Особенности антиинфляционной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1 Раскрыть понятие и сущность инфляции, причины ее возникновения, экономические и социальные последствия. Рассмотреть кривую Филлипса.
2 Изучить цели антиинфляционных мероприятий.
3 Изучить особенности антиинфляционной политики в России.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….…..... 3
1 Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса ………………………………………………………………….....… 4
2 Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика …... 13
3 Особенности антиинфляционной политики в России …………… 19
Практикум …………………………………………………………….. 34
Заключение ………………………………………………...…………. 35
Список литературы ………………………………….......…………… 36

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

В сентябре 2008 г. в разгар финансового кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5 до 1,5 % по рублевым розничным депозитам, с 8,5 до 4,5 % по иностранным кредитам. Эта мера позволила увеличить денежные средства на балансах банков на 300 млрд. руб. (примерно 
12 млрд. долл.) и смягчить проблему нехватки ликвидности в банковской системе. С 2004 г. одним из основных инструментов регулирования инфляции является Стабилизационный фонд Российской Федерации (образован 1 января 2004 г.). Целью создания Фонда является обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс). Также одной из основных целей Фонда является изъятие поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену для предотвращения скопления излишней денежной массы на рынке страны.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный  фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость  национальной экономики от колебаний  поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие  от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти  источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

В период 2000–2009 гг. в рамках антиинфляционной политики использовался такой метод, как регулирование цен.

Снижение темпов потребительской  инфляции в российских условиях за период с 2002 по 2006 г. (на 6,1 %) было достигнуто за счет государственного регулирования цен на продукты первой необходимости и сельскохозяйственную продукцию. Однако, искусственное регулирование цен дает эффект только в краткосрочной перспективе. Замораживание цен при увеличении себестоимости отрицательно влияет на рентабельность производства и может вызвать стагнацию в экономике страны, а уменьшение товарной массы при росте издержек в конечном итоге приведет к дополнительному повышению цен, провоцируя следующий виток инфляции.

Таким образом, антиинфляционная политика, проводимая в России, осуществляется на принципах монетаризма, в частности  на изъятии избыточной денежной массы  в условиях инфляции.

Начиная с 2000–2001 гг. Правительство позволяло рост денежной массы (далее денежный агрегат) в стране (рисунок 3). С 2001–2008 гг. денежный агрегат увеличился более, чем в 6 раз. При этом его минимальное увеличение произошло в 2008 г., который характерен увеличением темпа инфляции.

Рисунок 3-Динамика изменения денежной массы и инфляции в России [13]

В разгар кризиса – с  января по июль 2009 г. – происходило сжатие денежной массы с 13,5 трлн. руб. до 13,16 трлн. руб., и по итогам 2009 г. уровень инфляции снизился на 4,5 процентных пункта.

Однако данное уменьшение прежде всего связано с общемировой  экономической конъюнктурой, а не с эффективной антиинфляционной политикой правительства.

В декабре 2010 года рост денежной массы  составил 8,9 %; всего по итогам года денежная масса выросла на 28,5 % или на 4 476 млрд. руб. Для сравнения, номинальный объем ВВП в 2010 году вырос всего лишь на 
14,7 % или на 5 694 млрд. руб. Рост денежной массы второй год подряд кардинально обгонял рост номинального ВВП, в результате монетизации экономики, составлявшая на конец 2008 года 33 %, подскочила за два года до 45 %.

Важно подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит  монетарного характера, т.е. на прямую не связана с увеличением денежной массы. Сравнительный анализ динамики изменения денежной массы и инфляции в России это подтверждает. В период с 2001 по 2009 гг. денежная масса в России увеличилась в 8,2 раза, а инфляция, в свою очередь, сократилась в 2,1 раза, т.е. данные показатели характеризуется противоположными тенденциями.

Таким образом, сжатие денежной массы не приводит к уменьшению уровня инфляции в российской экономике.

Прямым следствием проведения данной политики является демонетизации  экономики, т.е. уменьшение насыщенности экономики ликвидными активами, а, следовательно, и лишение экономики внутренних резервов роста.

Обеспечение эффективного функционирования финансового рынка является немаловажным моментом антиинфляционной политики. Основными показателями состояния национального финансового рынка являются: степень насыщенности ликвидными средствами, способность обеспечить значительный объем операций, открытость, конкурентоспособность, развитие операций с производными финансовыми инструментами, инфраструктура, дериватизация и секьюритизация активов.

Неэффективное функционирование финансового рынка значительно влияет на инфляционный процесс, это связано с формированием финансового рынка в отрыве от процесса воспроизводства при переходе России к рыночной экономике.

На рост цен также повлияло недоверие к национальной валюте и инфляционные ожидания.

Вследствие неопределенности этих ожиданий, разные прогнозы инфляционного  роста цен формируются на уровне правительства, участников рыночной экономики, населения. На инфляционные ожидания влияют все виды ожиданий, как в сфере макроэкономики, так и микроэкономики, финансов, банков, финансового рынка, включая его кредитный, фондовый, валютный, страховой сегменты. Особое влияние на усиление инфляционных ожиданий оказывает недоверие к национальным деньгам.

Антиинфляционная, в том  числе кредитно-денежная, политика в условиях формирования ожиданий оказывает и позитивное и негативное влияние на инфляционный процесс. Ее позитивное влияние зависит от эффективности и обоснованности политики, направленной на сдерживание инфляции.

Негативные последствия  политики связаны, во-первых, с ее ошибками, некомпетентностью, недостаточной  научной обоснованностью, во-вторых, с ее направленностью на использование инфляции для стимулирования экономической конъюнктуры. Небольшая инфляция может стимулировать экономический рост, но может становиться тормозом по мере усиления ее темпа.

В России значительное влияние  такого субъективного фактора, как  инфляционные ожидания, обусловлено недоверием общества к властным структурам, банкам, финансовому рынку, к рублю.

Питательной почвой этого  недоверия стал шоковый переход  к рыночной экономике. Недоверие  к обесценивающемуся рублю вызвало уход от него к иностранным валютам, что способствовало долларизации экономики. Объектом недоверия является ошибочная и неэффективная экономическая политика.

В этой связи в России труднодостижимы  рациональные инфляционные ожидания, основанные на предвидении, в том числе регрессивные, опирающиеся на предположении возврата к целевому ориентиру после его фактического превышения. По официальным данным, в 2006 году впервые достигнут скорректированный прогноз инфляции на уровне 9 %. Неизменные ожидания сохранения стабильного темпа инфляции в современной России отсутствуют. В этой связи преобладают инерционные инфляционные ожидания, возрастающие под влиянием иногда неоднократного повышения цен и тарифов, особенно естественных монополий [11].

Многочисленные концепции  инфляции, разработанные за рубежом, можно с некоторой долей условности разделить на однофакторные и  многофакторные. В первом случае акцент делается на изучение того фактора, чье  влияние признается преобладающим: денежной массы, издержек на заработную плату, уровня налогов, предложения  мировых денег, валютного курса  и т.д.

Однофакторные теории инфляции полезны для объяснения воздействия  отдельных факторов на ситуацию в  России. Так, очевидно влияние неадекватных налоговых ставок. В России в больших  масштабах, чем в развитых странах, неудачная система налогообложения  привела к инфляционному перераспределению  прибыли промышленных и других производственных корпораций в пользу теневого и финансово-банковского  секторов. Если за рубежом велись длительные дискуссии по поводу оптимальной  ставки налогообложения, то в нашей  стране эта проблема решалась без  необходимых профессиональных и  политических обсуждений.

Из других факторов инфляции, хорошо изученных за рубежом, в России активно осуществляется «импорт» инфляции путем приближения внутренних цен к мировым, обесценивания рубля по отношению к мировым валютам, увеличения предложения иностранной валюты.

Многофакторные концепции  инфляции менее разработаны из-за своей сложности. Среди них приоритет  следует отдать цельной теории инфляции, созданной Дж. Кейнсом. Практическое использование теории инфляции затруднено из-за сложности измерения инфляции, установления ее эластичности от тех  или иных факторов, определения влияния  умеренной инфляции на экономическое  развитие и отделения последней  от подлинной инфляции.

Статистически инфляция измеряется индексом роста товарных цен. При  этом обесцениваются платежные средства покупателей, но процентные ставки, отражающие цену кредита, в некоторой степени, автономны от динамики товарных цен. Кроме того, процентные ставки различаются  в зависимости от назначения кредитов. Причем низкие ставки по долгосрочным кредитам являются одним из условий  развития экономики.

Попутно встает вопрос о  ценах на капитальные блага, приобретенные  в прошлые периоды. Возможно, их переоценки не нужно включать в индекс инфляции, но очевидно, что они должны учитываться  при анализе последствий инфляции. Если же стоимость капитальных благ выражена в ценных бумагах, то необходимо принимать во внимание динамику курса  подобных активов.

Фундаментальной проблемой  является сопоставление динамики абсолютных и относительных цен для определения  подлинной инфляции. Если экономика  развивается, то рост цен может происходить  в результате использования новых  поколений машин, оборудования, потребительских  товаров и т.п. применение более  производительных средств труда  и высококачественных предметов  потребления означает переход на иной уровень производства и потребления. Связанный с этим рост цен не является инфляцией.

Пути совершенствования  антиинфляционной политики Российской Федерации следующие:

а) снижение ставок таможенных пошлин;

б) изменения в налоговой  политике (снижение страховых взносов  в ПФ);

в) регулирование тарифов  естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При  инфляции ниже 7 % стоит увеличивать  тарифы на ту же величину, скорректированную  на 1 % - 2 % сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

г) ужесточение контроля над ценами;

д) дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

е) создание финансового  фонда для регулирования ценовой  ситуации на продовольственном рынке  в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом);

ж) в планах принятие закона "о торговле" (фиксирование цен  на продукты, если цены растут более  чем на 30 % в течение 30 календарных  дней. Закон также позволит принимать  отдельные законы по установлению цен  или предельных наценок на любые  товары);

з) ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);

и) для стабилизации цен  на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту  НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление  нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях  на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

к) введение социальной нормы  потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут  зафиксированы, превышение же нормы  будет тарифицироваться по более  высоким ценам;

л) перераспределение большей  части продовольственной продукции  на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной  продукции:

1) насыщение внутреннего  рынка;

2) создание резерва на  предстоящий период;

3) продажа на внешние  рынки.

м) выделение дотаций мукомольным  предприятиям в размере  
2.2-2.5 млрд.руб.установление на один год нулевой ставки НДС для хлебопекарных и зерноперерабатывающих предприятий.

 

Практикум

Задание.

В национальной экономике  предполагается, что рост доходов  в 1,1 раза может вызвать увеличение уровня цен. На какую величину Центральный  банк должен изменить предложение денег, чтобы это увеличение составило  не более 2% в год.

Решение.

Согласно количественной теории денег, V - стабильна, т.к. люди проявляют довольнго устойчивое желание владеть деньгами по сравнению с готовностью держать другие финансовые и реальные активы или приобретать продукцию текущего производства.

В соответствии с количественной теорией денег количество денег, необходимых для обращения, определяется по формуле:

M=P.Q / V,

Информация о работе Особенности антиинфляционной политики в России