Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:23, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в России и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрытие понятия, роли и структуры финансовой системы;
рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета;
выявить особенности и проблемы функционирования финансовой системы России.
Введение…………………………………………………………………….3
Понятие, роль и структура финансовой системы………………….4
Госбюджет – как основное звено финансовой системы…………...7
Особенности и проблемы функционирования финансовой системы
Российской Федерации………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………
Таблица 1
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Доходы | |||||
в млрд. руб. |
9275,9 |
6713,8 |
6950,0 |
7455,7 |
8069,6 |
в % к предыдущему году |
|||||
номинальное изменение |
119,2 |
72,4 |
103,5 |
107,3 |
108,2 |
изменение с учетом индекса-дефлятора |
100 |
64,1 |
95,0 |
99,3 |
101,0 |
в % к ВВП |
22,3 |
17,2 |
16,1 |
15,5 |
15,0 |
Расходы | |||||
в млрд. руб. |
7570,9 |
9931,4 |
9686,9 |
9389,8 |
9681 |
в % к предыдущему году |
|||||
номинальное изменение |
126,3 |
131,2 |
99,6 |
95 |
103,1 |
изменение с учетом индекса-дефлятора |
111,6 |
117,2 |
90,5 |
87,9 |
96,4 |
в % к ВВП |
18,2 |
25,5 |
22,9 |
19,5 |
18,0 |
Профицит «+», дефицит «-» | |||||
в млрд. руб. |
1705,0 |
-3217,6 |
-2736,9 |
-1934,1 |
-1611,4 |
в % к ВВП |
4,1 |
-8,3 |
-6,8 |
-4 |
-3 |
Из данных таблицы 1 следует:
-доходы федерального бюджета даже в номинальном выражении в 2012 г. не достигают отметки 2008 г., а в реальном окажутся ниже уровня 2008г. почти на 40%. Это означает, что и в 2012г. бюджетная сфера будет находиться в кризисном состоянии. Не удастся преодолеть такое важное последствие финансового кризиса, как сокращение доходов федерального бюджета. Тогда восстановление объема доходов до уровня 2008г. в реальном выражении произойдет после 2012г.;
-для поддержания
Государственный внебюджетный
фонд – форма образования и
расходования денежных средств, образуемых
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации. Государственные
внебюджетные фонды предназначены
для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь и имеют
строгое целевой назначение. Расходы
и доходы (бюджет) государственных
внебюджетных фондов утверждаются законодательными
(представительными) органами в форме
закона (решения) аналогично закону (решению)
об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Цели и задачи государственного кредита
Государственный кредит независимо
от формы его существования имеет,
как правило, добровольный характер.
Пример отклонения от добровольного
характера - обязательная подписка на
государственные облигации в
годы после Великой Отечественной
войны в СССР, предназначенные
для сбора средств на восстановление
народного хозяйства после
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
расходов, увязки доходов и расходов;
Государственный кредит и государственный долг
Государственный кредит тесно
связан с категорией государственного
долга. Увеличение заимствований государством
ведет к росту государственного
долга. Под государственным долгом
Российской Федерации понимаются ее
долговые обязательства перед
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме:
Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
Соглашения и договоры,
заключенные от имени Российской
Федерации, о пролонгации и
Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.
Рассмотрим основные аспекты
функционирования финансов субъектов
РФ. Финансы субъектов Российской
Федерации представляют собой совокупность
денежных отношений, возникающих по
поводу формирования, распределения
и использования региональных фондов
финансовых ресурсов для решения
социально-экономических задач
• средства бюджета субъекта РФ;
• государственные ценные
бумаги, принадлежащие органам
• другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.
Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:
• самостоятельность;
• бюджетный федерализм;
• государственная финансовая
поддержка (трансферты из федерального
бюджета и целевые поступления)
• прозрачность;
• гласность.
Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или уставом субъекта РФ.
Финансы субъекта РФ составляют
экономическую основу государственной
власти субъекта РФ наряду с собственностью
субъекта РФ, имуществом, находящимся
в государственной
Схема 1. Основные характеристики бюджета территории.2
Финансовую систему РФ
можно представить как
В настоящее время вопросы функционирования финансовой системы имеют особую актуальность, так как все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера — такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.
Функционирование финансовой
системы имеет ряд проблем.
Имеет место накопление не
использованных в течение года
остатков бюджетных средств,
Сегодня в России дефицитный
бюджет. Это означает, что государство
практически отдает в виде
бюджетных расходов средств
Промышленность России сильно утяжелена. Страна по сей день остается в основном экспортером сырья и материалов, а не готовой продукции, что делает финансовую систему зависимой от конъюнктуры мирового рынка.
Реорганизуя финансовую систему страны, правительство пошло по пути сокращения функций государства, а соответственно и роли государства в распределении и перераспределении национального дохода, созданию разветвленной финансовой системы. Это привело к распылению финансовых ресурсов, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.
Коренное изменение отношений в банковской и налоговой системах привело к быстрому росту теневой экономики, созданию различных финансовых пирамид, крушение которых нанесло удар по финансовому состоянию значительной части населения.
Очень остро стоит проблема равномерного и уравновешенного развития регионов. Проблемы содержатся и в механизмах взаимодействия центра с регионами, т.е. в межбюджетных отношениях: с одной стороны, при формировании бюджетных доходов применяется унифицированных подход к регионам (на основе твердого закрепления единого для всех субъектов норматива отчислений НДС и законодательно установленной предельной ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет), с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, негативные последствия которых в большей степени испытывают те регионы, которым предназначены бюджетные трансферты.
Говоря о государственных
финансах, стоит отметить, что помимо
проблем, связанных с
Можно предположить, что основными путями преодоления проблем и иных негативных явлений в финансовой системе являются следующие меры:
Во-первых, необходимо принять
решительные меры по
Во-вторых, добиваться эффективного
использования бюджетных средств, сокращения
непроизводительных расходов, в том числе
на содержание административно-
Информация о работе Особенности и проблемы функционирования финансовой системы Российской Федерации