Особенности и различия международных свободных экономических и оффшорных зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, во-первых, определение основных понятий, таких как, «свободные экономические зоны», «оффшорная юрисдикция», «оффшорная зона» и т.д., без правильной трактовки которых невозможно повествование; во-вторых, характеристика основных оффшорных зон по четырём регионам мира: Европа, Азия, Латинская Америка и Африка, а также характеристика оффшорных центров, расположенных на территории Российской Федерации; и, наконец, в-третьих, охарактеризовать деятельность развитых стран по регулированию международного оффшорного бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия и категории свободных экономических зон
2. Характеристика свободных экономических и оффшорных зон по регионам мира
2.1. Оффшорные зоны в Европе 10
2.2. Оффшорные зоны в Азии 16
2.3. Оффшорные зоны в Латинской Америке 19
2.4. Оффшорные зоны в Африке 23
2.5. Оффшорные зоны в Российской Федерации 27
3. Регулирование международных свободных экономических и оффшорных зон
Заключение 36
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Оффшорные зоны.tmp.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

(«эталонных»)  законодательных актов и превентивных мер в этой области, а также на повышение уровня координации соответствующих совместных усилий стран-участниц.

ФАТФ  координирует свою работу с ООН, которая  в последние годы непосредственно включилась в борьбу с легализацией «грязных» денег. Так, в июне 1998 г. на 20-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой борьбе с преступностью в финансовой сфере и противодействию обороту наркотиков на мировой арене, был одобрен План действий против отмывания денег («Action Plan against Money Laundering»).

В соответствии с этим решением в декабре 2005 г. в виде специальной брошюры был выпущен документ «Глобальная программа ООН против отмывания денег» United Nations Global Program against Money Laundering (GPML).-New York:UN, 1998., где даны развёрнутые правовые определения и характеристики ряда преступлений в финансовой сфере. В преамбуле подчёркивается, что пресечение «отмывания» денег должно строиться на общей для всех государств мира концептуальной основе.

Специалисты ООН считают ключевым моментом выявления операций по «отмыванию» денег анализ этапа врастания преступных капиталов в кредитно-финансовую сферу, предлагая сосредоточить основное внимание на отслеживании именно стадии интегрирования «грязных» денег в национальные и мировую финансовые системы.

Именно  так был поставлен вопрос, в  частности, на состоявшемся в декабре 2000 г в Палермо саммите ООН по проблемам борьбы с организованной транснациональной преступностью, в работе которого приняли участие делегации более 140 стран. Саммит принял Конвенцию ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Одна из целей Конвенции - урегулирование вопросов конфискации собственности, добытой преступным путём, и отмены «банковской тайны», если вклад или финансовая операция связаны с «отмыванием грязных капиталов».

На  международном уровне борьба с отмыванием денег ведётся также в рамках созданных по подобию ФАТФ региональных организаций. Это, в частности, Азиатско-Тихоокеанская группа ( APG), Группа стран Карибского бассейна ( CFATE), Группа стран южной и Восточной Африки ( ESAAMLG) и Комитет экспертов Совета Европейского сообщества по оценке мер противодействия отмыванию денег ( PC-R-EV). Группа экспертов по вопросам отмывания денег Межамериканской комиссии по контролю за злоупотреблением использования наркотических веществ (CICAD) отслеживает введение Плана действий по борьбе с отмыванием денег, принятого на встрече министров стран Западного полушария в Буэнос-Айресе в 1995 г.

Особое  место в системе соответствующих  международных организаций занимает «Интерпол» - мощная и авторитетная международная организация, которая прилагает в борьбе с «отмыванием» денег значительные усилия, занимаясь расследованием разнообразных международных экономических преступлений, а также собирая и анализируя информацию о совершаемых в различных странах наиболее серьёзных махинациях. Сотрудничество так называемых финансовых разведок ( т.е. национальных органов по борьбе с «отмыванием» денег) ведётся в рамках Группы «Эгмонт» ( Egmont Group), созданной в 1995 г.

Среди других в большей или меньшей  мере влиятельных международных организаций рассматриваемого профиля следует отметить:

1)Организацию  стран ЕС по борьбе с коммерческой  преступностью (Commonwealth Commercial Crime Unit - CCCU), объединяющую 49 государств и обеспечивающую их необходимой информацией о международного характера правонарушениях в области экономики.

2)Оффшорную  группу по банковскому контролю ( «Offshore Group of Banking Supervisors»), организующую  сотрудничество в борьбе с  «отмыванием денег» в международных оффшорных центрах и в свободных экономических зонах.

3)«Бернский  клуб», включающий представителей  правоохранительных органов ряда  западноевропейских государств ( основное направление работы - обеспечение эффективного обмена информацией между участниками).

4)Международную  организацию контроля в сфере  обращения ценных бумаг («International Organization of Securities Commissions» - IOSC), объединяющую представителей органов, контролирующих рынки ценных бумаг (136 членов из более чем 70 стран).

5) Международное морское бюро («International Maritime Bureau» - IMB), противодействующее экономическим преступлениям на морском транспорте, прежде всего контрабанде, в том числе валюты.

6)Службу  по обеспечению безопасности  бизнеса при Международной торговой  палате («Business Security Services of the International Chamber of Commerce»), занимающуюся борьбой с различными видами преступлений в области международной торговли и банковских счетов.

7) Международную  ассоциацию следователей по борьбе  с подделками кредитных документов (IACCY).

8) Международную  ассоциацию профессиональных офицеров  безопасности банков (IAPSO). Деятельность перечисленных организаций обеспечила формирование довольно обширной нормативной базы, регламентирующей международное взаимодействие по рассматриваемым вопросам.

Действительно масштабная борьба с «отмыванием» денег  началась лишь после терактов 11 сентября 2001 года, когда власти США всерьёз  решили лишить международный терроризм финансовой подпитки. Уже 25 октября 2001 года казначейство США начало масштабную операцию «Зелёный поход» (Operation Green Quest). В течении четырёх месяцев американцам удалось изъять более 10 млн $ наличными и на 4,3 млн $ ценных бумаг. Параллельно американская дипломатия начала активно давить на страны и территории, известные оффшорными традициями и непрозрачной банковской системой. [8]

Что касается отношений этих организаций  к России, то оно определяется, прежде всего, критически высокой долей «теневой экономики» и беспрецедентным незаконным вывозом из нашей страны капитала, широкомасштабным использованием для сокрытия прибыли и ухода от налогов оффшорных схем. Отсюда и включение России в ежегодно составляемый ФАТФ «чёрный список» стран, «не проводящих целенаправленных мер по предотвращению отмывания преступных капиталов». ФАТФ рекомендовала международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами, а также заявила о возможном рассмотрении вопроса о применении к России финансовых санкций. Пересмотр отношения этой и других международных организаций к нашей стране, очевидно, зависит от эффективности действий российских властей по «высветлению» экономики и пресечению утечки капитала. Соответствующие концептуально-программные наработки имеются, и их востребование - проблема проявления политической воли.

                                         Заключение

В настоящее  время оценка деятельности оффшорных  зон, их места и роли в мировой  экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает и сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения). С одной стороны, в их создании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег.

Проблемы  создания и функционирования оффшорных зон, безусловно, актуальны и для современной России. Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия и Ингушетия. Россия продолжает нести потери в результате нелегального бегства капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений по оффшорным операциям на российском рынке и за рубежом. От других юрисдикций Россию отличает низкая эффективность защитных антиоффшорных мер. В этом смысле Россия по-прежнему остаётся пассивным объектом мирового оффшорного бизнеса.

Чтобы стать активным субъектом оффшорного бизнеса, Россия должна обеспечить активное сальдо оффшорных операций, а для  этого ей необходимо, с одной стороны, снижать свои потери от операций космополитического капитала на российском рынке с тем, чтобы остановить бегство капитала за границу, и, с другой стороны, привлекать космополитический капитал российского и нероссийского происхождения в оффшорные центры на своей собственной территории, а также вернуть хотя бы часть летучего российского капитала домой. Всех проблем платёжного баланса и доходной части государственного бюджета России открытие российских оффшорных центров не решит, однако в случае успешной работы они способны компенсировать часть потерь России.

          

            Список использованных источников

1) Воронина А.М. Эволюция оффшорного бизнеса // Финансы и кредит. - 2008. - №13. - С.42-47

2) Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3) Калушин С.А. Практика использования оффшорных зон российскими организациями//Менеджмент.- 2009.- №10-С.24-32.

4) Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. -М.:Финансы, ЮНИТИ, 2008.

5) Климовец О.В.Международный оффшорный бизнес. -Ростов-на-Дону:Феникс, 2010.

6) Макаров В.В., Макарова Ю.С. Организация оффшорного предпринимательства в условиях глобализации экономики. -СПб., 2011.

7) Международные экономические отношения: Учебник/Под ред. Б.М. Смитиенко. -М.:ИНФРА-М, 2007.

8) Новиков К. Борьба с легальным исходом//Коммерсантъ-Деньги-2009.- №2-С.65-72.

9) «О Центре международного бизнеса “Ингушетия”». Федеральный закон Российской Федерации №16-ФЗ от 30 января 1996 г.//Электронно-справочная система «КонсультантПлюс».

10) Савин В.А.-Нужны ли России свободные экономические зоны? -М.:Мировая экономика и международные отношения, 2008.

11) Троценко А., Карманова Б. Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. -М.:НПК ВЕСТА, 2006.

12) Халдин  М.А. Мировой опыт оффшорного  бизнеса. -М.: Международные отношения, 2010

13) Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе.-М.: Международные отношения, 2009.

14) Euromoney, April 2004, p.1973

15) Financial stability forum. Report of the working group on offshore centures.-2000. - Apr.5

16) Hampton M.P. The Offshore Interface. Tax Heavens in the Global Economy.-L., 2006.

17) Shore to shore. - L., 2005.-Spring.

18) The Offshore Institute Membership Directory and Analysis 2005. - L.,2005.

19) United Nations Global Program against Money Laundering (GPML).-New York:UN, 2008.

20) http://www.karliki.ru

21) http://www.offshore.su/index.php?action-showcat&catid=11

22) http://www.taxcons.com

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности и различия международных свободных экономических и оффшорных зон