Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:47, курсовая работа
Приступая к анализу современного российского федерализма, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Введение
1. Особенности становления федерализма в России
2. Конституционно-правовые особенности федерализма в России
3. Принципы государственного устройства и управления в России
4. Разграничение полномочий
5. Война законов
6. Процедура согласования интересов
7. Неравноправие субъектов федерации
Заключение
Список использованной литературы
Вправе ли субъекты федерации осуществлять опережающее законодательное регулирование в сфере совместного ведения, т. е. принимать собственные законодательные акты, не дожидаясь появления федеральных законов? Так, к сфере совместного ведения отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти в стране (п. «н» ст. 72 Конституции РФ), однако Российская Федерация пока не приняла собственный законодательный акт, регулирующий эти отношения. Должны ли субъекты федерации заморозить собственное законотворчество в данной области до появления федеральных основ? Нет, не должны. Это означало бы парализацию государственности субъектов федерации. И толкование общероссийской конституции позволяет прийти к такому же выводу. В соответствии со ст. 72, 76, и 77 Конституции РФ отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует законодательным (представительным) органам субъектов федерации принимать собственные нормативные акты, что вытекает из природы совместной компетенции. При этом после издания федерального закона акты субъектов федерации должны быть приведены в соответствие с ним, что следует из ч. 5 ст. 76 Конституции РФ.
РФ является асимметричным государством, включая в свой состав несколько групп субъектов с разным правовым статусом. Среди них 21 республика, одна автономная область, 10 автономных округов, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения. Республики, автономная область, автономные округа объединяет их национально-территориальная специфика – они конституированы как формы реализации рационального самоопределения коренных для них народов. Хотя надо заметить, что только республики реально являются внутрироссийскими национальными государствами, а национальное своеобразие автономной области и автономных округов фиктивно, поскольку титульные для них народы малочисленны и тяготеют к негосударственным формам самоопределения. Остальные субъекты Российской Федерации являются чисто территориальными государственными образованиями.
Таким образом, асимметризм Российской Федерации проистекает также и из ее одновременного построения на основе принципов территориального и национально-территориального федерализма. Сейчас Россия остается национально-территориальной федерацией: ответ на вопрос, насколько оправдано сохранение в государстве асимметрии национального профиля, должна дать жизнь.
Представляется, что именно национальной сферой исчерпывается конституционно-правовой асимметризм федерации в России. За пределами национального своеобразия отдельных субъектов федерации, обеспечивающего им дополнительные правомочия, конституционно-правовой статус всех субъектов федерации тождественен. В связи с этим обращает на себя внимание формулировка ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, закрепляющей статус государств только за республиками. Но ни Конституция РФ, ни другие законодательные акты федерального уровня не раскрывают смысл указанной формулы. В то же время ч. 1 ст. 5 Конституции РФ характеризует все субъекты федерации как равноправные.
Анализ Конституции
РФ показывает, что она не предоставляет
республикам большей
Юридическая
природа республиканских
а) право
субъектов федерации в лице их
законодательных (представительных) органов
на официальное внесение проектов федеральных
законов в Государственную Думу
РФ (право законодательной
б) гарантированное
представительство субъектов
в) участие граждан Российской Федерации, проживающих на 82
территории субъектов федерации, в общероссийских референдумах;
г) согласование органами и должностными лицами субъектов федерации кандидатур на должности руководящих лиц федеральных органов, действующих в данных субъектах (руководители налоговых и таможенных органов, органов прокуратуры, внутренних дел и др.);
д) взаимодействие органов государственной власти субъектов федерации и органов государственной власти Российской Федерации в рамках договорного процесса о разграничении предметов ведения и полномочий, объектов собственности между ними.
Таким образом,
предоставление отдельным субъектам
федерации прав, не вытекающих прямо
из их национальной специфики и ставящих
граждан страны, проживающих в
разных субъектах федерации, в неравное
по отношению друг к другу положение,
не основано на конституционном
3. Принципы государственного устройства и управления в России
Современный федерализм – это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государственного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, поскольку она обеспечивает демократизацию и децентрализацию власти.
Сущность
федерализма заключается в
Из сущности федерализма вытекают следующие основные принципы государственного устройства и управления в России:
1) принцип верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2) народовластья;
3) ответственности;
4) обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
5) разделения властей;
6) демократического централизма;
7) сочетания
централизации и
8) гласности;
9) законности;
10) функционально-отраслевой принцип;
11) принцип двойного подчинения;
12) линейно-функциональный принцип;
13) принцип
сочетания единоначалия и
14) программно-целевой принцип;
15) принцип делегирования полномочий.
Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, означает, что в случаях расхождения законов субъектов Российской Федерации с Конституцией РФ и федеральными законами, действует Конституция РФ и федеральные законы. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Принцип народовластья устанавливает, что источником государственной власти в России является ее народ, волю которого реализуют представительные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.
Принцип ответственности требует установления четкой ответственности должностных лиц и органов государственного управления за невыполнение или некачественное и несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий.
Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина требует от должностных лиц и работников органов государственного управления неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституций Российской Федерации.
Сущность принципа разделения властей заключается в необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку государственная власть в Российской Федерации, источником которой является народ, едина и неделима, как и сам народ, то под принципом разделения властей следует понимать разделение единой власти на отдельные ее функции.
В Конституции РФ принцип разделения властей закреплен в ст. 10, где указывается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Другими словами, государственная власть в России разделяется на три власти, осуществляемые тремя органами власти.
Однако в следующей статье Конституции указывается, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Получается, что государственная власть осуществляется четырьмя органами власти. Какую власть осуществляет Президент РФ, в Конституции РФ прямо не указывается. Однако можно сделать вывод, что президент, в соответствии с конституцией, осуществляет верховную власть.
Принцип разделения властей действует и в самом законодательном органе власти, разделяя его на верхнюю и нижнюю палаты, что имеет место, в основном, в федеративных государствах.
Принцип демократического централизма является важнейшим принципом государственного управления, определяющим содержание, формы и методы деятельности органов управления.
Сущность этого принципа заключается в сочетании в государственном управлении демократизма (как полновластия народа, его инициативы, выборности органов власти, их подотчетности населению), обеспечивающего развитие самостоятельности и творческой активности органов местного самоуправления, с централизацией (как приоритетом интересов большинства), позволяющей осуществить единую общегосударственную политику в основных вопросах государственного и муниципального управления, и с ответственностью каждого государственного и муниципального органа, а также должностного лица за порученное дело.
Главной проблемой реализации принципа демократического централизма в государственном и муниципальном управлении является мера централизма и демократизма, их оптимальное сочетание. Главным в этой дихотомии является демократизм, поскольку он формирует базу централизма.
Из принципа
демократического централизма вытекает
принцип сочетания
Без осуществления
гласности не может быть демократизма.
Принцип гласности в
Принцип гласности в государственном управлении требует обеспечения информированности граждан, доступности обсуждения важнейших государственных вопросов, компетентного участия 86
населения в принятии управленческих решений на основе изучения и учета общественного мнения.
В государственном управлении принцип гласности является способом осуществления прямой и обратной связи между органами управления и населением. Реализация этого принципа определяет рост активности граждан в оценке, подборе и выдвижении кадров в органы управления и обеспечивает включение широких слов граждан в государственное управление, особенно когда необходимо открытое, всестороннее обсуждение и принятие важных управленческих решений.