Особенности оплаты труда работников бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:20, реферат

Описание работы

В современной России слово «бюджетник» означает не просто принадлежность работника к определенной отрасли. Бюджетник-это характеристика стиля, а главное, уровня жизни. Образ бюджетника парадоксален. С одной стороны,- это, как правило, работник с высшим образованием, работающий в творческой и сложной сфере (образование, медицина, культура и др.), а с другой это тот, кто получает крайне низкую зарплату. Зарплата бюджетников из-за своего низкого уровня стала не только объектом горьких шуток, но и реальным мерилом этого уровня.

Содержание работы

Введение
I. Понятие заработной платы и ее структура в бюджетной сфере
Характеристика бюджетной сферы
Заработная плата как правовая категория
Характеристика оплаты труда работников бюджетной организации
II. Общие особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
Формы и системы оплаты труда в бюджетной сфере
Тарификация и установление разрядов оплаты труда рабочим и служащим в бюджетной сфере
Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам отраслей бюджетной сферы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ЭКОНОМИКА.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

I. Понятие  заработной платы и ее структура  в бюджетной сфере

    1. Характеристика бюджетной сферы
    2. Заработная плата как правовая категория
    3. Характеристика оплаты труда работников бюджетной организации

II. Общие  особенности оплаты труда работников  бюджетной сферы

    1.      Формы и системы оплаты труда в бюджетной сфере
    2.      Тарификация и установление разрядов оплаты труда рабочим и служащим в бюджетной сфере
    3.      Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам отраслей бюджетной сферы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной России слово «бюджетник»  означает не просто принадлежность работника  к определенной отрасли. Бюджетник-это  характеристика стиля, а главное, уровня жизни. Образ бюджетника парадоксален. С одной стороны,- это, как правило, работник с высшим образованием, работающий в творческой и сложной сфере (образование, медицина, культура и  др.), а с другой это тот, кто  получает крайне низкую зарплату. Зарплата бюджетников из-за своего низкого  уровня стала не только объектом горьких  шуток, но и реальным мерилом этого  уровня. Нищета бюджетного сектора  крайне негативно сказывается на жизни всего общества. Прежде всего, бюджетный сектор это очень многочисленный сектор. Там работает около четверти всех работников. И это значит, что  огромное количество работников, обладающих высокой квалификацией, живут в  условиях, граничащих с бедностью, либо просто в бедности. Во-вторых, какими бы ответственными не были наши учителя, медики, работники культуры, они  не могут сохранять качество своей  работы на должном уровне в условиях нужды. Там, где мало платят, люди не могут хорошо работать, хотя бы потому, что им приходиться без конца  искать дополнительные подработки и  работать сверх меры. Не может учитель, работающий, а 2,5 ставки, давать детям  необходимые внимание и знания у  него просто не хватит сил. В результате ухудшается ситуация в отрасли в  целом: образование становиться  хуже, медицинское обслуживание деградирует. А про культуру уже и говорить не приходиться музеи, библиотеки, театры зачастую влачат жалкое существование. От нищеты бюджетников страдают не только те, кто там работает, но и  все, кто пользуется их услугами большая  часть населения страны. [1; с.4]

На первом месте по важности среди  факторов, влияющих на эффективность  использования рабочей силы, стоит  система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому значение данной проблемы трудно переоценить.

 

 

 

I. Понятие заработной платы и  ее структура в бюджетной сфере

 

1.1 Характеристика бюджетной  сферы

 

К бюджетной сфере относятся  отрасли, финансирование организаций  и учреждений которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней - федерального, бюджетов субъектов и муниципальных образований.

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть занятых около 90 % приходится на основные отрасли этой сферы: в организациях образования занято 5,8 млн. человек, здравоохранения - 4,0 млн. человек, науки - 0,5 млн. человек, культуры и искусства - 0,57 млн. человек, социальной защиты населения - 0,5 млн. человек. [Электронный ресурс] Организации и учреждения, финансирование которых осуществляется из бюджетов всех уровней, имеются практически во всех отраслях экономики.

Важная особенность бюджетной  сферы состоит в том, что основная доля затрат по финансированию организаций  и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов и муниципальных  образований. В целом по бюджетной  сфере в 2008 году она составила  более трех четвертей (до 80%) всех затрат по оплате труда. Доля расходов федерального бюджета составила около четверти расходов на оплату труда. Это соотношение  различно по отраслям бюджетной сферы  и определяется социальным назначением  и характером услуг, которые организации  и учреждения этих отраслей предоставляют населению. В здравоохранении численность работников, занятых в организациях федерального уровня, составляет - 0,3 млн. человек, в образовании - 1,3 млн. человек, в культуре - 0,053 млн. человек, в науке - 0,25 млн. человек. Труд работников этих отраслей один из наиболее сложных видов деятельности, а большинство профессий требуют высокого уровня подготовки и наличия специального образования. Отрасли бюджетной сферы отличает высокая потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием. Сферой прямого и непосредственного воздействия государства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления является регулирование оплаты труд работников бюджетных организаций.

За последние два года уровень  оплаты труда работников в отраслях бюджетной сферы существенно  возрос. Средняя заработная плата  в образовании увеличилась на - 130 %, в здравоохранении - на 142 %, в  культуре и искусстве - на 133 %.

Несмотря на имевший место рост, уровень оплаты туда в бюджетной  сфере остается крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в текущем году составляет 23 процента от прожиточного минимума трудоспособного  населения, а средняя заработная плата работников культуры и искусства  превышает прожиточный минимум  лишь в 1,53 раза, работников образования - в 1,58, работников здравоохранения - в 1,68 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80% в дореформенный период снизилось до 50-52% в 2000-2001 годах и было самым низким за последние 30 лет. За семь месяцев текущего года это соотношение существенно улучшилось и составляет сейчас 69%, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза. Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы в первую очередь обусловлена экономическими причинами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что сама система оплаты труда в бюджетной сфере нуждается в совершенствовании.

 

 

1.2 Заработная плата как  правовая категория

 

Оплата труда - это доля труда  работников в общественном продукте, выраженная в денежной форме. Оплата труда представляет собой совокупность средств, выплаченных работникам, как  состоящим, так и не состоящим  в списочном составе предприятия, в денежной форме за отработанное время (выполненную работу), за неотработанное время, единовременные поощрительные  выплаты на жилье, питание, топливо, оплачиваемые в порядке, установленном  действующим законодательством.

Определение заработной платы, данное МОТ в Конвенции N 95 об охране заработной платы (ст.1), звучит следующим образом: "Заработная плата - это всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемый  в деньгах и устанавливаемый  соглашением или национальным законодательством, которое в силу письменного или  устного договора о найме предприниматель  уплачивает трудящемуся за труд".

Заработную плату можно рассматривать  в экономическом и в правовом смысле. Экономический аспект оплаты труда представляет собой превращенную форму стоимости рабочей силы, иначе говоря, цену. Но в условиях рыночной и нерыночной экономики  способы определения данной цены отличаются. Если господствует один собственник (в условиях нерыночной экономики),- он является единственным субъектом  нормирования заработной платы. В данном случае размер заработной платы большей частью зависит от усмотрения собственника средств производства, хотя и связан с качеством и результатами. [ 2; с.45]

При рыночной экономике формирование содержания категории "заработная плата" происходит непосредственно на рынке  труда при встрече двух собственников - собственника рабочей силы (способности  к труду) и собственника средств производства, необходимых для реализации способности к труду. Возникающие между данными субъектами отношения - это отношения трудового найма, представляющие собой предоставление гражданином своей рабочей силы в обмен на определенную денежную сумму и другие социальные и материальные блага. Величину этой денежной суммы определяет стоимость рабочей силы, существующая до начала определенного производственного процесса, а стоимость рабочей силы определяет объем обеспечивающих ее полноценное воспроизводство жизненных благ. Таким образом, заработная плата - это денежная форма стоимости рабочей силы, т.е. цена рабочей силы.

Также заработная плата каждого  работника зависит от его личного  трудового вклада и качества труда. В соответствии с ТК запрещается  какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, расы, национальности. Однако, на практике это соблюдается не всегда (например, труд женщины иногда оплачивается ниже, чем труд мужчины, при прочих равных условиях). [ 3; с.218]

Как правовая категория заработная плата раскрывает определенные права  и обязанности субъектов трудового  правоотношения по поводу оплаты труда - с этой стороны она является, в первую очередь, одним из условий  найма, которые определяются соглашением  между участниками трудового  правоотношения и в силу этого  обязательны для применения. Субъектами данных правоотношений являются: наниматель с одной стороны и наемный  работник с другой стороны.

Заработная плата, которая является оплатой за наемный труд, выступает  условием непосредственно договора трудового найма. Труд подлежит оплате именно как функция рабочей силы, следовательно, результат труда  имеет значение для определения  размера оплаты, но не права на оплату как такового. Поэтому право на оплату имеется и тогда, когда  работник не выполнил необходимую меру труда по причинам, не зависящим  от него.

Также необходимо отметить тот факт, что стороны трудового договора заранее определяют величину заработной платы в денежном выражении. Здесь  стороны действуют в собственных  интересах, но имеются определенные ограничения в законодательстве, договоре и т.п.

Правовое регулирование организации  заработной платы и нормирования труда регламентируются, в основном, положениями раздела VI "Оплата и  нормирование труда" ТК РФ. Положения  об оплате труда работников содержатся и в других разделах ТК РФ, например, в разделе XII "Особенности регулирования  труда отдельных категорий работников".

Раздел VI состоит из трех глав: глава 20 "Общие положения", глава 21 "Заработная плата" и глава 22 "Нормирование труда". В главе 20 приводятся основные понятия, используемые в главах 21 и 22 ТК РФ, а также основные государственные  гарантии по оплате труда работников.

При применении положений о заработной плате ТК РФ следует исходить из того обстоятельства, что приведенные  в нем нормы правового регулирования  оплаты труда базируются наряду с  Конституцией РФ также на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Поэтому в некоторых случаях (о  них будет сказано далее по тексту) полезно обращаться к международным  актам, содержащим общепризнанные принципы и нормы международного права, - Конвенциям и Рекомендациям Международной  организации труда (МОТ). [ 4; с. 44]

К общим положениям об оплате труда  относятся определения применяемых  в ТК РФ понятий:

Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем  выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми  актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Минимальная заработная плата (минимальный  размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

В величину минимального размера оплаты труда не включают доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты. Также не входят выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. [ 5; с. 206]

Тарифная ставка (оклад) - фиксированный  размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Тарификация работы - отнесение видов  труда к тарифным разрядам или  квалификационным категориям в зависимости  от сложности труда.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности  работ и квалификационных характеристик  работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифная система - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий.

К общим положениям относится также  перечень основных государственных  гарантий по оплате труда работников, приведенный в ст. 130 (текст ст. приводится в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ):

В систему основных государственных  гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (ст. 133 ТК РФ);

величина минимального размера  тарифной ставки (оклада) работников организаций  бюджетной сферы в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);

ограничение перечня оснований  и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения  доходов от заработной платы (ст. 137 и 138 ТК РФ);

ограничение оплаты труда в натуральной  форме (ст. 131 ТК РФ);

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения  деятельности работодателя и его  неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами (ст. 25 и 64 Гражданского кодекса РФ);

Информация о работе Особенности оплаты труда работников бюджетных учреждений