Особенности и проблемы функционирования финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в России и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие понятия, роли и структуры финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета;
выявить особенности и проблемы функционирования финансовой системы России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие, роль и структура финансовой системы………………….4
Госбюджет – как основное звено финансовой системы…………...7
Особенности и проблемы функционирования финансовой системы
Российской Федерации………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (эк. теория) авто.docx

— 277.68 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

 

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы

в млрд. руб.

9275,9

6713,8

6950,0

7455,7

8069,6

в % к предыдущему году

         

номинальное изменение

119,2

72,4

103,5

107,3

108,2

изменение с учетом индекса-дефлятора

100

64,1

95,0

99,3

101,0

в % к ВВП 

22,3

17,2

16,1

15,5

15,0

Расходы

в млрд. руб.

7570,9

9931,4

9686,9

9389,8

9681

в % к предыдущему году

         

номинальное изменение

126,3

131,2

99,6

95

103,1

изменение с учетом индекса-дефлятора

111,6

117,2

90,5

87,9

96,4

в % к ВВП

18,2

25,5

22,9

19,5

18,0

Профицит «+», дефицит «-»

в млрд. руб.

1705,0

-3217,6

-2736,9

-1934,1

-1611,4

в % к ВВП

4,1

-8,3

-6,8

-4

-3


Из данных таблицы 1 следует:

-доходы федерального  бюджета даже в номинальном  выражении в 2012 г. не достигают отметки 2008 г., а в реальном окажутся ниже уровня 2008г. почти на 40%. Это означает, что и в 2012г. бюджетная сфера будет находиться в кризисном состоянии. Не удастся преодолеть такое важное последствие финансового кризиса, как сокращение доходов федерального бюджета. Тогда восстановление объема доходов до уровня 2008г. в реальном выражении произойдет после 2012г.;

-для поддержания экономического  роста и решения наиболее острых  социальных проблем в бюджете  на весь плановый период намечено  превышение расходов над доходами  при одновременном уменьшении  к 2012г. дефицита федерального  бюджета. Это правильное, но количественно  недостаточное решение, не позволяющее предусмотреть такой размер расходов бюджета, который обеспечил бы высокие темпы экономического роста, а главное, способствовал бы модернизации экономики и диверсификации производства на инновационной основе. Расходы бюджета в реальном выражении к 2012г. даже снизятся на 10% к уровню 2008г., существенно сократится дефицит федерального бюджета: с 3,2 трлн. руб. в 2009г.1 до 1,6 трлн. руб.в 2012г., то есть вдвое.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и  расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные  внебюджетные фонды предназначены  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют  строгое целевой назначение. Расходы  и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме  закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в  государственной собственности.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими  лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств  на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Цели и задачи государственного кредита

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного  характера - обязательная подписка на государственные облигации в  годы после Великой Отечественной  войны в СССР, предназначенные  для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных  задач:

    • поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных

расходов, увязки доходов  и расходов;

    • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
    • воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Государственный кредит и  государственный долг

 

Государственный кредит тесно  связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности  государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным  долгом субъекта Российской Федерации  понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности  субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

 

Долговые обязательства  Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут  существовать в следующей форме:

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;

Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;

Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению  обязательств третьими лицами;

Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства  прошлых лет;

Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

Рассмотрим основные аспекты  функционирования финансов субъектов  РФ. Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения  и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения  социально-экономических задач субъектов  РФ. Эти отношения складываются между  органами государственной власти субъектов  РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают:

• средства бюджета субъекта РФ;

• государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной  власти субъекта РФ;

• другие денежные средства, находящиеся в собственности  субъекта РФ.

В широком понимании финансы  субъекта РФ включают также консолидированный  бюджет субъекта РФ.

Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:

• самостоятельность;

• бюджетный федерализм;

• государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);

• прозрачность;

• гласность.

Права собственника в отношении  финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ.

Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной  власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся  в государственной собственности  и переданным в управление органам  государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ.

Схема 1. Основные характеристики бюджета территории.2

 

    1. Особенности и проблемы функционирования финансовой системы России

Финансовую систему РФ можно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих  частей, звеньев и элементов, непосредственно  участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

В настоящее время вопросы  функционирования финансовой системы  имеют особую актуальность, так как  все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

 Функционирование финансовой  системы имеет ряд проблем.  Имеет место накопление не  использованных в течение года  остатков бюджетных средств, неравномерное  их расходование ведомствами.  Бюджетные средства, которые в  конце года “вбрасываются” в  экономику, серьезно затрудняют  системную работу по сдерживанию  инфляции. Таким образом, эффективность  использования государственных  ассигнований в течение года  еще далека от идеальной, что  подрывает идею среднесрочного  планирования и в известной  мере её девальвирует, снижает  эффект общих усилий правительства  по обеспечению макроэкономической  стабильности и сдерживанию роста  цен.

 Сегодня в России дефицитный  бюджет. Это означает, что государство  практически отдает в виде  бюджетных расходов средств больше, чем забирает из экономики. 

 Промышленность России сильно  утяжелена. Страна по сей день  остается в основном экспортером сырья и материалов, а не готовой продукции, что делает финансовую систему зависимой от конъюнктуры мирового рынка.

 Реорганизуя финансовую систему страны, правительство пошло по пути сокращения функций государства, а соответственно и роли государства в распределении и перераспределении национального дохода, созданию разветвленной финансовой системы. Это привело к распылению финансовых ресурсов, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.

 Коренное изменение отношений в банковской и налоговой системах привело к быстрому росту теневой экономики, созданию различных финансовых пирамид, крушение которых нанесло удар по финансовому состоянию значительной части населения.

Очень остро стоит проблема равномерного и уравновешенного развития регионов. Проблемы содержатся и в механизмах взаимодействия центра с регионами, т.е. в межбюджетных отношениях: с одной стороны, при формировании бюджетных доходов применяется унифицированных подход к регионам (на основе твердого закрепления единого для всех субъектов норматива отчислений НДС и законодательно установленной предельной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет), с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей степени испытывают те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты.

 Говоря о государственных  финансах, стоит отметить, что помимо  проблем, связанных с бюджетной  системой, имеются также проблемы  в государственных резервах. Главная  проблема заключается в определении  достаточных размеров накоплений, выявлении разумных путей вложения  излишков (золотовалютные резервы, Стабилизационный фонд). Очевидно, что запасы в таких размерах, которые имеет Россия сейчас  излишни и инфляционны.

 Можно предположить, что основными  путями преодоления проблем и  иных негативных явлений в  финансовой системе являются  следующие меры:

 Во-первых, необходимо принять  решительные меры по обеспечению  роста реального сектора экономики  на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны;

 Во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения некоторых статей доходной части бюджета, упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличения собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы, должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;

Информация о работе Особенности и проблемы функционирования финансовой системы Российской Федерации