Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:10, курсовая работа
Протяженность российско-китайской границы составляет 4300 километров. Столь же огромный путь прошли за последние двадцать лет российско-китайские отношения. Опираясь на пять принципов мирного сосуществования (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование), на базе которых Китай развивал дипломатические, экономические и культурные отношения с Россией.
Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Сущность Шанхайской Организации Сотрудничества
1.1 История создания ШОС………………………………………………………..4
1.2 Структура ШОС……………………………………………………………..….4
Глава 2Анализ основных направлений экономического сотрудничества
2.1 Анализ по Китаю……………………………………………………………….7
2.1.1 Нефтегазовый сектор……………………………………………………….7
2.1.2 Энергетический сектор……………………………………………………..8
2.2 Анализ по России……………………………………………………………...10
2.2.1 Нефтегазовый сектор………………………………………………………10
2.2.2 Энергетический сектор…………………………………………………….11
Глава3 Перспективы и проблемы развития экономического сотрудничества
3.1 Проблемы……………….……………………………………………………...15
3.2 Перспективы…………………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………………………...20
2.1.2 Энергетический сектор
Кроме того, в последние годы между Китаем и Россией сформировалось очень широкое сотрудничество в энергетической сфере. Сегодня Российская Федерация занимает пятое место среди крупнейших экспортеров энергии в Китай. Сотрудничество в области энергии является одним из важнейших направлений торгово-экономических связей двух стран. Интересы Китая и России в некоторых сферах как бы дополняют друг друга. Россия должна развивать свои восточные районы за счет развития энергетической сферы, а Китай стремится получить доступ к альтернативным источникам поставок нефти, которая в основном идет из стран Среднего Востока, несмотря на многочисленные кризисы в этих странах. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся разнообразные возможности и общую границу, поставки российской нефти в Китай по-прежнему осуществляются по железной дороге (Эконом. интересы в ШОС, Махмуд Вэйзи).
Кроме усилий в направлении обеспечения альтернативных источников для импорта, подобно тому, как Россия думает о развитии своих восточных районов, китайцы серьезным образом занимаются решением вопросов развития северо-западных районов страны, в частности, региона Синьцзяна. Фактически в результате совпадения интересов России в развитии восточных районов и интересов Китая в развитии северо-западных районов в декабре 2004 г. тогдашний премьер-министр России Михаил Фрадков подписал с китайским руководством договор о проектировании и строительстве нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. Вслед за этим российская компания «Транснефть» занялась проектом завершения к 2020 г. строительства нефтепровода Тайшет-бухта Перевозная. Затраты в этот проект оцениваются в 16 млрд. долларов. Нефтепровод предназначается для экспорта 80 млн. тонн российской нефти в страны Восточной Азии, из которых 30 млн. тонн планируется поставлять в Китай (Morozov, выпуск 05.2008). Кроме того, что Россия получит значительный доход за транзит российской нефти на рынки Восточной Азии, этот проект будет способствовать экономическому росту страны и развитию ее внутренних районов. Также, в соответствии с протоколом, подписанным между российской компанией «Транснефть» и Национальной нефтяной компанией Китая стороны ведут работу по проектированию и строительству нефтепровода до пункта Сковородино на границе с Китаем. Также российский банк Внешэкономбанк принял на себя обязательства по финансированию трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан.
С другой стороны, в 2006 г. был введен в эксплуатацию нефтепровод от Атасу в Казахстане до Алашанкоу в Китае. Протяженность этого нефтепровода составляет 962,2 км, проектная мощность - 20 млн. т в год. В перспективе этот нефтепровод может быть подсоединен к Каспийскому морю.
В рамках проекта стоимостью 16 млрд. фунтов 2 января 2011 г. была открыта первая очередь нефтепровода из Сибири в район Дацина на северо-западе Китая, по которому может перекачиваться свыше 15 млн. т нефти из России в Китай. В соответствии с проектом планируется к 2014 году завершить вторую очередь этого трубопровода протяженностью 4700 км.(Oil and gas News, January 2, 2011). Следует отметить, что этот трубопровод имеет особую важность в связи с внутренними проблемами Китая. Запад Китая по сравнению с его восточными районами менее развит с социально-экономической точки зрения. В долгосрочной перспективе это обстоятельство может привести к внутренней дестабилизации. Поэтому поставки нефти из Казахстана на запад Китая в Синьцзян может стать эффективной мерой в плане развития этого района. Для центрального правительства Китая Синьцзян имеет стратегическое значение. В этой связи китайское руководство намерено путем экономического развития этого района предотвратить беспорядки и нестабильность. Трубопровод из Казахстана в Китай наряду с другими многочисленными инфраструктурными проектами, предложенными странами Центральной Азии, находятся в русле стратегии Китая в отношении развития западных районов страны.
Перечисленные факты и соображения говорят о том, что весь комплекс целей и интересов в сфере политики, обороны, безопасности и экономики по поддержке китайским руководством Шанхайской Организации Сотрудничества оказался достаточно эффективным. Усиление регионализма и стремление к реализации идеи многополярного мира на политическом уровне, противостояние внутренним угрозам безопасности, особенно сепаратистским и экстремистским течениям в таких районах, как Синьцзян, создание механизма региональной безопасности в Центральной Азии на уровне военных структур и систем безопасности, расширение рынков потребления китайских товаров и обеспечение энергетической безопасности путем расширения импорта энергии из России и стран Центральной Азии и других экономических мероприятий считаются важнейшими целями и интересами Пекина, что сыграло решающую роль в сближении Китая с Российской Федерацией и, в конечном счете, в создании и совершенствовании Шанхайской Организации Сотрудничества.
2.2Анализ по России
В период после распада СССР и создания Российской Федерации и в переходный период в результате проведения неверной экономической политики правительства Ельцина показатели экономики страны существенно снизились, экономика пришла в очень плохое состояние. После изменения политики в конце периода пребывания Ельцина у власти и прихода правительства Путина официальная статистика свидетельствовала, что за период с 1998 по 2007 гг. в течение восьми лет экономика страны демонстрировала приемлемые темпы роста. Среднегодовые темпы прироста составили 6,7% , что говорит о значительных достижениях российской экономики, особенно после финансового кризиса 1998 года. В этот период важнейшую роль для спасения России из экономического спада времен переходного периода сыграли огромные доходы от нефти в результате значительного роста цены на нефть на мировых рынках. Так, например, в результате роста доходов от нефти золотой запас России вырос с 12 млрд. долларов в 1999 году до 315 млрд. долларов в 2006 году.Эта тенденция продолжилась, и в октябре 2010 года доходы России от нефти превысили 501 млрд. долларов, что свидетельствует о значительном росте валютных запасов страны ( Chinability, 2010) .
2.2.1. Нефтегазовый сектор
В процессе заметного роста экономики России Шанхайская Организация Сотрудничества постепенно перешла от сотрудничества в области безопасности к сотрудничеству в сфере экономики, в результате чего в области экономики появились новые перспективы в связи с развитием экономического сотрудничества в регионе. В ходе этого процесса Москва предприняла усилия для осуществления части своих целей и интересов за счет появившихся в этой связи потенциальных возможностей. При том, что экономическое сотрудничество России с другими странами-членами Шанхайской Организации Сотрудничества ведется по разным направлениям, вне сомнения, важнейшей сферой экономического сотрудничества России является энергия.
В настоящее время Россия третьим производителем и вторым крупнейшим в мире экспортером нефти и газа. По запасам нефти Россия находится на седьмом месте в мире, а по запасам газа - на первом месте. В этой связи стратегия России по отношению к Шанхайской Организации Сотрудничества строится на особой роли энергии. В принципе основные ресурсы энергии Евразии сконцентрированы в России. По данным Энергетического агентства США, доказанные запасы нефти этой страны на начало 2010 г. оценивались в 60 млрд. баррелей. При этом в 2009 году добыча нефти в России достигла 9,9 млн. баррелей в сутки, а экспорт нефти в этом году превысил 7 млн. баррелей в сутки. Кроме нефти Россия располагает крупнейшими в мире запасами газа, и находится на лидирующем месте среди производителей и экспортеров газа в мире. Эти факторы определяют высокий статус России на мировом энергетическом рынке. Запасы газа в России в 2010 г. оценивались в 1680 млрд. куб. футов, что составляет примерно 25% всех доказанных запасов газа в мире. В 2009 году добыча газа в России составила 19003 млн. куб. футов, и таким образом по этому показателю страна находилась на втором месте в мире после США, где производство газа составило 21 млрд. куб. футов (www.csef.ru).
2.2.2 Энергетический сектор
При наличии такого потенциала после распада Советского Союза в период пребывания Путина на посту президента появились первые изменения в энергетической политике России, которые были отражены в опубликованной 28 мая 2002 года «Энергетической стратегии России на период до 2020 года». Этот документ в скорректированном виде был утвержден российским правительством в мае 2003 года, и содержит изложение энергетической стратегии и ключевые цели России. Эта стратегия предусматривает цели и задачи энергетической политики страны по отношению к зарубежным государствам, включая необходимость укрепления позиций России на мировом рынке энергии путем доведения возможностей по экспорту энергии до максимального уровня, гарантирования равного доступа российских компаний к финансовым ресурсам, технологиям и зарубежным рынкам. Экспортная инфраструктура должна быть диверсифицирована, чтобы обеспечить экспорт по всем направлениям, а также обеспечить возможность использования энергии внутри страны. Исходя из изложенного, энергия рассматривается в качестве основного элемента российской дипломатии. Именно в таком контексте рассматривается и дипломатическая поддержка интересов российских энергетических компаний за рубежом, активного диалога со странами СНГ, Европейским экономическим сообществом, странами Северо-Восточной Азии, Евросоюзом, а также с США и другими странами и международными организациями (Асадикия, 1386, 56-60). Активное участие России в Шанхайской Организации Сотрудничества и выдвинутое Россией предложения о создании энергетического клуба ШОС говорит об особом взгляде кремлевских лидеров на роль и место энергии. Причины такого особого внимания можно кратко сформулировать следующим образом:
Доходы от продажи энергии играют жизненно важную роль в плане политического возрождения России и поднятия ее места в структуре международных отношений. Именно поэтому кремлевские политики не допускают в энергетическую сферу частный сектор, осуществляют жесткий государственный контроль над энергетическим сектором через такие крупные государственные компании, как «Газпром», «Роснефть» и «Транснефть» и таким образом обеспечивают строго политизированную стратегию в области энергии. Поэтому разработку и реализацию различных программ, включая идею создания энергетического клуба, следует расценивать как мероприятия в плане осуществления долгосрочной стратегии России в области энергии, чтобы гарантировать активное участие России и приток огромных доходов для восстановления потенциала и статуса России в мире.
1)Присутствие России в регионе Центральной Азии, который относится русскими к части знаменитого ближнего зарубежья. Фактически отсутствие долгосрочной программы в области энергии Центральной Азии, в которой было бы предусмотрено активное участие России, в последние годы являлось беспокоящим вопросом для кремлевского руководства. В этой связи русские утвердили документы под названием «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в Центральной Азии до 2020 года», а также «Концепция обеспечения национальных интересов России в Центральной Азии» . Эти документы предусматривают широкие мероприятия в области разведки, эксплуатации, создания инфраструктуры и трубопроводов и осуществление инвестиций в районе Центральной Азии. Идея создания энергетического клуба делает более надежной возможность такого присутствия в рамках региональной организации.
2)Острая
необходимость в модернизации
Восточных областей России. Ввиду
огромной протяженности
3)Это
обстоятельство, возможно, является
важнейшим в вопросе
В августе 2009 г. Москва официально сообщила стране-депозитарию договора, т.е. Португалии, о том, что готова выполнять договор временно и при определенном условии, что вошедший в силу 18 октября 1999 г. прилагаемый к нему протокол действовать не будет. Ясно, что ратификация и выполнение такого договора будет равносильно потере важнейшего рычага российской силы в отношении западных потребителей, и поэтому сегодняшнее поколение российских лидеров никогда на это не пойдет (по крайней мере, в краткосрочной перспективе).
Можно полагать, что Москва по-прежнему будет использовать этот рычаг для регулирования своих отношений с Европой. Поэтому русские в целях поддержания и сохранения своего более выгодного положения по сравнению с Европой начали скоординированное и всеохватывающее движение в целях создания единого энергетического блока, в частности, в газовой сфере. Еще до выдвижения предложения о создании энергетического клуба Путин, начиная с 2002 года, постоянно пытался продвинуть идею создания газового картеля между странами СНГ.
Нынешние условия совершенно очевидно предполагают, что Россия стремится укрепить свой газовый картель путем присоединения Туркмении, Казахстана и Узбекистана, имея в виду, что при этом они не смогут независимо добывать и продавать газ. Фактически Россия последовательно стремится взять на себя монопольную роль на рынках Азии и Европы (Blank, выпуск 4.2006).
Информация о работе Особенности экономической политики России и Китая в ШОС