Особенности и различия международных свободных экономических и оффшорных зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров, расположенных на территории Российской Федерации; и, наконец, в-третьих, охарактеризовать деятельность развитых стран по регулированию международного оффшорного бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия и категории свободных экономических зон
2. Характеристика свободных экономических и оффшорных зон по регионам мира
2.1. Оффшорные зоны в Европе 10
2.2. Оффшорные зоны в Азии 16
2.3. Оффшорные зоны в Латинской Америке 19
2.4. Оффшорные зоны в Африке 23
2.5. Оффшорные зоны в Российской Федерации 27
3. Регулирование международных свободных экономических и оффшорных зон
Заключение 36
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Оффшорные зоны.tmp.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Последние десятилетия спектр услуг и налоговых преимуществ Либерии постоянно расширялся, и страна вошла в число ведущих многоцелевых оффшорных центров. Помимо регистрации судов, оффшорные компании Либерии широко используются для международного управления активами, налогового планирования для физических лиц, а также в схемах международной торговли.

Расширению  сфер деятельности способствовали различные  льготы, действующие в зоне. В соответствии с налоговым законодательством Либерии зарегистрированные в стране корпорации не подлежат обложению подоходным налогом при одновременном соблюдении двух условий:

- если не менее 75% уставного  капитала прямо или косвенно  принадлежат нерезидентам.

- Если доход корпорации получен  из источников за пределами  Либерии.

Кроме того, для компаний-нерезидентов отсутствует  необходимость раскрытия имён реальных владельцев, акционеров, директоров, не требуется предоставление ежегодных отчётов о деятельности компании, для оффшорных компаний нет необходимости иметь зарегистрированный офис в стране.

Дополнительную  привлекательность Либерии придают такие факторы, как отсутствие каких-либо валютных ограничений на деятельность нерезидентов, жёсткие требования к сохранению конфиденциальности, хождение американского доллара наравне с либерийским.

Ежегодно  в оффшорном центре регистрируются 10-12 тыс. компаний, а всего в регистр зоны внесено около 337 тыс. компаний. [5]

Другим  оффшорным центром, созданном относительно недавно, но имеющим значительный потенциал  роста, является Республика Маврикий. Это островное государство, расположенное  на пересечении торговых путей, связывающих Европу, страны Африки и Юго-Восточной Азии, а также Индию, стало выполнять функции оффшорного центра с 1992 г. Экономическое положение в стране довольно благополучное. Маврикий придерживается преимущественно рыночных методов хозяйствования, на острове развита банковская система, а также финансовая сфера. По уровню технологической оснащённости телекоммуникационными сетями и доступу в Интернет, способствующих развитию финансовых услуг, Маврикий занимает одно из первых мест среди стран Африки и Южной Азии.

Базовым нормативным актом для формирования оффшора на острове стал принятый в 1992 г. Закон об оффшорной деятельности на Маврикии, тогда же был учреждён правительственный орган - Управление по деловой активности в маврикийском оффшоре. Им была разработана система законодательных актов, регулирующих деятельность оффшорных компаний и банков, благодаря чему Маврикий по уровню развития данного законодательства можно сравнить с такими признанными оффшорными центрами, как Мальта и Багамы.

На  Маврикии регистрируются различные типы компаний, но главными среди них являются международные компании, для которых предусмотрены более льготные условия, чем для прочих компаний. Международную компанию можно зарегистрировать в течение одного рабочего дня, однако для неё обязательно наличие зарегистрированного на острове офиса с почтовым адресом.

В 2000 г. появилось существенное новшество  в корпоративном законодательстве Маврикия: вступил в силу Закон о «сотовых» компаниях, своеобразие которых заключается в том, что их уставных капитал разделён на доли, т.е. «соты», каждая из которых защищена от возможных требований кредиторов к другим сегментированным долям капитала. Поэтому риски банкротств и ответственности в таких компаниях сильно разграничены, их активы не смешиваются, и директора «сотовой» компании обязаны вести дела каждой ячейки отдельно.

Другая  сфера деятельности оффшорного центра - регистрация судоходных компаний в маврикийском открытом судовом регистре. На Маврикии оффшорные судоходные компании свободны от валютного контроля в портах приписки их судов. Зарегистрированные в республике нерезидентные судоходные компании освобождаются от всех местных налогов, если они получают доходов от фрахта за пределами страны регистрации. Вместо этого они платят умеренные регистрационный и годовой сборы в зависимости от водоизмещения и назначения судов. Регистрируемые судна должны быть не старше 15 лет и соответствовать квалификации, утверждённой директором по судоходству. Временная регистрация производится на срок 6 месяцев, постоянная - на год с последующим продлением.

В оффшорном центре осуществляется также  страховая деятельность. Оффшорные  страховые компании могут быть учреждены  как самостоятельные организации в соответствии с Законом о компаниях 1984 г. или как филиалы других компаний. Регистрационный взнос составляет 500 долл., а ежегодная пошлина - 1, 5 тыс. долл. [2]

Отличительной особенностью оффшорного центра Маврикий является его преимущественная ориентация на создание инвестиционных фондов для  работы с индийскими акциями и  прочими ценными бумагами Индии. По оценкам, через Маврикий в Индию ежегодно инвестируется (в основном странами Юго-Восточной Азии) несколько миллиардов долларов, что составляет значительную долю прямых зарубежных инвестиций в эту страну. Таким образом, островное государство Маврикий играет значительную роль в капиталовложениях в экономику Индии.

В последнее время Маврикий стремится  диверсифицировать направленность финансовых потоков в целях ослабления их ориентации на индийский рынок и расширения связей с рынками африканских стран, а также стран Ближнего и Среднего Востока. Основные инвестиционные фонды проявляют большую заинтересованность в выходе на рынки стран Персидского залива. А также Пакистана и Бангладеш.

Конкурентоспособность оффшорного центра возрастает в связи с низкой платой за предоставление услуг по регистрации и содержанию компаний. Так, стоимость регистрации компании, включая оплату за первый год, составляет 1990 долл., ежегодная плата за освобождение от налогов со второго года - 150 долл., сроки регистрации компании - до 7 дней. [2] Стоимость предоставляемых оффшорных услуг на Маврикии значительно ниже, чем в известных европейских юрисдикциях - на островах Мэн и Кипр. По количеству оффшорных компаний Маврикий входит в десятку оффшорных центров в развивающемся мире.

Оффшорный бизнес - важнейшая часть экономической  системы Маврикия. Он влияет на показатели экономического роста страны. В конце 1990-х гг. доля оффшорного сектора в ВВП Маврикия составляла 24%. [2] Можно сказать, что, развивая оффшорный бизнес, это малое островное государство нашло свою нишу в мировой экономике, обеспечивающую ему стабильные доходы.

                   2.5   Оффшорные зоны в Российской Федерации

        

          Активное включение России в международный оффшорный бизнес началось в начале 90-х гг. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон. В настоящее время, по оценке специалистов, Россия лидирует среди стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний, из них около 60 тыс. - российские ( за пределами России). Существуют в Российской Федерации и свои оффшорные зоны. К ним, с определёнными оговорками, можно отнести Республику Калмыкия и зону благоприятствования «Ингушетия».

Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для  внешних инвесторов был введён в 1994 г., когда в республике была снижена  региональная ставка налога на прибыль до 5%. Принятый в 1995 г. Народным хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков», составлен в классических традициях оффшорных зон. Согласно новому закону, компании, не использующие сырьевые и природные ресурсы Калмыкии, освобождаются от уплаты:

-налога  на прибыль, зачисляемого в  бюджет Калмыкии и местные  бюджеты

-сбора  на нужды образовательных учреждений

-налога  на содержание жилищного фонда  и объектов социально-культурной  сферы

-налога  на владельцев транспортных средств

-налога  на приобретение транспортных  средств.

Компании, желающие получить право на льготы, должны платить ежегодно регистрационный сбор в размере 500 минимальных размеров оплаты труда равномерными частями ежеквартально.

В Калмыкии сняты запреты на использование оффшорными компаниями финансовых ресурсов республики. Обязательное условие для такой оффшорной компании - необходимость иметь в составе директоров хотя бы одного постоянного жителя Калмыкии или одну калмыцкую компанию.

Зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия» образована в 1994г. постановлением Правительства РФ №740 от 19 июля 1994 г., в котором предусмотрены следующие основные принципы функционирования зоны:

-денежный резерв для  снижения региональных налогов  создаётся за счёт бюджетной ссуды в этом размере

-местным властям предоставлено  право самостоятельно определить  порядок регистрации предприятий и уполномоченные банки на их расчётно-кассовое обслуживание.

Льготами по региональным налогам могут пользоваться не только нерезиденты, но и местные предприятия.

Важная особенность  ЗЭБ «Ингушетия» в том, что  федеральная бюджетная ссуда предоставляется Финансовой корпорацией «БИН» - официальным агентом Правительства Республики Ингушетия, его главным откупщиком (агентом государства по сбору налогов и других обязательных платежей). В результате значительная часть бюджета Ингушетии фактически находится у Финансовой корпорации «БИН» в доверительном управлении, что порождает определённые политические риски и ведёт к угрозе дальнейшего стабильного существования ЗЭБ. Поэтому расчёт на долголетнее существование ЗЭБ «Ингушетия» представляется рискованным и делает её малопривлекательной для долгосрочных инвестиций.

Число российских фирм, регистрируемых в этой оффшорной зоне, быстро увеличивается: на начало 1996 г. их было 1018, в 1998 г. - уже более 5000.[13], 2005.

Несмотря на впечатляющий рост компаний, зарегистрированных в  зоне, её деятельность вызывает серьёзные нарекания у Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, которые считают, что оффшорная зона в Калмыкии зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и сферой деятельности теневого бизнеса.

3. Регулирование международного оффшорного бизнеса

Стремительный рост оффшорного бизнеса не мог оставить безучастным правительства развитых стран, из которых капитал стал эмигрировать в территории с более благоприятными условиями. Поэтому в этих странах стали применяться специальные «антиоффшорные» законы, призванные снизить отток капиталов, свести к минимуму преимущества ведения бизнеса через оффшорные зоны.

Лондонская  международная коференция предпринимателей «Offshore-2000» оказала существенное влияние на ход развития мировой  экономики. Участники конференции выразили озабоченность стремительным расширением оффшорных зон и происходящими там международными финансовыми махинациями, рассмотрели пути ограничения этих зон. В работе конференции приняли участие законодатели из большинства оффшорных территорий мира, представители ведущих территорий мира, представители ведущих банковских кругов, адвокатских контор, Евросоюза и Европейской Комиссии по финансовым преступлениям.

В последнее  время наблюдается весьма стойкая  тенденция к ужесточению метрополиями налогового и банковского законодательства в своих островных территориях (под давлением промышленно развитых стран).

Финансовые  махинации в оффшорных зонах  способны дестабилизировать мировую финансовую систему. Противостоять им предполагается путём ликвидации в этих юрисдикциях особого налогового режима, помогающего сохранять полную анонимность вкладчика, введения единой мировой системы связи между банками и инвестиционными компаниями. Единая компьютерная программа связи позволит автоматически выявлять подозрительные трансакции, блокировать их и доводить необходимую информацию до следственных органов.

Одно  из негативных проявлений глобализации - резкое усиление криминализации национальных экономик и международных хозяйственных отношений по линии «отмывания» капиталов незаконного происхождения. По разным оценкам, объём ежегодно легализуемых в мире «грязных» доходов достиг к концу минувшего столетия астрономических сумм 0,5-1,3 трлн долл.. [7] Критическое нарастание этих тревожных тенденций стимулировало противодействие им мирового сообщества, что выразилось, в частности, в создании специализированных международных организаций.

Так, в июле 2003 г. на парижском совещании «большой семёрки» была создана Специальная группа по борьбе с преступностью в финансовой сфере («Financial Action Task Force on Money Laundering» - FATF, в русской транскрипции - ФАТФ), нацеливаемая на всесторонний анализ результатов оперативных мероприятий по предотвращению использования банковской системы и финансовых учреждений для «отмывания» денег, на разработку модельных

Информация о работе Особенности и различия международных свободных экономических и оффшорных зон