Особенности циклического развития экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Экономическая история свидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. За несколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад или даже паника, или крах. Так, экономический рост — это не плавный, равномерно совершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы — медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума») к другой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Понятие цикличности
1.1 Цикличность экономического развития как форма проявления макроэкономической нестабильности……………………………………………….…5
1.2 Экономический цикл: понятие, виды, фазы……………………….….13
1.3 Причины циклических колебаний …………….……………………...17
2 Теория циклов………………………………………………………….…20
3 Особенности циклического развития экономики Республики Беларусь………………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………48

Файлы: 1 файл

Цикличность эк развития особенности её в РБ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Потребительских товаров выпущено на сумму 12 трлн. рублей, что на 12,9% превышает уровень 2007 года (прогноз – на 9-10%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 13,3%, непродовольственных – на 12,6%.

Объем продукции сельского хозяйства в 2008 году составил 11,4 трлн. руб. и увеличился по сравнению с 2007 годом в сопоставимых ценах на 12,9% при прогнозе на 9-11%.

В 2008 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 10,2 трлн. рублей - на 20,2% больше, чем в предыдущем году (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2008 год 18-20%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 18,3% в 2007 году до 20,7% в  2008 году.

Наиболее значительно увеличили капитальные вложения предприятия государственной формы собственности – на 21,4% (в сопоставимых ценах), частной – на 16,9%. Основными источниками инвестиций являлись собственные средства предприятий, включая кредиты, - 57,6%. Доля бюджетного финансирования инвестиционной деятельности составила 20%, средств населения, включая кредиты, - 11,5%.

На объекты производственного назначения использовано 6,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 20,4% больше, чем в 2007 году. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,2% (в 2007 году – 66%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 19,7%. На строительство жилых домов использовано 1,8 трлн. рублей, что на 14,4% больше, чем в 2007 году. В эксплуатацию введено 3,5 млн. квадратных метров общей площади жилых домов, что на 15,7% превышает уровень 2007 года [10].

Объем грузооборота предприятий транспорта за 2008 год сложился в размере 43 235,6 млн. ткм и увеличился по сравнению с 2007 годом на 4,7%.

2008 год был отмечен рядом позитивных тенденций в финансовом положении хозяйствующих субъектов страны. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг предприятий и организаций республики за 2008 год увеличилась по сравнению с 2007 годом в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 18% и составила 95 трлн. рублей в текущих ценах. Оплаченная выручка составила 96,8% (в 2007 году – 96%) от всей выручки, или 92 трлн. рублей.

По итогам 2008 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 7,7 трлн. рублей, что в реальном выражении в 1,6 раза больше, чем в 2007 году. Рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж увеличились в 1,3 раза, составив 13,4 и 8,1% соответственно.

Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась с 36,2% в 2007 году до 20,9% в 2008 году. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 711,4 млрд. рублей вместо 832,3 млрд. рублей в 2007 году.

Инфляция на потребительском рынке за 2008 год составила 14,4%, или 1,1% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2008 год (1,1-1,4%). В 2007 году потребительские цены увеличивались в среднем на 1,9% в месяц. Среднегодовой индекс потребительских цен за прошедший год по сравнению с 2007 годом составил 118,1%.

Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2008 год – 9,2% прироста сводного индекса – внесли высокие темпы роста цен на продовольственные товары (на 16,3%). Непродовольственные товары подорожали на 6,9%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 1,5%. Тарифы на платные услуги возросли на 17,2%, увеличив прирост сводного индекса цен на 3,7% [10].

Цены производителей промышленной продукции за 2008 год возросли на 19%, строительно-монтажные работы подорожали на 24,6%. В среднем за месяц прирост цен производителей промышленной продукции составил 1,5%, цен на строительно-монтажные работы – 1,8% вместо 2,1 и 2,3%, соответственно, за 2007 год. Среднегодовой индекс цен производителей промышленной продукции в 2008 году по отношению к 2007 году сложился на уровне 124,2%, цен на строительно-монтажные работы – 127%.

В 2008 году денежные доходы населения составили 35,5 трлн. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 34,1% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 18,1%. В реальном выражении денежные доходы населения возросли по сравнению с 2007 годом на 13,6% (при прогнозе роста на 8-9%), а реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) - на 13,7%. В декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 года реальные денежные доходы увеличились на 22,3%, по сравнению с ноябрем 2008 года – на 19,3%.

В 2008 году объем внешней торговли товарами и услугами, по данным Министерства статистики и анализа, составил 32 814,9 млн. долл. США, что на 37,1% больше уровня 2007 года (при прогнозе на 12,2-13,2%), в том числе экспорт – 15 482,5 млн. долл. США, импорт – 17 332,4 млн. долл. США. По сравнению с 2007 годом экспорт товаров и услуг возрос на 35,2% (прогноз –на 12-13%), импорт – на 38,7% (прогноз – на 12,5-13,5).

Рост внешнеторгового оборота сопровождался увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций. По итогам 2008 года в целом оно сложилось в размере 1 849,9 млн. долл. США. При этом в торговле товарами дефицит составил 2 593,8 млн. долл., а в торговле услугами положительное сальдо достигло 743,9 млн. долл. США.

Основу внешней торговли республики по-прежнему составляет торговля товарами – 91,7% общей суммы торговли товарами и услугами. Стоимостной объем внешнего товарооборота в 2008 году составил 30 097,2 млн. долл. США, или 140% к уровню 2007 года. Объем торговли со странами СНГ увеличился на 41,7%, со странами дальнего зарубежья – на 37,1% [10].

Также предпринимаются мероприятия по развитию банковской системы, среди них повышение устойчивости, расширение состава и повышение качества банковских услуг, защита интересов вкладчиков и кредиторов, оптимизация структуры активов и пассивов. Разработана система анализа банка и введены новые стандарты отчетности и нормативы.

Кредитование же дефицита государственного бюджета осуществлялось в основном благодаря кредитам Национального Банка, а также благодаря размещению ГКО через банковскую систему, в результате чего полученные деньги превысили бюджетный дефицит в два раза. Даже рынок ценных бумаг правительство развивает не для инвестирования в экономику, а для покрытия дефицита.  Наша экономика не когда не изменяла своему затратному способу хозяйствования.

 Безусловно дефицит финансировался  и эмиссией, так финансирование  составило - 248 млрд.руб, то есть в  результате чего денежная масса  увеличилась на 22,9%., однако в основном эти средства направлялись на финансирование жилья.

Процентная же ставка была выше уровня инфляции, то есть вкладчики вернули не только свои деньги, но и проценты по ним, тем более, что реальные процентные ставки по вкладам в белорусских рублях были выше.

Важнейшим же  источником финансирования инвестиций в прогнозируемом периоде (2005-2009) будут собственные средства предприятий и организаций (более половины всех капиталовложений). Возрастет доля амортизационных отчислений благодаря внедрению новых норм и методов начисления амортизации основных фондов.

Бюджетное финансирование будет направлено на решение неотложных социальных задач общегосударственного значения, а также финансирование особо важных объектов производственного назначения, связанных с экспортом продукции, решением проблем импортозамещения и основанных на внедрении новых и высоких технологий. Должны возрасти средства населения, привлекаемые в сферу жилищного строительства. Рост объемов привлекаемых средств будет осуществляться за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг, создания системы строительных накоплений и взаимного жилищного кредитования.

Все это даст возможность обеспечить устойчивые темпы наращивания объемов производства, повышение эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и товарах народного потребления.

При этом в условиях спада налогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

Таким образом, основными направлениями антициклической политики в условиях  переходного периода Республики Беларусь являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

Беларусь была одной из наиболее развитых республик бывшего СССР. По таким показателям, как уровень ВВП на душу населения, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, она значительно превосходила средний уровень. В то же время экономика республики была относительно небольшой ячейкой единого народнохозяйственного комплекса и практически полностью работала за счет привозного сырья и материалов, внешних топливно-энергетических ресурсов, ввозимых полуфабрикатов и комплектующих. Поэтому “развал СССР” не мог не оказать крайне негативного воздействия на экономические тенденции в Беларуси.

После 1991 года в республике наметился глубокий спад практически по всем социально-экономическим показателям. В течение 1992—1995 годов реальный ВВП снизился более чем на треть, а объем промышленной продукции — более чем на 40%, при этом среднемесячные темпы инфляции достигали 15—20%, а реальные доходы населения в целом за указанный период уменьшились на 38%.

В этих условиях необходимость изменения тенденций, происходящих в экономике и социальной сфере, и придания им позитивной направленности стала в полном смысле жизненной потребностью для республики. В 1996 году была осуществлена разработка Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, важнейшего программного документа, определившего основные стратегические цели и приоритеты политики государства, который был утвержден Президентом Республики Беларусь и одобрен Всебелорусским народным собранием.

В соответствии с Основными направлениями важнейшей стра-тегической целью социально-экономических преобразований в республике стало повышение жизненного уровня белорусского народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств. Для реализации этой цели, учитывая сложившиеся традиции, исторический опыт Беларуси, была определена модель социально ориентированной рыночной экономики, которая основывается на рыночных принципах хозяйствования при обеспечении высокой степени социальной защиты населения и активной роли государства в регулировании социально-экономических процессов. С учетом данных задач к основным приоритетам государственной социально-экономической политики были отнесены: экспорт, жилье, продовольствие. Данные направления соответствуют осо-бенностям экономики республики, и их реализация должна была обеспечить формирование необходимой базы для достижения важнейшей стратегической цели государства, то есть повышения уровня жизни народа, а также реализации других конкретных направлений и задач экономической политики.

Развитие экспортного потенциала было принято в качестве одного из приоритетных, поскольку экономика республики в существенной степени зависит от внешнего мира. Запасы топливно-энергетических и сырьевых ресурсов существенно ограничены, а отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг к ВВП превышает 100%. Экономика республики является небольшой, а потому развернуть производство всего ассортимента необходимых производственных и потребительских товаров внутри Беларуси практи-

чески невозможно. Только на основе наращивания экспортного потенциала можно обеспечить соответствующий импорт, необходимый для нормального функционирования народного хозяйства республики и удовлетворения потребительского спроса населения.

Выбор жилищного строительства как приоритетного направления, во-первых, был связан с тем, что именно обеспечение населения качественным жильем является долгосрочной базой для решения важнейших социальных проблем, формирования благоприятной демографической ситуации. Во-вторых, в период 1992—1995 годов экономический кризис затронул эту отрасль, возможно, в наибольшей степени по сравнению с другими. Только за 1995 год инвестиции в жилищное строительство снизились на 44% (в целом за данный период они упали примерно в 3 раза), ввод в действие жилых домов (по сравнению с 1991 годом) сократился в 2,8 раза. Необходимо было обеспечить соответствующую концентрацию ресурсов на этом направлении, чтобы осуществить коренной перелом данной тенденции.

Реализация Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы обеспечила коренной перелом в экономических тенденциях.  Начиная с 1996 года постоянно наблюдались положительные темпы экономического роста. В целом за пять лет реальный ВВП возрос почти на 36%, объем промышленной продукции — на 65%, реальные доходы населения — на 71%.

Данные результаты были получены во многом благодаря тому, что приоритеты, принятые в Основных направлениях, в целом были реализованы. Так, экспорт в долларовом выражении в среднем за период 1996—2000 по сравнению с 1992—1995 годами увеличился более чем в 2,2 раза. Размер капитальных вложений в жилищное строительство в 2000 году увеличился более чем в 1,7 раза по сравнению с 1995 годом, а ввод в действие жилого фонда (по общей площади) возрос в 1,8 раза. В целом удалось стабилизировать производство сельскохозяйственной продукции.

Важную роль в реализации Основных направлений социально-экономической политики на 1996—2000 годы сыграла денежно-кредитная политика. В целом она последовательно ужесточалась. Так, если за период с 1992 по 1995 год рублевая денежная масса возросла почти в 2150 раз (или на 17,3% в среднемесячном исчислении), то за 1996—2000 годы размер номинальной рублевой денежной массы увеличился в 53,6 раза (или на 6,9% в среднем за месяц, что в 2,5 раза меньше). Среднемесячные темпы девальва-

Информация о работе Особенности циклического развития экономики Республики Беларусь