Особенности формирования конкурентной среды в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности, форм, функций конкуренции и формирование конкурентной среды в современном развитии экономики России.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть сущность и предметное содержание конкуренции и конкурентоспособности;
- определить ее роль в решении экономических и управленческих задач в современном состоянии российской рыночной экономике;
- рассмотреть современные формы и методы конкуренции;
- изложить характеристику основных тактических средств осуществления межфирменной конкуренции;
- исследовать специфику несовершенной конкуренции и ее отрицательное влияние на развитие экономики страны;

Содержание работы

Глава 1. Сущность, виды и роль конкуренции в условиях рынка.
1.1. Основные условия возникновения конкуренции. Сущность и подходы к её определению.
1.2. Современные формы и методы конкуренции в рыночной экономике.
1.3. Защита и поддержание конкурентной среды в развитых странах.
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка.
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции
на рынок.
2. 3. Основные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России.
3.2. Конкуренция и монополистические тенденции в
экономике России.
3.3. Конкурентные преимущества и недостатки в российских компаний.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

Ключом к достижению национальной конкурентоспособности является развитие научно-технического потенциала страны, становление экономики, основанной на знаниях.

 

 

3.3. К конкурентным преимуществам России отнесено наличие уникальных природных ресурсов: географическое положение, огромные территории, огромные запасы пресной воды, минерально-сырьевых и биологических ресурсов, огромные площади экологически и технически ненарушенной территории, качество человеческого потенциала, квалификации населения, развитие фундаментальной и прикладной науки, сильные позиции на некоторых мировых рынках.

Россия располагает достаточным  природно-ресурсным потенциалом  для создания процветающего государства. Россия располагает определенным потенциалом  для достижения конкурентоспособности  на мировой арене.

Препятствием на её пути служит неэффективная конкурентная среда внутри страны, представляющая собой систему структурным элементом  которой является инновационный  механизм. Снять данное противоречие можно модернизировав «правила игры»  государством, включающие, прежде всего, нормативно-правовую базу с целью  достижения соответствия между формальными  правилами и сложившимися неформальными  нормами.

Также к конкурентным недостаткам  можно отнести:

  • неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества;
  • отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта;
  • трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства;
  • низкая эффективность производства и чрезвы­чайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

Проблема конкурентоспособности  российских товаров всегда была и  остается острой проблемой, поэтому  необходима продуманная, грамотная  политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

И, тем не менее, выход  из тяжелого финансового положения  может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды  потребителей. И в этом смысле, конкуренция  является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Конкуренция привнесла множество  положительных моментов в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции  не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей  стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты.

Перспективы развития внешней  торговли России в значительной степени  зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального типа.

Таким образом, для успешного  выхода России на международный рынок  необходимо создать благоприятный  институциональный климат для рыночной конкуренции внутри страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проведенный анализ позволяет  сделать ряд обобщений, которые  имеют как теоретическое, так  и практическое значение. Всё многообразие происходящих в рыночной экономике процессов детерминируется конкуренцией, осуществляется через конкуренцию и посредством конкуренции.

Современный этап развития содержательной части конкурентных отношений обусловлен такими факторами  как усложнение процессов взаимной связи субъектов рынка, возрастание  роли государственных регуляторов  рыночной системы, монополизация и т.д. Для современной рыночной системы характерно органическое сочетание традиционных механизмов рыночного регулирования с сознательным научно обоснованным и объективно присущим государственным регулированием. Другими словами, формируется социально-ориентированное рыночное хозяйство, в котором происходит интеграция различных организационных форм проявления конкурентных отношений.

Таким образом, целью институциональных  преобразований в области конкурентного  взаимодействия должно стать формирование институциональных условий утверждения  норм рыночной конкуренции. Это обусловлено  не только целями внутреннего развития, но и вовлеченностью России в процессы интеграции и глобализации. В связи с этим значительная роль отводится государству. Оно должно сконцентрировать свою деятельность на решении задач, связанных со становлением субъектов, способных конкурировать на мировых рынках. Целями государственного воздействия должны стать: переориентация сложившихся субъектов статусной конкуренции в структуры, соответствующие условиям современной глобально-интегрированной конкуренции, расширение сферы действия норм нормального рынка, преодоление сложившегося несоответствия формальных и неформальных правил.

Таким образом, складывающиеся формы конкурентного взаимодействия должны, с одной стороны, соответствовать  условиям глобально-интегрированной  конкуренции, а с другой стороны, учитывать специфику России. Во все времена столкновения интересов обычно разрешались с помощью войн – побеждал тот, кто сильнее. В экономике же конкуренция принимает более мирные формы. Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

     Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться.

Положительные черты конкуренции  очевидны. При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция  также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

  Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Список литературы:

1. Официальные источники. Википедия.

2. Экономическая теория. Е.Ф. Борисов.

3. Конкуренция. Паскаль Сален.

4.Предпринимательство. В.Я. Горфинкель.

5. Конкуренция и предпринимательство.  Кирцнер. И.

6. Экономическая теория. М.Ю. Малкина.

7. Теория монополистической  конкуренции. Э. Чемберлен.

8.

 


Информация о работе Особенности формирования конкурентной среды в современных российских условиях