Особенности и различия международных свободных экономических и оффшорных зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров, расположенных на территории Российской Федерации; и, наконец, в-третьих, охарактеризовать деятельность развитых стран по регулированию международного оффшорного бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия и категории свободных экономических зон
2. Характеристика свободных экономических и оффшорных зон по регионам мира
2.1. Оффшорные зоны в Европе 10
2.2. Оффшорные зоны в Азии 16
2.3. Оффшорные зоны в Латинской Америке 19
2.4. Оффшорные зоны в Африке 23
2.5. Оффшорные зоны в Российской Федерации 27
3. Регулирование международных свободных экономических и оффшорных зон
Заключение 36
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Оффшорные зоны.tmp.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Особенности и различия международных свободных экономических и оффшорных зон

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

экономического факультета

специальность  080102

группа 308                                                                             Махонек Е.Е.

 

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доц.          Толстова А.З.

 

 

 

 

Краснодар 2012

 

Содержание

 

Введение  3

  1. Основные понятия и категории свободных экономических зон
  2. Характеристика свободных экономических и оффшорных зон по регионам мира
    1. Оффшорные зоны в Европе 10
    2. Оффшорные зоны в Азии  16
    3. Оффшорные зоны в Латинской Америке  19
    4. Оффшорные зоны в Африке  23
    5. Оффшорные зоны в Российской Федерации  27

3. Регулирование  международных свободных экономических  и оффшорных зон

Заключение  36

Список использованных источников  37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение

             Одно из примечательнейших явлений современных мировых экономических отношений – усиление и кооперация хозяйственных связей между странами и предприятиями, расположенных в оффшорных зонах. Мы можем наблюдать, как индустрия оффшорного бизнеса превратилась в самостоятельную отрасль международной экономики и эти процессы происходят всё качественней и глубинней.

              Появление оффшорного бизнеса происходит начиная, в основном, с середины ХХ в., когда многие британские колонии и зависимые территории стали получать полную и относительную независимость от своих метрополий. [11]

              Государства, в которых расположены оффшорные зоны, как правило, не имеют военных расходов и содержат минимальное число государственных чиновников, что позволяет им вести льготную политику в сфере налогообложения. При этом их источники доходов весьма ограничены. Чаще всего их доходы составляют налоги с местного бизнеса, в основном туристического, и экспорт (чаще всего довольно незначительный) продукции сельского хозяйства или природных ископаемых. По этой причине сборы за регистрацию оффшорных фирм, ежегодные фиксированные сборы с работающих организаций, ежегодная плата за лицензии могут формировать до 80% их бюджета [1].

              По экспертным оценкам, 15000 компаний с оффшорными целями учреждается каждый год в Гонконге и ещё около 50000 в других оффшорных юрисдикциях. Консалтинговые фирмы, работающие на этом рынке, полагают, что за период с 1995 по 2000 г. суммарно было учреждено ещё примерно полмиллиона оффшорных компаний во всём мире. И число таких компаний растёт и по сей день. По данным компаний Consum Corporate Agents [22].

          Приведённые выше данные свидетельствуют о высокой важности и перспективности развития оффшорных юрисдикций, несмотря на то, что некоторые страны за ужесточение антиоффшорного регулирования в мировой экономике. Так, по некоторым оценкам, до 50% современного мирового движения капитала обслуживается через оффшорные центры.

            Вопросы функционирования международного оффшорного бизнеса для России весьма актуальны, т.к. Россия, по оценке иностранных экспертов, устойчиво лидирует в мире по количеству регистрируемых её резидентами оффшорных компаний в зарубежных странах. Так, в 2004 г. более половины российских инвестиций ушло в оффшорные юрисдикции, в том числе в Великобританию - 18, 6%, на Кипр - 10,9, в Нидерланды - 8,8, на Багамские острова - 5,3 , на Британские Виргинские острова - 5,2, в США - 4,6, на Гибралтар - 3,9. По самым осторожным оценкам, к началу 2004 г. в зарубежных оффшорных центрах зарегистрировано более 100 тыс. оффшорных компаний с российским капиталом [13].

            Целью моей курсовой работы является, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров, расположенных на территории Российской Федерации; и, наконец, в-третьих, охарактеризовать деятельность развитых стран по регулированию международного оффшорного бизнеса.

             Данная работа предназначена для создания полной картины деятельности современных оффшорных зон не только за рубежом, но и в России, а также для осознания возможностей российских налогоплательщиков по использованию налоговых стимулов, льгот и особых режимов налогообложения, вводимых иностранными государствами, а также отдельными регионами и территориями Российской Федерации для участников международных экономических отношений.

 

  1. Основные понятия и категории свободных экономических зон

 Сегодня развитие мировой экономики в целом и международной торговли в частности характеризуется усилением процессов интеграции, либерализации и увеличением степени открытости национальных экономик. Мы можем наблюдать, что многие страны становятся на путь активизации своего участия в международном разделении труда. Экспортно-ориентированная стратегия развития становится доминирующей в общей экономической стратегии не только развитых стран, но и стран с переходной экономикой, развивающихся и новых индустриальных стран. Вот только вопрос стоит – «Какие товары экспортирует страна?»

 Свободные экономические зоны (СЭЗ) - один из наиважных элементов стратегии экспортной ориентации. СЭЗ создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платёжного баланса и, в конечном, счёте, для эффективного развития национальной экономики и её интеграции в мировую экономику.

  Получив широкое распространение в мировой хозяйственной практике, СЭЗ имеют много разновидностей: количество СЭЗ равняется приблизительно 700, из них различают более двадцати видов. Нужны ли России свободные экономические зоны? [10]

Оффшорные зоны – это особый вид СЭЗ. В них концентрируется, как правило, банковский и страховой бизнес, через них осуществляется инвестиционная деятельность, экспортно-импортные операции, а также операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Также особенностями оффшорных зон  является привлечение клиентов благоприятным валютно-финансовым контролем, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.

Английское  слово «offshore» в переводе на русский  означает «вне берега» и в экономическом и правовом отношении толкуется как зарубежный бизнес, пользующийся льготами при соблюдении заданных условий в странах его регистрации.

Чтобы не вдаваться в сложные многочисленные зарубежные определения предмета, мы можем прибегнуть к российской интерпретации. В соответствии со статьёй 12 Федерального закона Российской Федерации «О Центре международного бизнеса “Ингушетия”» №16-ФЗ от 30 января 1996 г. оффшорным или «международным бизнесом считается любая разрешённая российским законодательством деятельность нерезидентов Российской Федерации на территории, с территории и через территорию Центра международного бизнеса с расчётами в иностранной валюте с нерезидентами Российской Федерации за её пределами в регистрационном, налоговом, валютном и административном режимах, определённом в режимах, определённых настоящим Федеральным законом. Зарубежные операции по сделкам, заключённым компаниями международного бизнеса, зарегистрированными в Центре, считаются международным бизнесом». [9]

Любое суверенное государство в соответствии с конституцией и национальным законодательством в праве осуществлять полную юрисдикцию на собственной территории над своими гражданами и резидентами. Если мы говорим о юрисдикции в колониальных и зависимых территориях, то она осуществляется в соответствии с конституцией и законами метрополии и законами местных органов самоуправления. Оффшорные юрисдикции принято называть государства и зависимые и колониальные территории, где законодательно разрешён и гарантирован льготный оффшорный бизнес и развёрнуты один или несколько оффшорных центров.

В принципе любая юрисдикция может считаться  оффшорной, если на всей или части своей территории она предлагает нерезидентам более благоприятный режим предпринимательства, чем своим собственным резидентам.

В специальной  литературе в качестве синонимов понятия «оффшорная юрисдикция» нередко используются термины «налоговый рай», «налоговая гавань», «налоговое убежище», «налоговый оазис» и «оффшорная зона».

В самом  общем виде оффшорным центром  считается вся или часть территории страны, где создана повышенная комфортность для бизнеса нерезидентов путём предоставления им ряда льгот, привилегий и гарантий, действие которых не распространяется на резидентов принимающей страны. К таким льготам, привилегиям и гарантиям относятся, отсутствие налогов «у источника», низкие или нулевые ставки налогов на доходы, облегчённые или гибкие режимы учреждения компаний и лицензирования их работы, широкое использование трастов и других специальных финансовых структур в странах их регистрации, повышенный уровень конфиденциальности для клиентов и их деловых операций. [15]

По  мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к налоговым гаваням относятся страны и территории, где подоходный налог взимается по номинальной или нулевой ставке и для определённых видов дохода установлен преференциальный режим налогообложения, а для нерезидентов созданы возможности уклонения от уплаты налогов в странах их резидентности. [17]

Во  многих зарубежных справочниках оффшорные  центры определяются как юрисдикции с низкими и даже нулевыми ставками налогов на доходы и имущество, где местное трастовое законодательство позволяет выгодно хранить активы и вести хозяйственную, особенно финансовую, деятельность со значительными налоговыми льготами. [12]

Согласно  другим определениям, «оффшорный финансовый центр - это страна или юрисдикция, где на международном уровне предпринимаются попытки привлечь иностранный бизнес такими средствами сознательной политики правительства, как введение законов по защите коммерческой тайны и налоговые льготы». [18]

Один  из британских специалистов полагает, что «оффшорный финансовый центр-это центр, разрешающий финансовую деятельность, которая географически или законодательно по своим условиям отличается от финансовой деятельности на остальной территории оффшорной юрисдикции». [16]

Любая из оффшорных юрисдикций, а вместе с ней и дислоцированный на ней оффшорный центр должны отвечать ряду обязательных требований. Вот перечень основных характеристик, которыми должен обладать любой популярный оффшорный центр. [13]

1) Развитая  и современная законодательная  база оффшорного центра и оффшорного  бизнеса, предусматривающая принципиальное  разрешение ведения оффшорного бизнеса с территории принимающей юрисдикции и детальное и льготное регулирование, как широкого спектра предлагаемых оффшорных услуг, так и деятельности различных видов оффшорных компаний.

2) Выгодное  географическое положение на  магистральных транспортных коммуникациях вблизи крупных деловых центров мира. С развитием мировой транспортной системы, сети связи, включая Интернет, и глобализации мирового хозяйства значение этого фактора снижается, и известны случаи успешного развития оффшорных центров в островных, удалённых и внутриконтинентальных странах.

3) Политическая  стабильность в оффшорных юрисдикциях, необходимая для укрепления доверия иностранных инвесторов и гарантий неизменности льготного режима работы для зарубежной клиентуры.

4) Определённая  административная автономность  оффшорных центров, если они  являются анклавами или эксклавами таможенных территорий оффшорных юрисдикций. Для малых стран этот фактор не важен, поскольку оффшорный режим обычно применяется на всей территории.

5) Развитая  техническая инфраструктура, включающая  наличие сети транспорта и связи, комплекса служебных и жилых помещений для осуществления интенсивного, быстрого и устойчивого общения с внешним миром.

6) Развитая  и комплексная деловая инфраструктура, включающая банки, страхоовые  и трастовые компании международного  класса, и необходимое количество специалистов для обслуживания оффшорных операций (финансисты, аудиторы, бухгалтеры, юристы, программисты и переводчики).

7) Полномочный  и компетентный орган государственного  управления работой оффшорного центра.

8) Моральная,  материальная и политическая  поддержка законодательной, исполнительной и судебных властей оффшорной юрисдикции в ходе учреждения и развития оффшорного центра.

9) Постоянное  рекламное присутствие оффшорного  центра на мировом рынке оффшорных  услуг.

10) Система  межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов с зарубежными странами.

11) Участие  оффшорной юрисдикции в международном  сотрудничестве по борьбе с  отмыванием незаконных доходов.

12) Членство  оффшорной юрисдикции в Гаагской  конвенции по апостилированию документов.

Иными словами, оффшорными финансовыми центрами следует считать часть или всю территорию оффшорных юрисдикций, которые законодательно гарантируют учреждение, регистрацию и функционирование оффшорных компаний иностранных резидентов-акционеров и разрешают им вести льготные зарубежные коммерческие операции под своим исключительно мягким контролем.

Итак, после того, как выше были приведены  наиболее важные определения, перейдём к основной части работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Характеристика оффшорных зон по регионам мира

Информация о работе Особенности и различия международных свободных экономических и оффшорных зон