Особенности государственного долга РБ, способы его сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: внутренний и внешний государственный долг.

Предмет исследования: общетеоретический аспект государственного долга; возникновение, развитие и проблема госдолга в национальной экономике.

Цель работы: выявить причины возникновения государственного долга в переходных экономиках, рассмотреть проблемы связанные с управлением и обслуживанием государственного бремени в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1. Внутренний и внешний государственный долг 5
2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики 9
3. Методы и способы стабилизации государственного долга 13
4. Особенности государственного долга РБ, способы его сокращения 17
Заключение 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Проблемы государственного долга в переходных экономиках на примере РБ.docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

Существует  еще один кардинальный способ устранения проблемы государственного долга –  это частичный или полный отказ  от уплаты или перенос платежей по долгу на длительное время вперед. Правительство СССР неоднократно прибегало к этому способу: в 1918 г. большевистские власти объявили об аннулировании государственной задолженности царской России, а 19 апреля 1957 г. были предприняты меры по отсрочке платежей по займам на 20 лет. История других стан также свидетельствует, что отказы от уплаты долга зачастую связаны либо с войнами, либо с наступлением чрезвычайных обстоятельств.

 

4. Особенности государственного  долга РБ, способы его сокращения

 

Управление  государственным долгом нашей страны осуществляется в соответствии с  законом Республики Беларусь «О внешнем  государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 г., Указом президента от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении положения о внешних государственных займах (кредитах)», Законом Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», а также законом «О бюджете на 2008 год».

Согласно  этим правовым актам гарантиями по государственному долгу является имущество  и другие активы, находящиеся в  республиканской собственности. Предельный ежегодный прирост или сокращение государственного долга устанавливается  Верховным советом республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь. Внутренний государственный  долг  может быть представлен  в виде займов, выпускаемых в форме  ценных бумаг от лица правительства, кредитов национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных правительством. Обязательства  по внешним государственным займам возникают из международных и  гражданско-правовых договоров, решений  о предоставлении государственных  гарантий, в результате выпуска и  размещения государственных ценных бумаг в качестве государственных  долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами республики Беларусь.

Государственные долговые обязательства могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Право привлечения заемных средств  у юридических и физических лиц  от лица правительства принадлежит  исключительно Министерству финансов РБ.

Из всех видов государственного долга наибольшую угрозу экономической стабильности Беларуси таит в себе внешний долг. Основными кредиторами нашей  страны сейчас являются Россия, Международный  банк реконструкции и развития, Международный  валютный фонд, Германия, Кувейт и другие организации и страны.

Условия предоставления кредитов Россией практически  самые выгодные и Беларусь пользуется ими чаще, чем кредитами других стран: в конце 2007 года Россия предоставила нам льготный кредит в размере 1,5 млрд. долларов, а в 2008 – порядка 1 млрд. долларов. Более того, 5 марта 2009 года премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин на заседании президиума правительства России заявил о предоставлении Беларуси еще одного кредита в размере 500 млн. долларов.

Для стабилизации национальной экономики в период кризиса у правительства фактически не остается иных возможностей финансирования дефицита бюджет, кроме привлечения  государственных займов. В январе 2009 года Венесуэла предоставила Беларуси полмиллиона долларов кредита. В  ближайшее время также должен поступить первый тракт кредитных  средств от Международного валютного  фонда, который составит около 800 млн. долларов. И хотя эта организация  выставила достаточно жесткие условия, значимость последнего заимствования  трудно переоценить: многие кредиторы  предоставляют большие займы  с оглядкой на МВФ.

Беларусь  достаточно аккуратно рассчитывается по своим долгам и с этой стороны  достаточно привлекательна для кредитования. Однако так было не всегда. Кредитная  история РБ началась в 1992 году и первые четыре года характеризовались очень  высокой скоростью притока заемных  средств. Ежегодно в экономику страны вливалось около 425 миллионов долларов. Первые кредиты были предоставлены  Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти  заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного  масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита.

К 1996 году наш государственный долг уже  насчитывал 1,5 млрд. долларов США. Но из-за отсутствия четко разработанного механизма  обслуживания почти сразу же возникли проблемы. Начиная с 1995 г. не было такого периода, чтобы не существовало просроченной задолженности тому или иному кредитору. 1 июня 2001 г. была зафиксирована рекордная величина просрочки по гарантированным правительством Беларуси кредитам - 52 млн. долларов. В последовавшие после этого несколько лет объемы заимствований были крайне незначительными: в связи с проблемами, связанными с обслуживанием долга, сузился круг стран, предоставлявших Беларуси новые займы, МВФ не выдавал кредиты, так как государственная экономическая политика Республики не соответствовала их рекомендациям. Внешний государственный долг постепенно уменьшался, чему способствовала реструктуризация задолженностей, предпринятая руководством Республики в 1999-2004 годы. Это укрепило рейтинг Беларуси как платежеспособной страны.

Внешний долг нашей Республики пока не слишком  велик: по состоянию на 01.10.2008 г. внешний  государственный долг составил около 2,5 млрд. долларов, совокупный долг около 14,6 млрд. долларов, а национальный продукт  порядка 56 млрд. То есть соотношение  валового внешнего долга к ВВП  составил 25,9% при лимите в 55%. Для  сравнения: Германия имеет долг  в 65% к немецкому ВВП. Так что  нынешние долговые обязательства Беларуси у экспертов опасений не вызывают. Настораживает лишь скорость притока  кредитов. За 2007 год внешний долг удвоился, а в 2008 г. он вырос на 1 млрд.382,1 млн. долларов или на 59,2% и составил на 1 января 2009 года 3 млрд.718,9 млн. долларов. При этом кредиты, привлеченные правительством Беларуси, выросли в прошлом году на 77,2% и составили 3 млрд. 588,8 млн. долларов, привлеченные резидентами под гарантии правительства, напротив, сократились на 58,2% и на начало 2009 года составили 130,1 млн. долларов.

Ключевым  показателем в практике управления долгом нашей страны является лимит  внешнего государственного долга. Этот показатель призван описывать пороговое  значение абсолютной величины долга, при  преодолении которого начинаются проблемы. В Республике Беларусь лимит ежегодно устанавливается законом о бюджете. С 1994 по 2007 годы этот показатель оставался  неизменным и составлял 2 млрд. долларов США. В законе «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» лимит внешнего государственного долга на конец 2008 года установлен в размере 6 млрд. долларов США. А это косвенно означает, что привлечение кредитных денег будет продолжено.

Что же касается внутреннего государственного долга, то он на январь 2009 года не намного меньше долга внешнего – 8’582’546,0 и 12’317’786,9 млн. белорусских рублей соответственно. Однако его обслуживание республиканскому бюджету обходится почти в  три раза дороже долга внешнего, ведь зачастую денежные ресурсы, получаемые правительством на внутреннем рынке, в  процентном отношении оказываются  дороже иностранных займов. Кроме  того, зачастую привлечение внутренних ресурсов для выполнения платежей по внешнему долгу называется переводом  долга внешнего в долг внутренний. А с местными кредиторами легче  договориться.

Более подробные  данные о внешнем и внутреннем долге представлены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели внешнего и внутреннего долга РБ

 

Данные на 10 октября 2008 г.

Данные на январь 2009 г.

Долг центрального правительства  и долг, гарантированный центральным  правительством, всего млн. руб.

16 767 051,0

20 900 332,9

Внутренний, млн. руб.

8 585 383,0

8 582 546,0

Внешний, млн. руб.

8 181 668,0

12 317 786,9

Долг центрального правительства, млн. руб.

13 831 392,3

17 809 698,4

Внутренний долг по срокам погашения, млн. руб.

5 936 010,3

5 821 711,2

Долгосрочный, млн. руб.

5 761 682,7

5 698 443,8

Краткосрочный, млн. руб.

174 327,7

123 267,4

Внешний долг по срокам погашения, млн. руб.

7 895 382,0

11 987 987,2

Долгосрочный, млн. руб.

7 895 382,0

11 987 987,2

Краткосрочный, млн. руб.

0,0

0,0

Долг, гарантированный центральным  правительством, млн. руб.

2 935 658,6

3 090 634,5

Внутренний, млн. руб.

2 649 372,6

2 760 834,5

Внешний, млн. руб.

286 286,0

329 799,7


 

Хочу  обратить внимание, что весь внешний  долг имеет долгосрочный характер предоставления, а значит выплаты по капитальному долгу пока откладываются. Срок их погашения наступит через десять-пятнадцать лет и к тому моменту белорусское правительство планирует стабилизировать экономику. И для этого уже принимаются меры. В январе 2009 года президент Республики Беларусь Александр Лукашенко своим указом установил предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в сумме 0,0 тыс. белорусских рублей. То есть суммы доходов и расходов республиканского бюджета определяются равными. Ранее республиканский бюджет – 2009 был принят с дефицитом 2,8 трлн. бел. рублей и на финансирование дефицита планировалось привлечь 2,44 трлн. Руб. из внутренних источников и 290 млн. долл. За счет внешних ресурсов. Можно ожидать, что принятие бездефицитного бюджета повлечет за собой секвестирование некоторых статей. Но так как государственный долг, согласно закону о бюджете, относится к защищенным статьям, сокращение расходов на его обслуживание не планируется.

Экономисты  расходятся в своих оценках этой меры. Некоторые считают, что в  период кризиса не нужно торопиться делать бюджет бездефицитным, другие же уверены, что сделан шаг по упреждению увеличения инфляции, ведь был сделан большой вброс денег в экономику, благодаря кредитам. Но в любом случае, сделав доходную и расходную суммы равными, Беларусь выполнит рекомендацию МВФ, высказанную в ходе переговоров о выделении стабилизационного кредита. Так же эта мера приблизит нашу страну к выполнению программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, которая требует «обеспечить эффективное управление государственным долгом с учетом достигнутого уровня стоимости государственного заимствования…, оптимизацию консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам за счет государственных внешних займов». Реализация предложенных в программе способов и методов обеспечит сбалансированность бюджетов, повышение эффективности и результативности расходов и, значит, сокращение государственного долга.

 

 

 

                         

 

Заключение

 

  Из проведенного  исследования можно сделать следующие  выводы:

        1. Государственный долг возникает вследствие долгового финансирования бюджетного дефицита. Внешний долг – результат прямых заимствований за пределами государства, внутренний долг – задолженность государства перед своими гражданами – образуется в результате выпуска долговых обязательств внутри страны.

     2. Рассмотрение проблемы государственного бремени без анализа истоков возникновения бюджетного дефицита затруднительно, так как обслуживание государственного долга может быть единственной причиной возникновения этого дефицита, образуя замкнутый круг: дефицит бюджета – рост госдолга – увеличение затрат на его обслуживание – дефицит бюджета.

3. Займы оправданы в период кризисных явлений в экономике, таких как спад производства, неконтролируемая эмиссия национальных денежных единиц, рост оборота в теневой экономике, хищения; а также когда темпы экономического роста ускоряются -  для приобретения, к примеру, необходимых средств производства.   

4. Государственный  долг не станет бременем для  последующих поколений в том  случае если заемные средства  идут на развитие производственного  сектора, поощрение здоровой конкуренции,  а страна при этом имеет  хорошо отработанный механизм  управления госдолгом и четкую  систему планирования заимствований. 

5. Важен не столько размер государственного долга сколько его доля в совокупном доходе. Соотношение D/ВВП является наиболее стабильным показателем долгового бремени. 

       6. Наиболее тяжелы для страны последствия внешнего госдолга: происходит перераспределение и утечка национального капитала за пределы государства, падает авторитет страны. Зачастую лимит государственного долга устанавливается законодательно. Уменьшить внешнюю задолженность правительство может путем консолидации, конверсии, оплаты долга из золотовалютных резервов, посредством обращения страны-должника к международным банкам за получением льготных кредитов для преодоления кризиса.

       7. Внутренний государственный долг может быть стабилизирован или уменьшен следующими способами: осуществив монетизацию, сделав бюджет бездефицитным, отказавшись от уплаты долга либо перенеся платежи по нему на длительное время вперед.     

      8. Государственный долг Республики Беларусь в первые годы своего существования формировался стихийно и фактически бесконтрольно, почти достигнув установленного в то время лимита внешнего госдолга составлявшего 2 млрд. долларов США. Правительством страны была проведена планомерная реструктуризация внешних обязательств в сотрудничестве с иностранными партнерами. Правильно и своевременно принятые меры  позволили Беларуси уменьшить свой госдолг и войти в список стран имеющих низкую задолженность.

       9. В последние несколько месяцев, вследствие мирового финансового кризиса и после девальвации белорусского рубля у руководства Республики практически не осталось иных средств, не прибегая к эмиссии денег стабилизировать национальную экономику кроме как активно привлекать зарубежные займы. Объем заимствованных средств быстро увеличивается и именно это вызывает опасения у аналитиков. В целях предотвращения худших для страны последствий Правительством уже предприняты следующие меры: принят указ о бездефицитности бюджета-2009, четко выполняются рекомендации МВФ, высказанные при предоставлении Беларуси льготного кредита.

Информация о работе Особенности государственного долга РБ, способы его сокращения