Особенности и проблемы функционирования финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в России и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие понятия, роли и структуры финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета;
выявить особенности и проблемы функционирования финансовой системы России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие, роль и структура финансовой системы………………….4
Госбюджет – как основное звено финансовой системы…………...7
Особенности и проблемы функционирования финансовой системы
Российской Федерации………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (эк. теория) авто.docx

— 277.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Понятие, роль и структура финансовой системы………………….4
  2. Госбюджет – как основное звено финансовой системы…………...7
  3. Особенности и проблемы функционирования финансовой системы

Российской Федерации………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………….31

Список использованной литературы………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Финансовая система является основой развития и успешного функционирования рыночной экономики. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Надежность финансовой системы имеет огромное социально-экономическое значение для каждого государства. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы каждого члена нашего общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.

Финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

 

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в России и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

  • раскрытие понятия, роли и структуры финансовой системы;
  • рассмотрение главного звена  финансовой системы – государственного бюджета;
  • выявить особенности и проблемы функционирования финансовой системы России.

 

    1. Понятие, роль и структура финансовой системы

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во- первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей.

Финансовая система - это  совокупность разнообразных видов  фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового  сектора экономики (хозяйствующих  субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а  также для удовлетворения экономических  и социальных потребностей.

Финансовая система государства  является отображением форм и методов  конкретного использования финансов в экономике.

Финансовые системы некоторых  государств могут отличаться по своей  структуре, но они все имеют общий  признак - это различные фонды  финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние  на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных  звеньев.

Финансовая система –  это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические  формы и методы распределения  и перераспределения ВВП.

Финансовая система - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными  потоками. Финансовая система рассматривается  с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.

 

Роль финансов в экономике  многообразна, но, тем не менее, ее можно  свести к трем основным направлениям:

  • Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
  • Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
  • Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение  потребностей расширенного воспроизводства  означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование  экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических  ресурсов осуществляется различными методами:

  • через эффективное вложение финансовых ресурсов;
  • создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
  • использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
  • использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную  совокупность финансовых отношений  и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев  положен уровень экономической  системы.

Организационная структура  финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему  управления финансами.

В основе выделения органов  управления финансовой системой лежит  её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в стране осуществляют органы государственной  власти и управления.

Структура финансовой системы  – это совокупность ее элементов  и связей между ними. Известно, что  государственная финансовая система  развитых капиталистических стран  включает четыре звена (подсистемы):

*государственный бюджет;

*местные финансы;

*специальные внебюджетные  фонды;

*финансы государственных  корпораций.

Разные звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами  предприятий, внутриотраслевое – финансами  предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными  фондами.

 

 

 

    1. Госбюджет –как основное звено финансовой системы

 

В рыночных условиях финансовая система является одним из основных инструментов реализации государственной  политики. Одним из важнейших ее звеньев является государственный  бюджет.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств, необходимых  для реализации функций федеральных, региональных и местных органов. В настоящее время, учитывая возрастающую роль финансового рынка в перераспределении  финансовых ресурсов, бюджет занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления социально-экономическими отношениями  в стране.

Назначение бюджета состоит  не только в аккумулировании общегосударственных  денежных средств, но и в обеспечении  реализации социально-экономической  политики страны в соответствии с  принятой бюджетной и налоговой  политикой, концентрируя и перераспределяя  часть национального дохода.

В на стоящее время цели бюджетной политики- это обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создание эффективной системы управления государственными финансами, снижение налоговой нагрузки на экономику, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, реформирование межбюджетных отношений.

Бюджетная система РФ- это  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с государственными устройством РФ бюджетная система  подразделяется на три уровня и включает:

  • на первом уровне - федеральный бюджет и бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

  • втором уровне – бюджеты субъектов РФ и бюджеты

территориальных внебюджетных фондов;

  • третьем – местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских

округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

  • бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет- форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Бюджет субъекта РФ – это также форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, но предназначенных для исполнения расходных обязательств только на региональном уровне. Бюджет муниципального образования(местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Федеральный бюджет относится  к первому уровню бюджетной системы  РФ  и является основным финансовым инструментом нашей страны. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политик доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Главные параметры федерального бюджета России на 2010 год во многом определяющие социально-экономическое  развитие страны на среднесрочную перспективу, - доходы, расходы и дефицит бюджета  – были приняты государственной  думой РФ 21 октября 2009г. В рекордно короткий срок. Причем их, как и учтенные при его разработке сценарные  условия, депутаты одобрили практически  без изменений. Все поправки, принятые при последующих чтениях (главным  образом во втором), были в рамках этих главных параметров, то есть имели  частный характер и принципиально  не меняли содержание бюджета. Они затронули  всего 0,3% всех его расходов. При этом большая часть дополнительного  финансирования приходится на дорожное строительство, остальное- на поддержку сельского хозяйства, празднование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, приобретение оборудования для физкультурных объектов и др. Естественно, такие поправки не существенны для решения кардинальных задач развития страны. Были, правда, еще так называемые «нулевые чтения» с участием узкого круга лиц за рамками публичного обсуждения.

Много лет бюджетный комитет  Совета Федерации Федерального Собрания РФ во главе с Е.В.Бушминым проводил парламентские слушания по проекту годовых бюджетов, а в 2008 г. – и трехлетнего бюджета. На них после доклада министра финансов эксперты, ученые и специалисты имели возможность представить свои оценки и предложения. В 2009г. этот порядок был изменен то ли по причине сложностей при формировании бюджета в условиях неясных последствий финансово-экономического кризиса и неуверенности разработчиков бюджета в своих проектировках, то ли из-за боязни критических оценок. В любом случае отказ от профессиональной дискуссии нельзя приветствовать, поскольку это сужает возможности поиска эффективных механизмов бюджетной политики.

Изменение главных  параметров федерального бюджета проекта  на 2010-2012гг.

Информация о работе Особенности и проблемы функционирования финансовой системы Российской Федерации