Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:20, реферат
В современной России слово «бюджетник» означает не просто принадлежность работника к определенной отрасли. Бюджетник-это характеристика стиля, а главное, уровня жизни. Образ бюджетника парадоксален. С одной стороны,- это, как правило, работник с высшим образованием, работающий в творческой и сложной сфере (образование, медицина, культура и др.), а с другой это тот, кто получает крайне низкую зарплату. Зарплата бюджетников из-за своего низкого уровня стала не только объектом горьких шуток, но и реальным мерилом этого уровня.
Введение
I. Понятие заработной платы и ее структура в бюджетной сфере
Характеристика бюджетной сферы
Заработная плата как правовая категория
Характеристика оплаты труда работников бюджетной организации
II. Общие особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
Формы и системы оплаты труда в бюджетной сфере
Тарификация и установление разрядов оплаты труда рабочим и служащим в бюджетной сфере
Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам отраслей бюджетной сферы
Заключение
Список использованной литературы
государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда (ст. 353, 354 ТК РФ);
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями (ст. 142, 236, 419 ТК РФ);
сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ).
Статьей 131 ТК РФ предусмотрено, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в иной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы.
Выплата заработной платы в виде
спиртных напитков, наркотических, токсических,
ядовитых и вредных веществ, оружия,
боеприпасов и других предметов,
в отношении которых
Как следует из текста ст. 131, оплата труда не в рублях может производиться в строго определенных случаях: в соответствии с коллективным договором или трудовым договором. Но и в этих случаях оплата не в рублях может производиться только по письменному заявлению работника. [ 6; с.197 ]
В статье 132 в качестве одного из общих положений об оплате труда изложены принципы, которыми обязан руководствоваться работодатель при организации заработной платы своих работников:
"Заработная плата каждого
работника зависит от его
1.3 Характеристика оплаты
труда работников бюджетной
В бюджетных организациях работники вступают в отношения найма с работодателями от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжении работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в соответствии с профилем деятельности организации. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли. [7; с. 124]
Размеры и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.
Оплата труда в бюджетной организации основывается на следующих единых принципах:
1) принцип обеспечения
2) принцип систематизации выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных;
3) принцип единого подхода по исчислению стажа работы;
4) принцип использования
5) принцип сохранения единого
порядка аттестации и
6) принцип тарификации работ и работников с учетом ЕТКС и ЕКС;
7) принцип обеспечения повышения
уровня реальной заработной
Взаимоотношения работников и работодателей
бюджетных организаций строятся
в рамках выделенных органом управления
средств. Почти все условия ее
осуществления оказываются
Единая тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и тарифные ставки Единой тарифной сетки приведены в приложении к постановлению Правительства РФ от 02 октября 2003 года № 609. Единая тарифная сетка имеет восемнадцать разрядов, с соотношением ставок 1:4,5. В целом Единая тарифная сетка позволяет во многом унифицировать оплату труда работников, вместе с тем сохраняя возможность гибкого управления этой оплатой.
Разумеется, Единая тарифная сетка не может быть отнесена к достаточно совершенным документам. Ее основной недостаток - низкий уровень тарифных ставок, и прежде всего, чрезмерно низкая тарифная ставка 1-го разряда.
Сегодня практически никто не сомневается в необходимости реформирования системы оплаты труда бюджетников. Теперешнее ее состояние не устраивает ни самих работников, ни граждан, пользующихся медицинскими, образовательными и другими социальными услугами... Социальная болезненность этой темы очевидна. Ставки и оклады даже тех категорий работников, которые оплачиваются по высшим разрядам ЕТС, соответствуют лишь величине прожиточного минимума. Подавляющее же большинство специалистов-бюджетников не получают и этого. В ряде регионов задержки с выплатой зарплаты приобрели хронический характер. Поэтому неудивителен негативизм, проявляемый как некоторыми учеными, так и "объектами" действия ЕТС по отношению к самим принципам оплаты учителей, врачей, работников науки, культуры, искусства, заложенным в ЕТС.
II. Общие особенности
оплаты труда работников
2.1 Формы и системы оплаты труда в бюджетной сфере
При описании форм и систем оплаты труда в бюджетной сфере, следует отметить, что размеры и условия оплаты труда работников бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К основным из них можно отнести: минимальный размер оплаты труда, районные коэффициенты, выплаты за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством. Таким образом, при самостоятельном определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений осуществляется только в пределах своих полномочий.
Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется на основе тарифной системы дифференциации заработной платы работников различных категорий, включающей в себя тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты, устанавливаемой коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по видам работ и производств в зависимости от их сложности и соответствующим ей тарифным разрядам; требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; примеры работ. ЕКС содержит квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, определяющие содержание труда работников, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации. Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.[ 8; с. 42]
До формирования федеральной, региональных, муниципальных систем оплаты труда в полном объеме для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда в 2007 году применяется тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ETC с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1:4,5 и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также установленные на федеральном уровне:
- квалификационное
- исчисление профессионального стажа работы;
- дифференциация в уровнях
- порядок установления и
- организация труда и
Следует отметить, что Правительство
Российской Федерации обеспечивает
финансирование расходов на заработную
плату работников федеральных государственных
учреждений и формирование финансовой
помощи для выравнивания бюджетной
обеспеченности субъектов Российской
Федерации. В свою очередь, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
обеспечивают финансирование расходов
на заработную плату по государственным
учреждениям субъектов
Формирование иных, отличных от ЕТС, систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учетом следующих принципов:
- базовых окладов (базовых
- повышения достигнутого уровня оплаты труда;
- государственных гарантий по оплате труда;
- направления средств,
- рекомендаций Российской
В целом, при построении в государственном
или муниципальном учреждении системы
оплаты труда, в том числе тарифной,
необходимо руководствоваться
На сегодняшний день большое влияние на организацию оплаты труда в бюджетной сфере оказывают принятые в 2008 г. меры по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетных учреждений в рамках реализации приоритетных национальных проектов, а также меры по их расширению, предусмотренные на 2008-й за счет средств федерального бюджета. Они будут осуществляться дополнительно к тем решениям, которые принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений образования и здравоохранения и по ее регулированию, включая порядок установления и применения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат. [9; с.11]
При этом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при определении систем оплаты труда не могут допускать ухудшения ранее установленных на региональном и муниципальном уровнях условий оплаты труда, в том числе снижать размеры индексации заработной платы, отменять либо уменьшать размеры надбавок, повышений окладов (ставок), доплат, стимулирующих выплат работникам, для которых в рамках приоритетных национальных проектов приняты дополнительные решения по повышению оплаты и стимулированию труда.
Информация о работе Особенности оплаты труда работников бюджетных учреждений