Особенности и характеристика экономических реформ в СССР в 60-80-е гг. XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положение в народном хозяйстве. Оно развивалось экстенсивно, ресурсоемкость экономики нарастала, а эффективность падала. Серьезных структурных изменений также не произошло. Главным предметом экспорта по-прежнему оставались нефть и другие виды сырья.
Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Содержание работы

1. Введение.
2. Н. С. Хрущев - новатор советской экономики
3. Последние годы правления Н. С. Хрущева
4. Косыгинская реформа в условиях командно-административной системы
5. Заключение
Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

история экномики.docx

— 51.01 Кб (Скачать файл)

«Санкт-Петербургский  университет управления и экономики» Факультет Информационных систем и технологий

 

 

Кафедра Прикладной информатики

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по Истории экономики

На тему «Особенности и характеристика экономических реформ в СССР в 60-80-е гг. XX века»

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Выполнил:

Студент группы  ИСТ 2573-1

                                                      Ф.И.О.  Пирогов А. В.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание:

1.  Введение.

2.   Н. С. Хрущев - новатор советской экономики

3.   Последние годы правления Н. С. Хрущева

4.   Косыгинская реформа в условиях командно-административной системы

5.   Заключение

Список использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Объективная необходимость  кардинальных, революционных, а не эволюционных перемен в советской экономике  назрела уже к концу 50-х - началу 60-х гг. Оторванность планирования от жизни, отраслевого управления от регионального, монополия производителя в условиях всеобщего дефицита, незаинтересованность предприятий в научно-техническом  прогрессе - все это требовало  коренных преобразований уже тогда. 
Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положение в народном хозяйстве. Оно развивалось экстенсивно, ресурсоемкость экономики нарастала, а эффективность падала. Серьезных структурных изменений также не произошло. Главным предметом экспорта по-прежнему оставались нефть и другие виды сырья.

Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство  страны возглавлял Л.И.Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных  возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Знаменовал начало нового витка  советской истории Октябрьский (1964г.) пленум ЦК КПСС.

На Октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный.

  1. Н. С. Хрущев - новатор советской экономики

Но основным новатором советской  экономики являлся Н. С. Хрущев. Еще при Хрущеве видные советские экономисты выступали с предложениями радикальной экономической реформы, суть которой состояла в переходе от административной, командной экономики к рыночным отношениям. Эта идея была поддержана Хрущевым, а после его отстранения от власти разработку новой экономической реформы возглавил Косыгин. Решениями мартовского (1965) и сентябрьского (1965) Пленумов ЦК КПСС эта реформа получила формальное одобрение и поддержку со стороны партии.

В 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель Северного Казахстана, Южного Урала, Сибири и Алтая. В рекордном урожае зерновых в 1956 г. (125 млн т) доля целинного хлеба составила 50 %. Это позволило существенно улучшить материальное положение трудящихся.

Однако в проведении экономической  и социальной политики были возвраты к прошлому. Так, постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели» (1956 г.) запрещалось увеличивать размер приусадебного участка колхозников за счет общественных земель и даже рекомендовалось сокращать его, был закреплен принцип ограничения количества скота, находящегося в личной собственности колхозников. Затем постановлением Совмина СССР гражданам, держащим скот в личной собственности, запрещалось использовать в качестве корма для скота хлеб, крупу и другие продукты, приобретенные в государственных и кооперативных магазинах.

Высшим органом власти в стране, как и прежде, являлся  Верховный Совет СССР. На сессиях  Верховного Совета СССР единогласно утверждались заранее подготовленные документы. Однако возобновление даже формальной регулярной работы ВС СССР было шагом по пути демократизации. Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 г. в ведение республик были переданы функции по руководству судебными учреждениями и органами юстиции, в связи с чем было упразднено Министерство юстиции СССР. Законами, принятыми сессиями Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 года, расширялись права союзных республик в области законодательства. В их ведение было отнесено:

- законодательство об  устройстве судов союзных республик;

- принятие гражданского, процессуального и уголовного  кодексов (при сохранении за центром  установления;

- основ соответствующего законодательства, обязательного для всех республик);

- вопросы областного, краевого, административного и территориального  устройства.

Были расширены, согласно «Положению о Верховном суде СССР», утвержденному в феврале 1957 г., полномочия Верховных судов союзных республик. Решением шестой сессии Верховного Совета РСФСР в феврале 1957 г. была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в связи со сталинскими репрессиями в годы войны.

 

К работе в Советах стали  привлекаться не только представители  партийно-государственной бюрократии, но и, в большей степени, рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это, с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - несколько осложнило положение противников курса Хрущева.

 

В марте 1957 г. в местные  Советы было избрано более 1,5 млн депутатов, среди которых более 60 % составляли рабочие и колхозники (1955 г. - 35 %). Аналогичное увеличение представителей этих социальных категорий произошло и на выборах Верховного Совета пятого созыва в феврале 1958 г. - до 60 % против 40 % в Верховном Совете четвертого созыва.

Хрущев пытался усилить  элементы самоуправления, которые на низовом уровне со временем могли  бы заменить все административно-бюрократические единицы. Они должны были оказывать «демократическое» давление на всю структуру государственной власти, активизировать ее работу, переориентировать ее на потребности населения.

 

С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно - государственная бюрократия была его тайным противником. Н. С. Хрущев не мог обойтись без нее, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Складывалась двоякая ситуация, в которой Хрущев постоянно пытался ставить бюрократию в неудобные для нее рамки. Аналогичную политику проводил Сталин. Но Хрущев уже не мог использовать так широко эту систему. Поэтому он был вынужден постоянно искать пути решения намеченных задач так, чтобы нейтрализовывать бюрократов. Важным шагом в этом направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности лишь двумя сроками.

Более серьезные попытки  модернизации были предприняты Хрущевым в сфере исполнительной власти. В  СССР был Совет министров. В 1955 г. председателем его стал Н. А. Булганин, в 1958 г. был назначен Н. С. Хрущев, заместителями его стали А. Н. Роспин, А. И. Микоян, Д. Ф. Устинов. Одним из первых шагов нового по отдельным видам налогов в республиканские бюджеты. Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др.). Было сокращено число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 до 23-х в мае 1957 г.), при увеличении союзно-республиканских с (21 до 29). Но более глубокая структурная административная реформа началась позднее, а именно в начале 60-х гг., когда срок правления Хрущева подходил к концу.

 

Особо следует выделить в  правлении Хрущева 1962—1964 гг. Это  были годы напряженности и противоречий.

 

Если при Сталине происходило  систематическое снижение цен на продовольственные и промышленные товары, то в конце 50-х— начале 60-х гг. остро ощущается нехватка продовольствия на фоне роста развития промышленности, роста численности рабочих. Цены не только не были снижены, а и повышены. Например, на масло цены выросли на 50 %, на продукцию животноводства на 25—40 %. Такую ситуацию население встретило крайне враждебно. В ряде мест произошли стачки - в Актау, Кемерово, Грозном. В некоторых областях повышение цен совпало со снижением расценок на предприятиях. Так, Ростовский обком славился на всю страну своими «инициативами общественников».

 

Забастовало крупнейшее предприятие  Новочеркасска. Для выяснения положения  из ЦК были направлены Микоян и Козлов. В городе чувствовалась напряженность. Не сумев найти правильного решения по налаживанию ситуации, Микоян и Козлов вызвали войска и танки, которые блокировали городские центральные улицы и дорогу от завода к центру города. Рабочие же колонной двинулись к центру. Микоян и Козлов организовали штаб в подвале здания городского комитета и отдали команду стрелять по рабочим. В результате рабочие были расстреляны.

 

Этот инцидент эхом пронесся по стране, что очень подорвало  авторитет Хрущева в массах. К  этому добавились и противоречия в экономике.

 

Повышение цен вызвало  рост закупочных цен, и они в значительной мере превышали розничные, что заставило правительство увеличить дотации сельскому хозяйству. Однако несмотря на это, рост производства сельского хозяйства в СССР стал снижаться. Основными причинами этого были: неквалифицированное использование земли и техники, грубое административное вмешательство в ход сельскохозяйственных работ, уменьшение капиталовложений. Необоснованно ограничивалось подсобное хозяйство колхозников и рабочих совхозов.

 

Система управления сельским хозяйством была перестроена в марте 1962 г. В районах появились колхозно - совхозные управления (КСУ), в областях и республиках - аналогичные комитеты. Однако принятые в 1961—1963 гг. меры не смогли выправить положение, а по итогам семилетки (1959—1965 гг.) рост объема продукции сельского хозяйства оставил 14 % вместо 70 % по плану. В 1963 г. должно было быть отмечено десятилетие правления Хрущева. К этому тщательно готовились всей страной. Но неожиданно с прилавков магазинов исчез хлеб. Это вызвало тревогу в обществе и панику в высших эшелонах власти. Неурожай, бури смели верхний слой почвы на целине из-за неправильной технологии обработки почвы. Нечерноземье к этому времени в связи с разработкой целины было заброшено. Доложить Хрущеву никто не решался. Это было ошибкой. Ведь он был мыслящим человеком. Но сын своего времени - тоталитаризма, обладавший неограниченной властью в течение 10 лет, он наводил ужас на приближенных.

 

Для Хрущева это стало  неожиданностью. В ход пошли стратегические запасы зерна, были изъяты запасы зерна  из элеваторов. И именно в том году впервые в истории СССР проводились закупки зерна за границей. Ситуация действительно была серьезной. В некоторых районах страны появились карточки на хлеб. Порции хлеба выдавали только жителям данного района, с предъявлением документов. Были необходимы срочные меры.

   3.Последние  годы правления Н. С. Хрущева 

Последние годы правления  Н. С. Хрущева  (1962—1964 гг.) стали самыми болезненными для населения страны и для Н. С. Хрущева. К этому времени совнархозы исчерпали свои положительные стороны и выявили недостатки. Они характерны для командно-административной системы:

- несогласованность действий отдельных районов;

- каждый старался выделиться;

 

- каждая область стремилась стать совнархозом, поскольку это было престижно и выгодно;

- нарушение связей между районами; падение темпов развития экономики и невосприимчивость к НТП.

Резко, к тому же, увеличился бюрократический аппарат.

На ноябрьском Пленуме  ЦК КПСС 1962 г. в связи с сложившейся ситуацией был принят ряд решений:

1. Создать государственные  отраслевые комитеты, которым поручалось  заняться внедрением НТП в сельхозпроизводство.

2. Для осуществления первого  пункта отраслевым комитетам  отдавались научные, проектные,  конструкторские институты, КБ заводов, опытные базы совнархозов.

Несмотря на перечень вышеперечисленных  недостатков и промахов в правлении Хрущева, необходимо отметить, что в июне 1960 г. были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 г. - Совет народного хозяйства СССР. Высший совет народного хозяйства возвышался над совнархозами, над Советом министров, над Госпланом, Госстроем и, наконец, над Всесоюзным государственным комитетом по координации научно-исследовательских работ.

Государственные отраслевые комитеты стали прародителями будущих  отраслевых министерств. В результате старая сталинская командно-административная система была восстановлена. Однако Хрущев делает следующий шаг: отделы партии (обкомы, крайкомы, ЦК КПСС) он разделяет на промышленные и сельскохозяйственные. Он втягивает партию в оперативное управление народным хозяйством и подминает под этим предлогом государственные советские органы власти. Для Хрущева это был принцип - разделяй и властвуй.

По этому же принципу стали работать и советские органы власти - обкомы, профсоюзы, комсомол.

Такой чересполосицы во власти Россия не имела со времен Ивана  Грозного. Это, однако, не решало главных проблем.

Но это были годы, когда  быстрыми темпами велось строительство  жилья, заработная плата увеличилась  в два и более раз, была проведена пенсионная реформа, сделан ряд материальных шагов в области сельского хозяйства.

Информация о работе Особенности и характеристика экономических реформ в СССР в 60-80-е гг. XX века