационного фонда
В период 2000–2009 гг. в рамках антиинфляционной политики использовался такой метод, как регулирование цен.
Снижение темпов потребительской инфляции в российских условиях за период с 2002 по 2006 г. (на 6,1 %) было достигнуто за счет государственного регулирования цен на продукты первой необходимости и сельскохозяйственную продукцию. Однако, искусственное регулирование цен дает эффект только в краткосрочной перспективе. Замораживание цен при увеличении себестоимости отрицательно влияет на рентабельность производства и может вызвать стагнацию в экономике страны, а уменьшение товарной массы при росте издержек в конечном итоге приведет к дополнительному повышению цен, провоцируя следующий виток инфляции.
Таким образом, антиинфляционная политика, проводимая в России, осуществляется на принципах монетаризма, в частности на изъятии избыточной денежной массы в условиях инфляции.
Начиная с 2000–2001 гг. Правительство позволяло рост денежной массы (далее денежный агрегат) в стране (рисунок 3). С 2001–2008 гг. денежный агрегат увеличился более, чем в 6 раз. При этом его минимальное увеличение произошло в 2008 г., который характерен увеличением темпа инфляции.
Рисунок 3-Динамика изменения денежной массы и инфляции в России [13]
В разгар кризиса – с января по июль 2009 г. – происходило сжатие денежной массы с 13,5 трлн. руб. до 13,16 трлн. руб., и по итогам 2009 г. уровень инфляции снизился на 4,5 процентных пункта.
Однако данное уменьшение прежде всего связано с общемировой экономической конъюнктурой, а не с эффективной антиинфляционной политикой правительства.
В декабре 2010 года рост денежной
массы составил 8,9 %; всего по итогам
года денежная масса выросла на 28,5
% или на 4 476 млрд. руб. Для сравнения,
номинальный объем ВВП в 2010 году
вырос всего лишь на
14,7 % или на 5 694 млрд. руб. Рост денежной
массы второй год подряд кардинально обгонял
рост номинального ВВП, в результате монетизации
экономики, составлявшая на конец 2008 года
33 %, подскочила за два года до 45 %.
Важно подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. на прямую не связана с увеличением денежной массы. Сравнительный анализ динамики изменения денежной массы и инфляции в России это подтверждает. В период с 2001 по 2009 гг. денежная масса в России увеличилась в 8,2 раза, а инфляция, в свою очередь, сократилась в 2,1 раза, т.е. данные показатели характеризуется противоположными тенденциями.
Таким образом, сжатие денежной массы не приводит к уменьшению уровня инфляции в российской экономике.
Прямым следствием проведения данной политики является демонетизации экономики, т.е. уменьшение насыщенности экономики ликвидными активами, а, следовательно, и лишение экономики внутренних резервов роста.
Обеспечение эффективного функционирования финансового рынка является немаловажным моментом антиинфляционной политики. Основными показателями состояния национального финансового рынка являются: степень насыщенности ликвидными средствами, способность обеспечить значительный объем операций, открытость, конкурентоспособность, развитие операций с производными финансовыми инструментами, инфраструктура, дериватизация и секьюритизация активов.
Неэффективное функционирование финансового рынка значительно влияет на инфляционный процесс, это связано с формированием финансового рынка в отрыве от процесса воспроизводства при переходе России к рыночной экономике.
На рост цен также повлияло недоверие к национальной валюте и инфляционные ожидания.
Вследствие неопределенности этих ожиданий, разные прогнозы инфляционного роста цен формируются на уровне правительства, участников рыночной экономики, населения. На инфляционные ожидания влияют все виды ожиданий, как в сфере макроэкономики, так и микроэкономики, финансов, банков, финансового рынка, включая его кредитный, фондовый, валютный, страховой сегменты. Особое влияние на усиление инфляционных ожиданий оказывает недоверие к национальным деньгам.
Антиинфляционная, в том числе кредитно-денежная, политика в условиях формирования ожиданий оказывает и позитивное и негативное влияние на инфляционный процесс. Ее позитивное влияние зависит от эффективности и обоснованности политики, направленной на сдерживание инфляции.
Негативные последствия политики связаны, во-первых, с ее ошибками, некомпетентностью, недостаточной научной обоснованностью, во-вторых, с ее направленностью на использование инфляции для стимулирования экономической конъюнктуры. Небольшая инфляция может стимулировать экономический рост, но может становиться тормозом по мере усиления ее темпа.
В России значительное влияние такого субъективного фактора, как инфляционные ожидания, обусловлено недоверием общества к властным структурам, банкам, финансовому рынку, к рублю.
Питательной почвой этого недоверия стал шоковый переход к рыночной экономике. Недоверие к обесценивающемуся рублю вызвало уход от него к иностранным валютам, что способствовало долларизации экономики. Объектом недоверия является ошибочная и неэффективная экономическая политика.
В этой связи в России труднодостижимы рациональные инфляционные ожидания, основанные на предвидении, в том числе регрессивные, опирающиеся на предположении возврата к целевому ориентиру после его фактического превышения. По официальным данным, в 2006 году впервые достигнут скорректированный прогноз инфляции на уровне 9 %. Неизменные ожидания сохранения стабильного темпа инфляции в современной России отсутствуют. В этой связи преобладают инерционные инфляционные ожидания, возрастающие под влиянием иногда неоднократного повышения цен и тарифов, особенно естественных монополий [11].
Многочисленные концепции
инфляции, разработанные за рубежом,
можно с некоторой долей
Однофакторные теории инфляции
полезны для объяснения воздействия
отдельных факторов на ситуацию в
России. Так, очевидно влияние неадекватных
налоговых ставок. В России в больших
масштабах, чем в развитых странах,
неудачная система
Из других факторов инфляции, хорошо изученных за рубежом, в России активно осуществляется «импорт» инфляции путем приближения внутренних цен к мировым, обесценивания рубля по отношению к мировым валютам, увеличения предложения иностранной валюты.
Многофакторные концепции инфляции менее разработаны из-за своей сложности. Среди них приоритет следует отдать цельной теории инфляции, созданной Дж. Кейнсом. Практическое использование теории инфляции затруднено из-за сложности измерения инфляции, установления ее эластичности от тех или иных факторов, определения влияния умеренной инфляции на экономическое развитие и отделения последней от подлинной инфляции.
Статистически инфляция измеряется индексом роста товарных цен. При этом обесцениваются платежные средства покупателей, но процентные ставки, отражающие цену кредита, в некоторой степени, автономны от динамики товарных цен. Кроме того, процентные ставки различаются в зависимости от назначения кредитов. Причем низкие ставки по долгосрочным кредитам являются одним из условий развития экономики.
Попутно встает вопрос о
ценах на капитальные блага, приобретенные
в прошлые периоды. Возможно, их переоценки
не нужно включать в индекс инфляции,
но очевидно, что они должны учитываться
при анализе последствий
Фундаментальной проблемой
является сопоставление динамики абсолютных
и относительных цен для
Пути совершенствования антиинфляционной политики Российской Федерации следующие:
а) снижение ставок таможенных пошлин;
б) изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
в) регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7 % стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1 % - 2 % сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
г) ужесточение контроля над ценами;
д) дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
е) создание финансового
фонда для регулирования
ж) в планах принятие закона "о торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30 % в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
з) ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
и) для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.
к) введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
л) перераспределение большей
части продовольственной
1) насыщение внутреннего рынка;
2) создание резерва на предстоящий период;
3) продажа на внешние рынки.
м) выделение дотаций мукомольным
предприятиям в размере
2.2-2.5 млрд.руб.установление на один год
нулевой ставки НДС для хлебопекарных
и зерноперерабатывающих предприятий.
Практикум
Задание.
В национальной экономике предполагается, что рост доходов в 1,1 раза может вызвать увеличение уровня цен. На какую величину Центральный банк должен изменить предложение денег, чтобы это увеличение составило не более 2% в год.
Решение.
Согласно количественной теории денег, V - стабильна, т.к. люди проявляют довольнго устойчивое желание владеть деньгами по сравнению с готовностью держать другие финансовые и реальные активы или приобретать продукцию текущего производства.
В соответствии с количественной теорией денег количество денег, необходимых для обращения, определяется по формуле:
M=P.Q / V,
Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в России