Особенности государственного долга РБ, способы его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: внутренний и внешний государственный долг.

Предмет исследования: общетеоретический аспект государственного долга; возникновение, развитие и проблема госдолга в национальной экономике.

Цель работы: выявить причины возникновения государственного долга в переходных экономиках, рассмотреть проблемы связанные с управлением и обслуживанием государственного бремени в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1. Внутренний и внешний государственный долг 5
2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики 9
3. Методы и способы стабилизации государственного долга 13
4. Особенности государственного долга РБ, способы его сокращения 17
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Проблемы государственного долга в переходных экономиках на примере РБ.docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

 

                                                   РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 25 страниц, 3 таблицы, 20 источников.

 

Ключевые слова: государственный  долг, внутренний государственный долг, внешний государственный долг, бюджетный  дефицит, внутреннее долговое финансирование, внешнее долговое финансирование, краткосрочные  государственные займы, среднесрочные  государственные займы, долгосрочные государственные займы, затраты  на обслуживание госдолга, бремя госдолга для последующих поколений, секвестирование  государственных расходов, монетизация  государственного долга, консолидация госдолга, конверсия госдолга, управление государственным долгом, лимит внешнего государственного долга.

 

Объект исследования: внутренний и  внешний государственный долг.

 

Предмет исследования: общетеоретический  аспект государственного долга; возникновение, развитие и проблема госдолга в национальной экономике.

 

Цель работы: выявить причины  возникновения государственного долга  в переходных экономиках, рассмотреть  проблемы связанные с управлением  и обслуживанием государственного бремени в Республике Беларусь.

 

Методы исследования: методы диалектической логики, анализ и синтез, агрегирование, табличный анализ.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный  материал объективно и правильно  отражает состояние исследуемого вопроса, а все теоретические, методические и методологические положения и  концепции заимствованы из общедоступных  источников, список которых прилагается  ниже.           

 

 

Содержание

 

Введение 4

1. Внутренний и внешний государственный долг 5

2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики 9

3. Методы и способы стабилизации государственного долга 13

4. Особенности государственного долга РБ, способы его сокращения 17

Заключение 22

Список использованных источников 24

 

 

Введение

 

В современных  условиях кризиса возникает необходимость  объективно оценить возможности  экономики страны. При этом основное внимание уделяется проблемам финансирования бюджетного дефицита, зачастую осуществляемого  за счет кредитов, взаимосвязи дефицита и государственного долга, возможности  их регулирования. И это не случайность. Госбюджет является основным звеном государственных финансов, с помощью  которого производится обеспечение  государственных функций.

Как показывает мировой опыт бюджетный дефицит  и растущий государственный долг не является чем-то необычным, но тревожащая динамика их увеличения заставляет искать первоисточники неблагоприятной ситуации. Так в чем же причины возникновения  государственного долга? Как он может  быть использован для регулирования  экономики? Нужно ли воспринимать государственный  долг как безусловное зло? Целью  данной курсовой работы является поиск ответов на эти и другие не менее важные вопросы. Эти ответы на примере республики Беларусь дадут нам возможность прогнозирования и предупреждения наиболее тяжелых экономических последствий для стран, находящихся на стадии переходной экономики. Ведь анализируя одну страну можно сделать выводы общие для всех стран.

Предметом данного исследования являются понятия, термины и проблемы в экономике, относящиеся непосредственно к  госдолгу.

Задачи  курсовой работы:

  • Определить причины возникновения государственного долга.
  • Выделить виды госдолга по источникам возникновения и срокам погашения.
  • Изучить влияние долгового бремени на финансовое состояние экономики.
  • Выявить способы, позволяющие стабилизировать госдолг и оценить возможности их применения.
  • Рассмотреть особенности формирования долга в Республике Беларусь и меры, предпринимаемые правительством для его сокращения.

 

1. Внутренний и внешний государственный  долг

 

Согласно  рекомендациям, разработанным мировыми финансовыми институтами (такими как Международный валютный фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития) для постсоциалистических стран в рамках первого из трех этапов реформирования, определяющим фактором успешности проводимых реформ является сокращение бюджетного дефицита. Лишь сбалансированность бюджета на протяжении продолжительного времени способна противостоять финансовой нестабильности.

Под дефицитом  бюджета понимается превышение его  расходной части на доходной. Для покрытия этого дефицита существует несколько способов. Один из них – введение специальных налогов, повышение налоговых ставок. Другой способ -  денежное финансирование (монетизация бюджетного дефицита). Оно осуществляется в основном путем выдачи Центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита. Часто к этому способу прибегают правительства в развивающихся странах в связи с отсутствием иных источников финансирования.

Третий  способ – внутреннее и внешнее долговое финансирование. При внутреннем финансировании осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке населению страны или субъектам хозяйствования. По этим ценным бумагам выплачивается доход (в виде процента). Если у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем, а деньги, полученные от продажи ценных бумаг, использует для погашения тех, чей срок обращения истек.

Внешнее долговое финансирование связано с  продажей государственных ценных бумаг  правительствам, субъектам хозяйствования и населению других стран.

Заимствуя денежные средства у юридических  и физических лиц (в том числе  иностранных) для покрытия дефицита бюджета, государство формирует  свой государственный долг.

Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства внешним и внутренним кредиторам.

По источникам возникновения выделяют внутренний государственный долг и внешний  государственный долг.

Внутренний долг  – это задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других ценных бумаг. То есть внутренний долг – следствие внутреннего долгового финансирования.

Внешний долг – это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату. Соответственно это следствие внешнего долгового финансирования.

Отдельно  хочу подчеркнуть: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Важна и обратная зависимость: когда существует избыток бюджета, превышение доходов над расходами посогает властям расплатится с кредиторами, погасив свой долг.

Так же эту  взаимосвязь можно выразить уравнением:

 

gY = M/P + B1/P + B2∙e/P,

 

где g – показатель дефицита; Y – реальный ВНП; M – денежная база; B1 – внутренний долг; e – обменный курс; P – уровень цен; B2 – внешний долг.

Государственный долг также принято делить по срокам его погашения. По этому критерию долг может быть:

  • краткосрочный (до одного года);
  • среднесрочный (от одного года до пяти лет);
  • долгосрочный (свыше пяти лет).

Наиболее  тяжелым для экономики страны являются краткосрочные долги, так  как по ним быстрее приходится выплачивать сумму с процентами. Поэтому государства предпочитают переводить краткосрочные и среднесрочные  обязательства в долгосрочные, которые  могут быть заключены на сроки  в 50-80 лет.

При большом  государственном долге затраты  на его обслуживание являются первоочередной статьей расходов госбюджета, существенно  ограничивая возможности правительства в выполнении основных своих функций и проведении стабилизационной политики. К примеру в России, принявшей на себя внешний долг бывшего СССР, обслуживание госдолга долгое время оставалось существенной статьей расходов федерального бюджета, и только в последние несколько лет ситуация изменилась. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1 о структуре расходов федерального бюджета за 1999-2001 гг. и за 2005-2007 гг.

 

Таблица 1. Основные статьи расходов в общих расходах федерального бюджета РФ (млрд. руб.)

Статьи расходов

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Статьи расходов

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Национальная оборона

115,6

191,7

247,7

Национальная оборона

581,1

681,8

831,9

Правоохранительная деятельность

55,6

105,4

148,9

Правоохранительная деятельность

450,1

550,2

667,0

Национальная экономика

29,7

54,5

110,3

Национальная экономика

248,7

345,0

692,6

Обслуживание госдолга

162,9

257,8

231,1

Обслуживание госдолга

208,3

172,8

143,1


 

Данные  статистики свидетельствуют, что в 90-е годы для большинства и  развитых, и развивающихся и стран  с переходной экономикой был характерен бюджетный кризис. Наибольшими темпами  он нарастал в Скандинавских странах: Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. А  таким странам как Люксембург, Южная Корея, Сингапур, Словения и  некоторым другим удалось достичь  сбалансированности бюджета. И даже, в некоторые горды, сводить бюджет с профицитом.

При анализа  бремени задолженности мировые  финансовые организации используют для сопоставления следующие три показателя:

  • норма обслуживания долга – отношение предусмотренных графиком погашения платежей к экспорту товаров и услуг;
  • норма процентных платежей – отношение предусмотренных процентных платежей к экспорту товаров и услуг. Этот показатель служит для измерения текущей стоимости долга;
  • отношение совокупного долга к ВВП или экспорту товаров и услуг.

Это соотношение  Долг/ВВП является наиболее стабильным показателем долгового бремени, так как при его положительной  динамике все большая доля совокупного  дохода используется для погашения  долга.

По принятой международной классификации считается, что страна имеет большую задолженность, если отношение стоимости суммарного обслуживания долга к ВВП или  к экспорту составляют соответственно 80% или 220%. Если же первый показатель колеблется между 48 и 80%, а второй находится в  пределах от 132 до 220%, то задолженность  считается умеренной.

Согласно  этой классификации Беларусь относится  к странам с низкой задолженностью. Соответствующие показатели Республики Беларусь за 2004-2008 годы указаны в таблице 2.

 

Таблица 2. Показатели обслуживания долга РБ

Показатели

01.01.2005

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

01.10.2008

Обслуживание валового внешнего долга / ВВП, процентов

7,9

7,5

10,0

8,9

11,2

Обслуживание валового внешнего долга / экспорт товаров и услуг, процентов

11,7

12,4

16,6

14,4

16,3


 

В ту же группу по данным на осень 2008 г. вошли Китай, Корея, Иран, Монголия, Малайзия, Южная Африка, почти все страны бывшего Советского Союза, исключая Россию, Словакия, Румыния, республики бывшей Югославии. К странам с умеренной задолженностью относятся Индия, Египет, Греция, Филиппины, Индонезия, Турция, Чили, из бывших соцстран – Россия, Венгрия, Албания. Однако, нельзя исключить вероятность того, что в следствие мирового финансового кризиса различных природных катастроф, произошедших на планете, кризиса политических систем положение некоторых стран после подведения итогов за год может измениться.

 

 

2. Влияние государственного долга  на финансовое состояние экономики

 

В течение  двух столетий между представителями  различных экономических школ ведутся  споры о том. является ли государственный долг бременем или благом для экономики.

С традиционной точки зрения финансирование дефицита бюджета за счет заимствований будет  оказывать воздействие на экономику  по многим направлениям. Снижение налогов  вызовет рост потребительских расходов. В краткосрочном периоде этот рост будет стимулировать увеличение спроса на товары и услуги. Для удовлетворения спроса вырастет объем производства и занятость населения. Но также  обострится и конкуренция между  инвесторами в связи со снижением  объема сбережений. Начнет расти ставка процента, что приведет к сдерживанию  инвестиций и к дополнительному  притоку иностранного капитала. По отношению к иностранным валютам  курс национальной валюты будет расти, что отрицательно отразится на конкурентоспособности  национальных фирм на мировом рынке.

Информация о работе Особенности государственного долга РБ, способы его сокращения