Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности, форм, функций конкуренции и формирование конкурентной среды в современном развитии экономики России.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть сущность и предметное содержание конкуренции и конкурентоспособности;
- определить ее роль в решении экономических и управленческих задач в современном состоянии российской рыночной экономике;
- рассмотреть современные формы и методы конкуренции;
- изложить характеристику основных тактических средств осуществления межфирменной конкуренции;
- исследовать специфику несовершенной конкуренции и ее отрицательное влияние на развитие экономики страны;
Глава 1. Сущность, виды и роль конкуренции в условиях рынка.
1.1. Основные условия возникновения конкуренции. Сущность и подходы к её определению.
1.2. Современные формы и методы конкуренции в рыночной экономике.
1.3. Защита и поддержание конкурентной среды в развитых странах.
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка.
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции
на рынок.
2. 3. Основные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России.
3.2. Конкуренция и монополистические тенденции в
экономике России.
3.3. Конкурентные преимущества и недостатки в российских компаний.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Нижегородский
Заволжский филиал
Направление подготовки «Экономика»
Курсовая работа
по дисциплине Микроэкономика
Особенности формирования конкурентной среды в современных
российских условиях.
Выполнил студент 1 курса очной формы обучения (гр. 7-Б11ЭК/15)
Усова Анастасия Евгеньевна
Научный руководитель
к.ф.-м.н. С.С. Петров
______________________________
(подпись)
Заволжье
2013
Содержание.
Глава 1. Сущность, виды и роль конкуренции в условиях рынка.
1.1. Основные условия возникновения конкуренции. Сущность и подходы к её определению.
1.2. Современные формы
и методы конкуренции в
1.3. Защита и поддержание конкурентной среды в развитых странах.
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка.
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции
на рынок.
2. 3. Основные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России.
3.2. Конкуренция и монополистические тенденции в
экономике России.
3.3. Конкурентные преимущества и недостатки в российских компаний.
ВВЕДЕНИЕ.
Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики.
Актуальность темы обосновывается тем, что в настоящее время в России преобладают отношения присущие рынку несовершенной конкуренции. Как известно, конкурентные рынки обладают наибольшей эффективностью, таким образом, необходимо выявлять проблемы на современном этапе в России и искать пути их решения.
Целью курсовой работы является изучение сущности, форм, функций конкуренции и формирование конкурентной среды в современном развитии экономики России.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть сущность и предметное содержание конкуренции и конкурентоспособности;
- определить ее роль в решении экономических и управленческих задач в современном состоянии российской рыночной экономике;
- рассмотреть современные формы и методы конкуренции;
- изложить характеристику
основных тактических средств
осуществления межфирменной
- исследовать специфику несовершенной конкуренции и ее отрицательное влияние на развитие экономики страны;
- проанализировать конкурентные преимущества и недостатки в экономике России.
Классификация и сравнительный анализ несовершенно конкурентных рыночных систем позволили выделить олигополию с ее современными модификациями в качестве типичной для российских отраслевых рынков модели и определить особенности поведения фирм на конкретном рынке.
Конкуренция, рассматриваемая
как фундаментальная основа всей
социально-экономической
Социально-экономический анализ конкуренции органически взаимосвязан с производственными и инженерными технологиями, активно влияющими друг на друга, представляющими собой совокупность технологических цепей. Такой подход, на наш взгляд, открывает значительные возможности в изучении социально-экономических факторов воздействия на конкурентную среду российской экономики.
Глава 1.
1.1.Основой рыночной экономики является конкуренция – борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В случае столкновенья интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления или даже банкротства конкурирующих предприятий.
Конкуренция является важнейшим
способом повышения эффективности,
как целой экономической
Основные условия
1. полная хозяйственная
(экономическая)
2. полная зависимость
товаропроизводителя от
3. противостояние всем
другим товаропроизводителям в
борьбе за покупательский
Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
Суть конкуренции проявляется в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера.
В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Конкуренция также есть важный инструмент регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.
Сущность конкуренции раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:
1) расширению предприятия,
масштабов производства, повышению
производительности работы и
за счет этого снижению
2) экономии ресурсов (естественных, материальны, финансовых и др.);
3) внедрению достижений
науки и техники в
4) улучшению качества продукции и обслуживание потребителей;
5) перераспределения капитала
между областями и
6) созданию условий для
банкротства предприятий,
7) возникновению экономических кризисов;
8) усилению процесса
9) монополизации экономики.
Итак, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Их соотношения зависят от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства. Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка.
Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Конкуренция является одной
из ключевых категорий рыночной экономики.
Без неё невозможно дать адекватную
оценку состояния отрасли, любой
сферы экономической
В современной науке и практике выработано многоплановое представление о конкуренции, что выразилось в различных определениях этого понятия.
На сегодняшний день можно выделить три подхода к исследованию конкуренции:
- структурный;
- поведенческий;
- функциональный (ролевой);
1. Структурный подход
к определению понятия
Конкуренция - это особая ситуация на рынке, для которой характерно
наличие большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного товара. Отсутствие барьеров, то есть свободный вход и выход на рынок.
2. Поведенческий (динамический) подход к определению:
Конкуренция - это постоянно действующий механизм соперничества , состязательности хозяйствующих субъектов в целях достижения лучших результатов хозяйственной деятельности.
3. Функциональный (ролевой) подход к определению понятия конкуренция:
Конкуренция - это важнейший элемент рыночного механизма, который выполняет определенные экономические функции:
- регулирования
- мотивации
- распределения
- контроля
Роль конкуренции заключается
в широком рассредоточении, или
рассеивании экономической
Таким образом, конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя.
1.2. Реальный механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией. Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи.
В механизме конкурентной борьбы следует различать два аспекта: объективный и субъективный.
В объективном аспекте
конкуренция выступает как
В субъективном аспекте механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех, — войну, в которой действуют и отстаивают свои интересы все участники рыночных отношений.
Можно выделить три основных фронта этой борьбы:
• конкуренция среди продавцов — все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж;
• конкуренция среди покупателей — все хотят купить товары по низкой цене, побеждает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой;
• конкуренция между продавцами и покупателями.
Это главный фронт борьбы, ибо противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях.
Происходящая в России глубокая рыночная трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о способах становления конкурентной среды.
Функции конкуренции:
1. Стимулирующая.
2. Создание механизма отбора наиболее эффективных решений.
3. Расслоение или дифференциация товаров производителей.
В целом ее можно характеризовать как двигатель общественного прогресса. В России конкурентная среда наиболее активно формируется в крупных городах и особо затрагивает следующие сферы деятельности:
- сборка и продажа персональных компьютеров;
- розничная торговля;
- общественное питание;
- платные медицинские услуги;
- транспортные услуги;
- издательская деятельность и прочее.
Анализ проблем формирования конкурентной среды в российской экономике позволяет выделить три основные составляющие конкуренции:
- между отечественными компаниями на отечественном рынке;
- между отечественными и иностранными компаниями на отечественном рынке;
- между отечественными и иностранными компаниями на зарубежных рынках.
В результате резкого открытия
российского рынка для
В этих условиях на первый план выдвигается задача выживания лучших компаний, представляющих отечественную промышленность в условиях открытой конкуренции с иностранными фирмами, при этом развитие конкуренции отечественных фирм друг с другом как будто отодвигается на задний план, либо вообще теряет свою актуальность.
Информация о работе Особенности формирования конкурентной среды в современных российских условиях