Последние
десятилетия спектр услуг и налоговых преимуществ Либерии
постоянно расширялся, и страна вошла
в число ведущих многоцелевых оффшорных
центров. Помимо регистрации судов, оффшорные
компании Либерии широко используются
для международного управления активами,
налогового планирования для физических
лиц, а также в схемах международной торговли.
Расширению
сфер деятельности способствовали различные
льготы, действующие в зоне.
В соответствии с налоговым законодательством
Либерии зарегистрированные в стране
корпорации не подлежат обложению подоходным
налогом при одновременном соблюдении
двух условий:
-
если не менее 75% уставного
капитала прямо или косвенно
принадлежат нерезидентам.
-
Если доход корпорации получен
из источников за пределами
Либерии.
Кроме
того, для компаний-нерезидентов отсутствует
необходимость раскрытия
имён реальных владельцев, акционеров,
директоров, не требуется предоставление
ежегодных отчётов о деятельности компании,
для оффшорных компаний нет необходимости
иметь зарегистрированный офис в стране.
Дополнительную
привлекательность Либерии придают
такие факторы, как отсутствие каких-либо
валютных ограничений на деятельность
нерезидентов, жёсткие требования к сохранению
конфиденциальности, хождение американского
доллара наравне с либерийским.
Ежегодно
в оффшорном центре регистрируются
10-12 тыс. компаний,
а всего в регистр зоны внесено около 337
тыс. компаний. [5]
Другим
оффшорным центром, созданном относительно
недавно, но имеющим значительный потенциал
роста, является Республика Маврикий.
Это островное государство, расположенное
на пересечении торговых
путей, связывающих Европу, страны Африки
и Юго-Восточной Азии, а также Индию, стало
выполнять функции оффшорного центра
с 1992 г. Экономическое положение в стране
довольно благополучное. Маврикий придерживается
преимущественно рыночных методов хозяйствования,
на острове развита банковская система,
а также финансовая сфера. По уровню технологической
оснащённости телекоммуникационными
сетями и доступу в Интернет, способствующих
развитию финансовых услуг, Маврикий занимает
одно из первых мест среди стран Африки
и Южной Азии.
Базовым
нормативным актом для формирования
оффшора на острове стал принятый
в 1992 г. Закон об оффшорной деятельности
на Маврикии, тогда же был учреждён
правительственный орган - Управление
по деловой активности в маврикийском
оффшоре. Им была разработана система
законодательных актов, регулирующих
деятельность оффшорных компаний и банков,
благодаря чему Маврикий по уровню развития
данного законодательства можно сравнить
с такими признанными оффшорными центрами,
как Мальта и Багамы.
На
Маврикии регистрируются различные типы
компаний, но главными среди них являются
международные компании, для которых предусмотрены
более льготные условия, чем для прочих
компаний. Международную компанию можно
зарегистрировать в течение одного рабочего
дня, однако для неё обязательно наличие
зарегистрированного на острове офиса
с почтовым адресом.
В
2000 г. появилось существенное новшество
в корпоративном законодательстве Маврикия:
вступил в силу Закон о «сотовых» компаниях,
своеобразие которых заключается в том,
что их уставных капитал разделён на доли,
т.е. «соты», каждая из которых защищена
от возможных требований кредиторов к
другим сегментированным долям капитала.
Поэтому риски банкротств и ответственности
в таких компаниях сильно разграничены,
их активы не смешиваются, и директора
«сотовой» компании обязаны вести дела
каждой ячейки отдельно.
Другая
сфера деятельности оффшорного центра
- регистрация судоходных компаний
в маврикийском открытом судовом регистре.
На Маврикии оффшорные судоходные компании
свободны от валютного контроля в портах
приписки их судов. Зарегистрированные
в республике нерезидентные судоходные
компании освобождаются от всех местных
налогов, если они получают доходов от
фрахта за пределами страны регистрации.
Вместо этого они платят умеренные регистрационный
и годовой сборы в зависимости от водоизмещения
и назначения судов. Регистрируемые судна
должны быть не старше 15 лет и соответствовать
квалификации, утверждённой директором
по судоходству. Временная регистрация
производится на срок 6 месяцев, постоянная
- на год с последующим продлением.
В
оффшорном центре осуществляется также
страховая деятельность. Оффшорные
страховые компании могут быть учреждены
как самостоятельные организации
в соответствии с Законом о компаниях
1984 г. или как филиалы других компаний.
Регистрационный взнос составляет 500 долл.,
а ежегодная пошлина - 1, 5 тыс. долл. [2]
Отличительной
особенностью оффшорного центра Маврикий
является его преимущественная ориентация
на создание инвестиционных фондов для
работы с индийскими акциями и
прочими ценными бумагами
Индии. По оценкам, через Маврикий в Индию
ежегодно инвестируется (в основном странами
Юго-Восточной Азии) несколько миллиардов
долларов, что составляет значительную
долю прямых зарубежных инвестиций в эту
страну. Таким образом, островное государство
Маврикий играет значительную роль в капиталовложениях
в экономику Индии.
В
последнее время Маврикий стремится
диверсифицировать направленность финансовых
потоков в целях ослабления их ориентации
на индийский рынок и расширения связей
с рынками африканских стран, а также стран
Ближнего и Среднего Востока. Основные
инвестиционные фонды проявляют большую
заинтересованность в выходе на рынки
стран Персидского залива. А также Пакистана
и Бангладеш.
Конкурентоспособность
оффшорного центра возрастает в связи с низкой
платой за предоставление услуг по регистрации
и содержанию компаний. Так, стоимость
регистрации компании, включая оплату
за первый год, составляет 1990 долл., ежегодная
плата за освобождение от налогов со второго
года - 150 долл., сроки регистрации компании
- до 7 дней. [2] Стоимость предоставляемых
оффшорных услуг на Маврикии значительно
ниже, чем в известных европейских юрисдикциях
- на островах Мэн и Кипр. По количеству
оффшорных компаний Маврикий входит в
десятку оффшорных центров в развивающемся
мире.
Оффшорный
бизнес - важнейшая часть экономической
системы Маврикия. Он влияет
на показатели экономического роста страны.
В конце 1990-х гг. доля оффшорного сектора
в ВВП Маврикия составляла 24%. [2] Можно
сказать, что, развивая оффшорный бизнес,
это малое островное государство нашло
свою нишу в мировой экономике, обеспечивающую
ему стабильные доходы.
2.5 Оффшорные
зоны в Российской Федерации
Активное включение
России в международный оффшорный бизнес
началось в начале 90-х гг. Либерализация
внешнеэкономических связей, высокий
уровень налогообложения, отсутствие
действенного валютного контроля способствовали
созданию широкой сети российских оффшорных
компаний за рубежом, а также учреждению
собственных оффшорных зон. В настоящее
время, по оценке специалистов, Россия
лидирует среди стран мира по количеству
регистрируемых оффшорных компаний, из
них около 60 тыс. - российские ( за пределами
России). Существуют в Российской Федерации
и свои оффшорные зоны. К ним, с определёнными
оговорками, можно отнести Республику
Калмыкия и зону благоприятствования
«Ингушетия».
Благоприятный
налоговый режим в Калмыкии для
внешних инвесторов был введён в
1994 г., когда в республике была снижена
региональная ставка налога на прибыль
до 5%. Принятый в 1995 г. Народным хуралом
Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых
льгот отдельной категории плательщиков»,
составлен в классических традициях оффшорных
зон. Согласно новому закону, компании,
не использующие сырьевые и природные
ресурсы Калмыкии, освобождаются от уплаты:
-налога
на прибыль, зачисляемого в
бюджет Калмыкии и местные
бюджеты
-сбора
на нужды образовательных учреждений
-налога
на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной
сферы
-налога
на владельцев транспортных средств
-налога
на приобретение транспортных
средств.
Компании,
желающие получить право на льготы,
должны платить ежегодно регистрационный
сбор в размере 500 минимальных размеров
оплаты труда равномерными частями ежеквартально.
В Калмыкии сняты запреты на использование оффшорными
компаниями финансовых ресурсов республики.
Обязательное условие для такой оффшорной
компании - необходимость иметь в составе
директоров хотя бы одного постоянного
жителя Калмыкии или одну калмыцкую компанию.
Зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия»
образована в 1994г. постановлением Правительства
РФ №740 от 19 июля 1994 г., в котором предусмотрены
следующие основные принципы функционирования
зоны:
-денежный резерв для
снижения региональных налогов
создаётся за счёт бюджетной ссуды в этом размере
-местным властям предоставлено
право самостоятельно определить
порядок регистрации предприятий и уполномоченные
банки на их расчётно-кассовое обслуживание.
Льготами по региональным
налогам могут пользоваться не только нерезиденты, но и местные предприятия.
Важная особенность
ЗЭБ «Ингушетия» в том, что
федеральная бюджетная ссуда предоставляется Финансовой
корпорацией «БИН» - официальным агентом
Правительства Республики Ингушетия,
его главным откупщиком (агентом государства
по сбору налогов и других обязательных
платежей). В результате значительная
часть бюджета Ингушетии фактически находится
у Финансовой корпорации «БИН» в доверительном
управлении, что порождает определённые
политические риски и ведёт к угрозе дальнейшего
стабильного существования ЗЭБ. Поэтому
расчёт на долголетнее существование
ЗЭБ «Ингушетия» представляется рискованным
и делает её малопривлекательной для долгосрочных
инвестиций.
Число российских фирм, регистрируемых
в этой оффшорной зоне, быстро увеличивается: на начало 1996 г. их было 1018,
в 1998 г. - уже более 5000.[13], 2005.
Несмотря на впечатляющий
рост компаний, зарегистрированных в
зоне, её деятельность вызывает серьёзные нарекания у Министерства
финансов РФ и Министерства РФ по налогам
и сборам, которые считают, что оффшорная
зона в Калмыкии зачастую являются местом
отмывания «грязных денег» и сферой деятельности
теневого бизнеса.
3. Регулирование международного
оффшорного бизнеса
Стремительный
рост оффшорного бизнеса не мог оставить
безучастным правительства
развитых стран, из которых капитал стал
эмигрировать в территории с более благоприятными
условиями. Поэтому в этих странах стали
применяться специальные «антиоффшорные»
законы, призванные снизить отток капиталов,
свести к минимуму преимущества ведения
бизнеса через оффшорные зоны.
Лондонская
международная коференция предпринимателей
«Offshore-2000» оказала существенное
влияние на ход развития мировой
экономики. Участники конференции
выразили озабоченность стремительным
расширением оффшорных зон и происходящими
там международными финансовыми махинациями,
рассмотрели пути ограничения этих зон.
В работе конференции приняли участие
законодатели из большинства оффшорных
территорий мира, представители ведущих
территорий мира, представители ведущих
банковских кругов, адвокатских контор,
Евросоюза и Европейской Комиссии по финансовым
преступлениям.
В последнее
время наблюдается весьма стойкая
тенденция к ужесточению метрополиями
налогового и банковского законодательства
в своих островных территориях (под давлением
промышленно развитых стран).
Финансовые
махинации в оффшорных зонах
способны дестабилизировать мировую финансовую
систему. Противостоять им предполагается
путём ликвидации в этих юрисдикциях особого
налогового режима, помогающего сохранять
полную анонимность вкладчика, введения
единой мировой системы связи между банками
и инвестиционными компаниями. Единая
компьютерная программа связи позволит
автоматически выявлять подозрительные
трансакции, блокировать их и доводить
необходимую информацию до следственных
органов.
Одно
из негативных проявлений глобализации
- резкое усиление криминализации национальных
экономик и международных хозяйственных
отношений по линии «отмывания» капиталов
незаконного происхождения. По разным
оценкам, объём ежегодно легализуемых
в мире «грязных» доходов достиг к концу
минувшего столетия астрономических сумм
0,5-1,3 трлн долл.. [7] Критическое нарастание
этих тревожных тенденций стимулировало
противодействие им мирового сообщества,
что выразилось, в частности, в создании
специализированных международных организаций.
Так,
в июле 2003 г. на парижском
совещании «большой семёрки» была создана
Специальная группа по борьбе с преступностью
в финансовой сфере («Financial Action Task Force on
Money Laundering» - FATF, в русской транскрипции
- ФАТФ), нацеливаемая на всесторонний
анализ результатов оперативных мероприятий
по предотвращению использования банковской
системы и финансовых учреждений для «отмывания»
денег, на разработку модельных