Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:10, курсовая работа
Протяженность российско-китайской границы составляет 4300 километров. Столь же огромный путь прошли за последние двадцать лет российско-китайские отношения. Опираясь на пять принципов мирного сосуществования (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование), на базе которых Китай развивал дипломатические, экономические и культурные отношения с Россией.
Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Сущность Шанхайской Организации Сотрудничества
1.1 История создания ШОС………………………………………………………..4
1.2 Структура ШОС……………………………………………………………..….4
Глава 2Анализ основных направлений экономического сотрудничества
2.1 Анализ по Китаю……………………………………………………………….7
2.1.1 Нефтегазовый сектор……………………………………………………….7
2.1.2 Энергетический сектор……………………………………………………..8
2.2 Анализ по России……………………………………………………………...10
2.2.1 Нефтегазовый сектор………………………………………………………10
2.2.2 Энергетический сектор…………………………………………………….11
Глава3 Перспективы и проблемы развития экономического сотрудничества
3.1 Проблемы……………….……………………………………………………...15
3.2 Перспективы…………………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………………………...20
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Институт международных образовательных программ
Кафедра международных отношений
Курсовая работа
По предмету «Международные интеграционные процессы и международные экономические отношения »
Особенности экономической политики России и Китая в ШОС.
Выполнил:
Студент гр.3143/3
Е.А. Травина
Проверил:
В.П. Тростинская, доц.,
кандидат экономических наук
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Сущность Шанхайской Организации Сотрудничества
1.1 История создания ШОС………………………………………………………..4
1.2 Структура
ШОС……………………………………………………………..….
Глава 2Анализ основных направлений экономического сотрудничества
2.1 Анализ по
Китаю……………………………………………………………….
2.1.1 Нефтегазовый сектор……………………………………………………….7
2.1.2 Энергетический сектор……………………………………………………..8
2.2 Анализ по
России…………………………………………………………….
2.2.1 Нефтегазовый сектор………………………………………………………10
2.2.2 Энергетический сектор…………………………………………………….11
Глава3 Перспективы и проблемы развития экономического сотрудничества
3.1 Проблемы……………….………………………………………
3.2 Перспективы…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Протяженность российско-китайской границы составляет 4300 километров. Столь же огромный путь прошли за последние двадцать лет российско-китайские отношения. Опираясь на пять принципов мирного сосуществования (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование), на базе которых Китай развивал дипломатические, экономические и культурные отношения с Россией.
Основой таких новых межгосударственных отношений является принцип «неприсоединения, неконфронтации и ненаправленности против третьих стран и стратегического взаимодействия по важнейшим международным, региональным и двусторонним вопросам». В ходе создания таких новых государственных отношений усилиями обеих стран был решен ряд актуальных вопросов. В данной курсовой работе я бы хотела рассмотреть экономический аспект, а конкретно особенности экономической политики Китая и России в ШОС.
Актуальность данной темы состоит в том, что ШОС существует в настоящее время и влияет на экономическую, политическую, социальную и другие политику, что позволяет нам следить за развитием нашей страны. К тому же на данный момент уже трудно усомниться в том, что процесс укрепления позиций ШОС является перманентным. Можно с уверенностью говорить как о политическом развитии союза государств этой организации, так и об устойчивом росте ее экономического потенциала.
Данная курсовая работа состоит и 3 глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается сущность ШОС, предыстория организации, а также ее структура. Во второй главе проводится анализ направлений экономического сотрудничества стран в рамках, а в частности анализ по Китаю и анализ по России. В третьей главе идет обзор проблем и перспектив экономического сотрудничества.
В данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
И цель:
Изучить особенности экономической политики.
Глава 1. Сущность Шанхайской Организации Сотрудничества
1.1 Предыстория ШОС
Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е годы XX века, когда СССР и КНР вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и государств Центральной Азии. После того как КНР разрешил территориальные споры с соседними государствами СНГ (Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном), появилась возможность дальнейшего развития регионального сотрудничества.
В 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Последующие ежегодные саммиты участников «Шанхайской пятёрки» проходили в Москве в 1997 году, Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Киргизия) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году. Ко времени проведения бишкекского саммита началось создание постоянных механизмов сотрудничества: встреч министров и экспертных групп. Начала складываться новая международная организация. Появились национальные координаторы, назначаемые каждой страной ( Комиссина И. Н., Куртов А. А., ШОС. — С.252)
В 2001 году встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества или «Шанхайскую шестёрку».
Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму „Шанхайской пятёрки“».
1.2 Структура организации
Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы:
Совет глав государств (СГГ);
Совет глав правительств (СГП);
Совет министров иностранных дел (СМИД);
Совещания руководителей министерств и ведомств;
Совет национальных координаторов (СНК);
Региональная антитеррористическая структура (РАТС);
Секретариат — постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2010г. — представитель Киргизии М.С. Иманалиев).
Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год.
Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет ШОС, который формируется на основе принципа долевого участия, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год.
Совет министров иностранных дел (СМИД) рассматривает и решает вопросы текущей деятельности Организации, включая подготовку заседания СГГ, предпринимает меры по реализации решений Организации и проведению консультаций в рамках ШОС по международным проблемам. Председательство в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание СГГ.
Совещания руководителей министерств и/или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров, министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций, министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий.
Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. На него возложены: организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, участие в разработке и реализации документов всех органов в рамках Организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, который утверждается СГГ. Генеральный секретарь назначается из числа граждан государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. До 2006 года должность Генерального секретаря отсутствовала, вместо неё существовал институт исполнительного секретаря, который формально мог действовать только от имени Секретариата ШОС.
Совет национальных координаторов (СНК) осуществляет координацию и управление текущей деятельностью Организации, проводит необходимую подготовку заседаний СГГ, СГП и СМИД. СНК собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательство в СНК осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание СГГ. Председатель СНК по поручению председателя СМИД может представлять Организацию при осуществлении внешних контактов.
Региональная антитеррористическая структура (РАТС) — постоянно действующий орган ШОС со штаб-квартирой в Ташкенте, предназначенный для содействия координации и взаимодействию компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Он имеет статус юридического лица и право заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, открывать и вести банковские счета, возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах. Главные функции этого органа заключаются в координации усилий всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом — разработка предложений по борьбе с терроризмом, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета (постоянно действующий орган).
Решения в органах ШОС принимаются путем консенсуса. Порядок работы всех органов Шанхайской организации сотрудничества был окончательно разработан и принят в 2003 году, на Московском саммите. Основные структуры организации приступили к работе с января 2004 года, после чего данное объединение функционирует в качестве полноценной международной организации.
Глава 2 . Анализ основных направлений экономического сотрудничества
2.1Анализ по Китаю
Формирование Шанхайской Организации Сотрудничества дали китайским руководителям новую возможность для того, чтобы наряду с сотрудничеством в сфере обороны и безопасности продолжить дальнейшее расширение торгово-экономического сотрудничества.
Основной китайский интерес в ШОС – это экономика. В Китае всегда придавали большое значение экономическому сотрудничеству со странами Центральной Азии. Даже в литературных произведениях по экономической тематики можно найти призывы предоставлять больше помощи соседям и давать им возможность получать выгоду от роста Китая. Подчеркивается, что основой китайской политики в Центральной Азии является «принцип создания дружественного, мирного и процветающего окружения».
Участие Китая
в этой организации позволило
растущей экономике страны
2.1.1 Нефтегазовый сектор
Фактически быстрый экономический рост Китая в последние годы обусловил большой рост потребления энергии в стране. Например, потребление нефти в стране за период с 1995 по 2005 гг. выросло в два раза, достигнув 6,8 млн. баррелей в сутки. Рост потребления Китаем был настолько быстрым, что в 2003 году он обогнал Японию и занял второе место в мире по потреблению нефти. По данным МЭА, потребление нефти в Китае в 2009 г. достигло 4,1 млн. баррелей в сутки, а в 2010 г. составило 4,5 млн. баррелей в сутки ( Эконом. интересы в ШОС, Махмуд Вэйзи).
По некоторым оценкам, потребление нефти в Китае к 2020 г. достигнет 12 млн. баррелей в сутки, а к 2030 г. - 16 млн. баррелей в сутки, тогда как импорт нефти возрастет к 2020 г. до 7 млн. баррелей и к 2030 г. - 11 млн. баррелей в сутки. В течение двадцати ближайших лет темпы прироста потребления нефти в Китае составят таким образом около 4,5%, что в два раза превысит среднемировые и в четыре раза средние темпы прироста потребления нефти в развитых странах мира. Потребление природного газа в Китае в последние годы также быстро росло, что обусловило и рост импорта газа по трубопроводам. Увеличился и импорт сжиженного природного газа.
Обеспокоенность Китая в связи с поставками нефти из стран Среднего Востока схожа с обеспокоенностью США, которые также импортируют нефть из этого региона, и обеспокоенностью Европы из-за зависимости от поставок энергии из России. Общим моментом для всех трех примеров является зависимость от одного определенного региона. Фактически Китай в своей нефтяной дипломатии стремится действовать по трем направлениям:
Третье - Китай стремится установить двусторонние связи с производителями нефти, чтобы в меру возможности оградить себя от колебаний производства нефти. Четвертое - Китай предпринимает усилия для обеспечения поставок нефти для своих потребностей из стран Центральной Азии и России. Это имеет преимущество ввиду того, что поставки из этих стран осуществляются по наземным маршрутам, и в этой связи они остаются вне досягаемости США, которые контролируют морские пути .
Информация о работе Особенности экономической политики России и Китая в ШОС