Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности, форм, функций конкуренции и формирование конкурентной среды в современном развитии экономики России.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть сущность и предметное содержание конкуренции и конкурентоспособности;
- определить ее роль в решении экономических и управленческих задач в современном состоянии российской рыночной экономике;
- рассмотреть современные формы и методы конкуренции;
- изложить характеристику основных тактических средств осуществления межфирменной конкуренции;
- исследовать специфику несовершенной конкуренции и ее отрицательное влияние на развитие экономики страны;
Глава 1. Сущность, виды и роль конкуренции в условиях рынка.
1.1. Основные условия возникновения конкуренции. Сущность и подходы к её определению.
1.2. Современные формы и методы конкуренции в рыночной экономике.
1.3. Защита и поддержание конкурентной среды в развитых странах.
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка.
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции
на рынок.
2. 3. Основные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.
3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России.
3.2. Конкуренция и монополистические тенденции в
экономике России.
3.3. Конкурентные преимущества и недостатки в российских компаний.
Опыт индустриальных стран подтверждает, что развитие конкуренции между отечественными компаниями на внутреннем рынке - это лучший способ выращивания достойных, конкурентоспособных компаний для внешних рынков.
1.3. Рыночная система – это система социально-экономических отношений, основанная на личной свободе участников рынка, на их интересе. Выделяют экономику экстенсивного типа (индустриального), основанная на расширении использовании ресурсов, и интенсивного (постиндустриального), основанная на повышении качества и эффективности использования ресурсов.
В последнее время превалирует смешанная экономика, основанная на синтезе частной собственности и государственного регулирования. Каждой стране присущ свой тип национальной экономики, но традиционно выделяют 4 модели – это американская, германская, японская и шведская модели.
Современная экономика развитых
стран носит рыночный характер. Рыночная
система оказалась наиболее эффективной
и гибкой для решения основных
экономических проблем. Реально
в разных странах и регионах складываются
различные модели смешанной экономики.
Они отличаются друг от друга своими
преобладающими формами собственности,
рынка и степени участия
Особую практическую ценность представляет собой опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового сообщества – США, Японии, Англии, Франции по созданию внутренней конкурентной среды и удержанию внешних конкурентных преимуществ.
Идеи смешанной экономики,
появившиеся на рубеже двух последних
веков и получившие затем широкое
распространение, отражали реальные изменения
в социально-экономической
Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности.
Вторая позиция, получившая
импульс от кейнсианства, выдвигает
на первый план проблему
Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий.
Наконец, еще одна позиция,
вытекающая из цивилизационного подхода,
нацеливает на проблему соотношения
экономических и
Указанные трактовки смешанной
экономики в современных
Американская модель –
это либеральная рыночно-
Индекс экономической
свободы учитывает пять
1) размер государственного сектора экономики, бюджетных расходов и правительственного участия;
2) структура правовой
системы, защита прав
3) доступ компаний к инвестиционным ресурсам;
4) степень открытости экономики;
5) развитие хозяйственного, банковского и трудового права
Германская модель – это
модель социального рыночного
Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.
Важнейшая задача государства
- обеспечивать баланс между
Японская модель – это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Большую роль здесь играют негосударственные инвестиционные, пенсионные, страховые и другие фонды.
Шведская модель – это
социал-демократическая модель, которая
отводит государству место
Изучив теоретические аспекты, можно сделать следующие выводы:
Можно выделить основные тенденции и особенности построения развитой конкурентной и удержания конкурентных преимуществ в этих странах:
1. отлаженная правовая
система демократического
2. ограниченность природных ресурсов (исключение - США);
3. отлаженная система управления (менеджмента) на всех уровнях иерархии;
4. значительный удельный вес виртуальных информационных и управленческих технологий на основе Интернет (особенно у США);
5. значительный удельный вес высоких безотходных технологий производства (особенно в Японии и США);
6. стремление к нахождению и удержанию сфокусированных конкурентных
преимуществ фирм в узком секторе глобальной экономики;
7. развитие международной стандартизации и интеграции;
8. высокая надежность техники (особенно немецкой и японской);
9. устойчивая финансовая система;
10. высокая эффективность использования ресурсов;
11. значительные затраты на рекламу при относительном равенстве качества
конкурирующих товаров;
12. высокое качество товаров и услуг;
13. рост темпов расхода
государства на науку,
14. высокая продолжительность жизни населения;
15. высокие позиции в
мировой иерархии по
Конкурентоспособность в новой глобальной экономике сильно зависит от политических возможностей национальных и межнациональных институтов управлять стратегиями роста стран или регионов, находящихся под их юрисдикцией. Сюда входит и создание конкурентных преимуществ на мировом рынке для тех фирм, которые призваны служить интересам населения, создавая рабочие места и генерируя доходы.
2.1. Конкуренция является движущей силой рынка, она является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции, которая требует рационального поведения и стимулирует рациональность. Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.
Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:
1. отсутствие причины,
по которой конкурентная
2. распределяя ресурсы,
конкурентная модель не
3. отрасль с чистой
конкуренцией может мешать
4. конкурентная система
не обеспечивает ни широкого
диапазона выбора продуктов,
2.2. Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений. А так же гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах. В том числе разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты и введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением.
От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций.
Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня. Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно. Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого проявляется в таких негативных чертах, как:
- единая общенародная зависимость;
- централизованная плановая система;
- мало субъектная система хозяйствования;
- централизованное
- регламентированные связи по отраслевому признаку;
- централизованная система
установления фиксированных
- единство номенклатуры продукции во внешней торговле;
Эффективно развивать
внешнюю торговлю в условиях несовершенной
конкуренции практически
Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.
2.3. В настоящее время в России отсутствует системный прогноз повышения конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности в России.
Такие прогнозы присутствуют
только лишь в отдельных отраслях
народного хозяйства и носят
случайный характер. В тоже время
в любой отрасли народного
хозяйства имеется сегодня
Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной конкурентной среды в экономике России.
Информация о работе Особенности формирования конкурентной среды в современных российских условиях