Особенности экономической политики России и Китая в ШОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Протяженность российско-китайской границы составляет 4300 километров. Столь же огромный путь прошли за последние двадцать лет российско-китайские отношения. Опираясь на пять принципов мирного сосуществования (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование), на базе которых Китай развивал дипломатические, экономические и культурные отношения с Россией.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Сущность Шанхайской Организации Сотрудничества
1.1 История создания ШОС………………………………………………………..4
1.2 Структура ШОС……………………………………………………………..….4
Глава 2Анализ основных направлений экономического сотрудничества
2.1 Анализ по Китаю……………………………………………………………….7
2.1.1 Нефтегазовый сектор……………………………………………………….7
2.1.2 Энергетический сектор……………………………………………………..8
2.2 Анализ по России……………………………………………………………...10
2.2.1 Нефтегазовый сектор………………………………………………………10
2.2.2 Энергетический сектор…………………………………………………….11
Глава3 Перспективы и проблемы развития экономического сотрудничества
3.1 Проблемы……………….……………………………………………………...15
3.2 Перспективы…………………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

травина.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Изложенные соображения показывают, что в связи с созданием Шанхайской Организации Сотрудничества для обеих главных стран- основателей - России и Китая- важнейшим фактором был весь комплекс политических целей и интересов, вопросов обороны, безопасности и экономики, особенно в области энергии, что и определило поддержку этой организации со стороны лидеров указанных стран.

Усиление регионального подхода в рамках взгляда на Восток и стремление к осуществлению идеи многополярного мира и противодействия односторонней политике Вашингтона, противодействие угрозам безопасности внутри страны, и особенно сепаратистские и экстремистские движения в районах, приграничных Центральной Азии и Северному Кавказу, создание механизма региональной безопасности в Центральной Азии и противодействие угрозам безопасности со стороны западного мира, в частности, в области расширения НАТО на Восток, а также непосредственное военное присутствие США в Афганистане и в Центральной Азии с сфере обороны и безопасности, расширение экономических рынков и увеличение экспорта энергии в Китай и в Восточную Азию - все это входит в число важнейших общих целей и интересов, что сыграло важнейшую роль в сближении Российской Федерации и Китайской Народной Республики и в конечном счете в создании Шанхайской Организации Сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы и перспективы развития экономического сотрудничества

3.1 Проблемы

С учетом различий стран-участниц ШОС в регионе могут возникнуть две проблемы, связанные с экономическим сотрудничеством. Первая категория, по существу, связана с вопросами политической стабильности, политической воли государств к сотрудничеству, уровень доверия и т.д. Вторая проблема первоначально основывается на неравенстве в экономических структурах, доступа к ресурсам, неадекватности инфраструктуры и недостатке таких показателей, которые могли бы содействовать экономическому росту и облегчить экономическое сотрудничество.

Но я бы хотела не акцентировать внимание на проблемах, а внести конструктивные предложения по развитию экономического сотрудничества.

Далее следует перечисление мер, которые могут быть приняты для усиления экономического сотрудничества государств-членов в рамках ШОС. Но необходимо отметить, что предлагаемые меры не могут быть применены ко всем государствам-членам одновременно, так как проблемы сотрудничества изменяются в процессе их перехода из одного государства в другое. Они могут быть применены только в тех случаях, где это будет возможным.

1. Усиление безопасности  политической стабильности государств- членов. Внутренняя политическая  стабильность создает основу  для продвижения экономического  роста и прогресса. В свою очередь, экономическое развитие способствует  достижению большей безопасности и политической стабильности в том случае, когда уровень бедности и безработицы значительно снижен, а условия жизни людей улучшены..

2. Достижение  более высокого уровня доверия  в межгосударственных отношениях. Межгосударственные отношения членов-государств должны быть основаны на принципах взаимного доверия, равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Расширение экономического сотрудничества является, по существу, политическим решением. И такие решения не могут быть осуществлены в атмосфере недоверия или неполного доверия. Сильное региональное сотрудничество никогда не будет эффективным, пока население и его лидеры не увидят взаимную выгоду в объединении. Самостоятельные инициативы, связанные с экономическим сотрудничеством, не реализуют себя в полной мере до тех пор, пока неравномерное экономическое преимущество межрегиональных отношений не будет учтено лидерами, и все еще будет отсутствовать значимость взаимодействия в тех кругах, где принимаются такие решения.

3. Расширение  роли частного сектора. Частный сектор обычно более активен и прогрессивен с точки зрения продвижения бизнеса, чем государственные секторы. Формируя определенную среду, необходимо создать такие условия, которые будут содействовать присутствию частного сектора в пространстве деятельности ШОС. Структурные экономические реформы нужны некоторым членам-государствам для расширения базы частного сектора ( Фазул-ул-Рехман, Интересы и цели в рамках ШОС).

4. Выработка экономически  обоснованных решений в сотрудничестве. Существует необходимость в проведении глубинного исследования и анализа потенциальных областей сотрудничества в рамках организации.

5. Целесообразное  и эффективное использование  информационных технологий. В целях  улучшения и создания благоприятной  среды для экономического сотрудничества необходимо использовать информационное обеспечение с его огромным потенциалом. Создание коммерческой базы данных должно облегчить обработку потока коммерческой информации и способствовать установлению важных связей.

6. Процедура стандартизации. Надежная нормативно-правовая база защиты инвестиций, в особенности не нефтяных проектов и проектов развития, станет предпосылкой к усилению экономического сотрудничества.

7. Координирование  экономического курса для поддержания  экономического сотрудничества. Экономическая конкуренция должна содействовать развитию всех членов-государств. Адаптация малых и слабых экономик в рамках ШОС обеспечит общее долгосрочное процветание всего региона.

8.Сотрудничество  с другими региональными структурами, например с Центральноазиатским региональным экономическим сотрудничеством (CAREC), ОЭС, SAARC, СНГ и т.п., необходимо для того, чтобы создавать стандартные методы многостороннего взаимодействия. Большинство членов-государств также являются участниками одной (или более) из этих организаций. В случае совместимости механизмов сотрудничества в пределах этих субрегиональных структур такое сотрудничество будет выгодным и полезным для ШОС (Фазул-ул-Рехман, Интересы и цели в рамках ШОС).

В заключение я хотел бы акцентировать ваше внимание на следующем. Несмотря на то, что существует огромный потенциал многостороннего экономического сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества, он может быть реализован лишь путем эффективных и своевременных решений, предпринятых всеми членами – государствами ШОС. И принцип взаимной выгоды и общего роста должен быть стимулом независимо от величины и уровня развития государств. Все страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества должны ощутить свою значимую роль в этом процессе.

3.2 Перспективы

Экономическое сотрудничество признается странами – членами ШОС как важное и перспективное направление. О необходимости экономического сотрудничества стали говорить еще в 1998 г. Уже на первой встрече 14 сентября 2001 г. в Алматы был подписан Меморандум между правительствами государств – членов ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. В соответствии с меморандумом, запущен механизм регулярных встреч министров государств – членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность (первая состоялась еще в мае 2002 г. в Шанхае).

Важнейшим шагом на пути углубления экономического взаимодействия стало утверждение в сентябре 2003 г. на заседании Совета глав правительств (премьер-министров) государств – членов ШОС в Пекине Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В долгосрочной перспективе до 2020 г. программа рассчитана на создание наиболее благоприятных условий для торговли и инвестиций, максимального и эффективного использования региональных ресурсов и постепенного перехода к свободному перемещению товаров, капитала, услуг и технологий на пространстве ШОС. Среди приоритетных направлений сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, программа выделяет взаимодействие в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства. Таким образом, можно утверждать, что программа имеет серьезную социальную составляющую и, по сути, может быть заявлена как программа совместного развития стран региона в первой половине XXI в.

В марте 2004 г. в г. Москве и в мае того же года в г. Ташкенте прошли встречи экспертных групп шести стран по проработке плана мероприятий по реализации Программы, сформированы профильные группы по вопросам электронной торговли, таможенного дела, товарной инспекции и унификации стандартов, содействия инвестициям. Начиная с 28 мая 2004 г. стали регулярными совещания министров экономического развития и торговли государств – членов ШОС. В октябре 2002 г. в Пекине прошел первый Форум ШОС по инвестициям и развитию в сфере энергетики с участием как представителей государственных органов и коммерческих структур, так и транснациональных корпораций. Создан Деловой совет и Фонд развития ШОС для активного привлечения негосударственных секторов экономик государств – членов ШОС. В сентябре 2004 г. в Бишкеке был утвержден План мероприятий по реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, который содержит 127 пунктов. Только раздел сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса представлен 19-ю совместными темами разработки, а сфера транспорта содержит 20 тем, почти треть Плана мероприятий посвящена области образования, науки и технологий. Предусматривается механизм их реализации в соответствии с принципом поэтапности.

Все это наглядно демонстрирует, что перед Шанхайской организацией сотрудничества государства-участники ставят амбициозные задачи. Оптимизм для этого есть. В последние годы экономический рост во всех странах ШОС стабильно достигает 6–8%, а по прогнозам, данный темп удастся удержать в ближайшие 5–6 лет и не только в связи со стабильной хозяйственной динамикой Китая, ставшего вторым государством мира по объему ВВП, возрождением экономики России, активным прогрессом и достижениями в социально-экономической сфере Казахстана, продвижением экономики других центральноазиатских государств – членов ШОС. Серьезные выгоды сулит сотрудничество в топливно-энергетической и транспортной областях. Есть возможность при наличии организации совместной геологоразведочной деятельности осуществить разработку природных ресурсов Центральной Азии. Планируется реализовать проект нефтегазового характера по прокладке трубопровода из Центральной Азии в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая с коренной реконструкцией трубопроводной системы в Кыргызстане. «Проектом века» называют проект строительства трубопровода из России в Китай. Не случайно в связи с этим пристальное внимание американских партнеров к отношениям между государствами – членами ШОС.

Несомненно одно: за годы существования ШОС сделано немало и приведенные выше примеры – лишь незначительная часть большой работы в рамках организации. Надо приветствовать и поощрять любые дальнейшие шаги в направлении интеграции стран – членов Шанхайской организации, ведущие не только к улучшению экономической ситуации в наших странах, но и способствующие созданию прочной основы для сохранения стабильности и безопасности в данном регионе.

 

 

 

Заключение

Экономическое взаимодействие в рамках ШОС развивается достаточно высокими темпами. К последним результатам деятельности организации можно отнести создание Делового совета и Межбанковского объединения ШОС, работает научно-экспертный форум. Отрадным является факт выделения Китаем кредита в сумме 900 млн. долларов на решение задач развития ШОС, Россия также в рамках организации готова выделить еще 500 млн. долларов.

В экономическом плане интересы двух стран  совпадают, особенно в энергетической сфере, что сыграло важнейшую роль в процессе развития Шанхайской Организации Сотрудничества. Россия в качестве одного из крупнейших в мире производителей и экспортеров нефти и газа и Китай в качестве второго в мире крупнейшего потребителя энергии имеют общие взаимные интересы в развитии сотрудничества в области энергии, и Шанхайская Организация Сотрудничества стала одной из наиболее благоприятных форм реализации этих интересов. В целом опыт 14 лет существования Шанхайской Организации Сотрудничества свидетельствует о периферийной роли стран Центральной Азии, а также стран-наблюдателей в процессе видоизменения этой организации, и наоборот, главной причиной возникновения и развития этой организации следует считать совпадение интересов и глобальных политических, военно-оборонительных и экономических целей двух великих держав - России и Китая. Как представляется, пока эти интересы будут совпадать, будет продолжаться и процесс развития и расширения Шанхайской Организации Сотрудничества.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Монографии:

  1. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. — С.252

 

Научная литература:

  1. Асадикия, Бехназ , Россия - энергетическая сверхдержава. Научный журнал по вопросам энергии Евразии. Институт стратегических исследований, группа изучения внешней политики, 2000, №37
  2. Blank, Estephen (2006), "The Shanghai Cooperation Organization as an Energy Club", the Issue of the CACI Analyst
  3. Вахиди, Мусса Альреза , «Энергия как фактор расширения раскола между Россией и Евросоюзом», Исследования Центральной Азии и Кавказа, №56
  4. "Chinas Foreign Exchange Reserves, 1977-2010”, Chinability, 2010,

Доступно на сайте: http://www.chinability.com/Reserves.htm (проверена 17.04.13)

  1. Morozov, Yuri (2008), " Russia, the West and the SCO Countries in the Central Eurasia Energy Prospects", Central Asia and Caucasus Journal of Social and Political Studies, CA & CC Press, Publishing House, Sweden.
  2. Oil market Report (2010), " International Energy Agency (IEA)", Available at: Доступно на сайте: http://omrpublic.iea.org/ ( Проверена 10.03.13)

Информация о работе Особенности экономической политики России и Китая в ШОС