Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 17:56, курсовая работа
Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад или даже паника, или крах. Так, экономический рост — это не плавный, равномерно совершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы — медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума») к другой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Понятие цикличности
1.1 Цикличность экономического развития как форма проявления макроэкономической нестабильности……………………………………………….…5
1.2 Экономический цикл: понятие, виды, фазы……………………….….13
1.3 Причины циклических колебаний …………….……………………...17
2 Теория циклов………………………………………………………….…20
3 Особенности циклического развития экономики Республики Беларусь………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………48
В рамках экономической системы возможны циклические колебания, вызываемые нарушениями денежного обращения. Причины их — расхождение между спросом на деньги и их предложением. Однако полностью исключается возможность длительных нарушений равновесия, связанных с внутренними свойствами экономической системы.
В отличие от кейнсианской теории, где функция спроса на деньги неустойчива и подвержена влиянию спекулятивных мотивов, первостепенное значение в монетарной теории цикла имеет стабильность функции спроса на деньги. Поскольку последний является устойчивым параметром, а предложение — крайне нестабильным и зависящим от политики денежно-кредитных институтов, для роста экономики необходим постоянный прирост денежной массы в обращении.
В рамках монетаризма изменение денежной массы обязательно влияет на размер национального дохода, выливаясь частично в рост цен или реального дохода. Распределение возросшей денежной массы между увеличением цен и реального дохода будет определяться двумя факторами: во-первых, соотношением между текущим уровнем производства и уровнем, соответствующим полной занятости. Иначе говоря, чем ближе экономика к полной занятости, тем в большей мере увеличение денежной массы будет стимулировать рост цен, а не национального дохода. И — наоборот. Во-вторых, в условиях инфляции само ожидание роста цен будет превращать рост денежной массы в дальнейший рост цен, а не национального дохода.
Завершающим звеном монетарной теории цикла является процесс приспособления денежного спроса к изменяющемуся уровню цен. Денежный спрос в этом акте обязательно обгоняет прирост (падение) денежного предложения. Происходит это вследствие субъективных причин. Дело в том, что владельцы финансовых активов оценивают их не на основе реальной динамики цен, а на базе существовавшего ранее уровня цен. В итоге имеет место недооценка или переоценка их реальной стоимости. Ввиду этого денежный спрос на товары, финансовые активы оказывается выше или ниже реального; между спросом и предложением возникают расхождения, которые и являются причиной циклических колебаний.
Рассмотрение теорий циклических колебаний было бы неполным, если бы мы проигнорировали психологические концепции. Они занимают относительно обособленное место в рамках экономической науки. Детальный анализ психологических теорий цикла позволяет выделить в качестве самостоятельных три направления. Первое возникло в конце ХIХ — начале ХХ вв. и представлено работами У.Джевонса и В.Парето. Данные исследователи считали причиной циклических колебаний наличие спекулятивных мотивов на товарных рынках и фондовой бирже. Подъем в экономике обусловлен преобладанием оптимистического настроения, которое провоцирует спекулятивное раздувание спроса, ведет к необоснованному росту объема производства и отклоняет экономику от равновесной траектории. Спад наступает в результате роста ссудного процента, паники и серии банкротств. Второе направление в рамках психологических теорий цикла возникает в 20—30-е гг. XX в. и представлено теорией А.Пигу. В основе колебаний деловой активности лежит уровень ожидаемого дохода от новых инвестиций и соотношение фактической и ожидаемой величин дохода. А.Пигу считал, что если фактический уровень дохода превышает ожидаемый, это провоцирует у предпринимателей оптимистические оценки на будущее, ведет к расширению производства и инвестиций. Однако поскольку производители лишены информации о планах своих конкурентов, предложение товаров в определенный момент превысит спрос, фактический доход начнет отставать от ожидаемого; осознание же этой ситуации обернется сокращением объема производства и инвестиций. Третье направление представлено “равновесной теорией цикла” Р.Лукаса. В основе концепции лежит взаимодействие денежных шоков и механизма акселератора. Неожиданное увеличение массы денег и связанный с этим рост цен связываются хозяйственными агентами с ростом государственных расходов стимулируют экономический подъем при неизменном уровне совокупного спроса. В тот момент, когда производители понимают ошибку и начинают сокращать объем производства и занятость, наступает спад.
Приведенные выше данные позволяют сформулировать определенные выводы. Возникновение кризисов перепроизводства как экономического феномена обусловило пристальное внимание экономистов к указанной проблеме. С момента возникновения теорий цикла до появления кейнсианства они не играют решающей роли в экономической науке, ибо колебания деловой активности не считаются фундаментальными свойствами экономических систем. В этот период причины циклических колебаний связывались с особенностями движения основного капитала или нововведениями. С конца 30-х до начала 60-х гг. господствующее положение в рамках экономической мысли занимает кейнсианство. Представители данного направления объясняли кризисы перепроизводства недостаточной склонностью к потреблению, поэтому выход виделся им в стимулировании эффективного спроса. На практике основными инструментами регулирования стали бюджетная и денежно-кредитная политика. В 70-е гг. регулирование совокупного спроса стали рассматривать в качестве дестабилизирующего фактора из-за несвоевременности мер, неправильности выбора, чрезмерных масштабов государственного вмешательства. Возрождение классических идей сопровождалось усилением позиций монетаризма. Вмешательство государства рассматривалось ими как дестабилизирующий фактор, поэтому они предлагали сосредоточить внимание только на контроле за ростом денежной массы, ибо нарушение денежного обращения являлось, по их мнению, причиной циклических колебаний.
3 ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Современная белорусская экономика находится в стадии становления рыночных отношений. Пока еще нет полных оснований назвать движение отечественной экономики циклическим, хотя налицо и спады производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всех этих процессов отражает в большей степени последствия развала административно-командной системы, нежели механизм рыночной экономики, который находится только в стадии формирования.
Для становления циклической формы движения в отечественной экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.
Так, в Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на условия функционирования рыночной экономики, проходит этап становления. Идет процесс отработки фискальной политики, форм и методов регулирования социально-экономических процессов.
Налогообложение, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т.д.
Естественно, что при создании национальной системы налогообложения используются теоретическая: база и модели налогообложения государств с развитой рыночной экономикой в области построения налоговых систем, использования налоговых форм и методов регулирования. Но при этом неправомерно их полное копирование, поэтому элементы, формирующие налоговую систему, в определенной степени адаптируются к национальным условиям, социально-экономическим проблемам республики.
Кроме того, за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.
Новая бюджетная классификация легла в основу новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ», которая внесла существенные правки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Еще не завершенное формирование казначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному повышению эффективности управления государственными финансами. Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы [14, c.62,63].
За январь-декабрь 2008 года в консолидированный бюджет поступило, по предварительным данным, 22,1 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения. Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 16,7 трлн. рублей. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 51%. При этом около четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 22,9%.
В 2008 году расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 22,0 трлн. рублей, без учета ФСЗН – 16,8 трлн. рублей. В реальном выражении это на 11,4% больше, чем за 2007 год, при реальном росте доходов за этот же период на 15,6%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за 2008 год 170,2 млрд. рублей, или 0,3% к ВВП (за 2007 год дефицит был в размере 1,6% ВВП), профицит по ФСЗН – 190,7 млрд. рублей, или 0,4% ВВП. Таким образом, по консолидированному бюджету с учетом доходов и расходов ФСЗН сложился профицит в размере 20,5 млрд. рублей, или 0,04% ВВП [10].
Теперь рассмотрим бюджетно-налоговую политику на 2009 год. Бюджетная политика в области расходов в 2009 г. ориентирована на обеспечение стабильного выполнения бюджетных обязательств на основе достижения сбалансированности и реальности бюджета. В условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов крайне важно обеспечить повышение эффективности их использования. Налогообложение на следующий год сохраняется практически на уровне нынешнего года, а ранее предоставленные юридическим лицам налоговые льготы, срок действия которых не заканчивается в 2009 г. предполагается заменить другими видами государственной поддержки.
В соответствии с общепринятой практикой эффективной организации бюджетного процесса, основными целями реформы являются:
Обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;
Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
Создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;
Снижение долговой нагрузки на экономику и переход к новым принципам управления государственным долгом и активами;
Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.
Для достижения этих целей потребуется поэтапная реализация комплекса мер как в части совершенствования бюджетного законодательства, так и конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики. Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки.
Таким образом, бюджет Республики Беларусь имеет четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005-2009 годы, однако необходимо создать условия, чтобы политика государственных расходов, с одной стороны, не была расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на жесткие показатели, притом что, с другой стороны, эти расходы приняли форму инвестиций, тогда можно будет добиться результатов за счет мультипликационного эффекта.
В целом же бюджетно-налоговая политика на 2009 направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, снижение налогового бремени для налогоплательщиков и дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.
Современная же денежно-кредитная политика Республики Беларусь зачастую выглядит "плаванием против течения", она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева
Так, на основе анализа основных направлений денежно-кредитной политики можно сделать вывод, что основным направлением денежно-кредитной политики, как и прежде остается удержание обменного курса белорусского рубля и его покупательской способности, при безусловной попытки привязать его к российскому рублю и попытки снизить темпы инфляции.
В целом основными целями развития экономики были и будут:
1) рост реального ВВП и
2) снижение сальдо торгового баланса;
3) увеличение валютной выручки;
4) рост инвестиций.
По оценке Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта в 2008 году составил в текущих ценах 49,4 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 11% больше, чем в 2007 году. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год был предусмотрен рост ВВП на 9-10%. В 2007 году прирост ВВП к предыдущему году был 7%.
В значительной степени рост валового внутреннего продукта был обеспечен динамичным развитием промышленности, сельского хозяйства и строительства. Доля добавленной стоимости промышленности в ВВП возросла с 25,5% в 2007 году до 26,8% в 2008 году, сельского хозяйства – с 7,7 до 8,9%, строительства – с 6 до 6,5% [10].
В 2008 году произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 47,2 трлн. рублей, или на 15,6% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2007 году (при прогнозе на 9-10%).
Информация о работе Особенности циклического развития экономики Республики Беларусь