Особенности оплаты труда работников бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:20, реферат

Описание работы

В современной России слово «бюджетник» означает не просто принадлежность работника к определенной отрасли. Бюджетник-это характеристика стиля, а главное, уровня жизни. Образ бюджетника парадоксален. С одной стороны,- это, как правило, работник с высшим образованием, работающий в творческой и сложной сфере (образование, медицина, культура и др.), а с другой это тот, кто получает крайне низкую зарплату. Зарплата бюджетников из-за своего низкого уровня стала не только объектом горьких шуток, но и реальным мерилом этого уровня.

Содержание работы

Введение
I. Понятие заработной платы и ее структура в бюджетной сфере
Характеристика бюджетной сферы
Заработная плата как правовая категория
Характеристика оплаты труда работников бюджетной организации
II. Общие особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
Формы и системы оплаты труда в бюджетной сфере
Тарификация и установление разрядов оплаты труда рабочим и служащим в бюджетной сфере
Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам отраслей бюджетной сферы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ЭКОНОМИКА.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией  государственных гарантий по оплате труда (ст. 353, 354 ТК РФ);

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных  настоящим Кодексом, законами, иными  нормативными правовыми актами, коллективными  договорами, соглашениями (ст. 142, 236, 419 ТК РФ);

сроки и очередность выплаты  заработной платы (ст. 136 ТК РФ).

Статьей 131 ТК РФ предусмотрено, что  выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным договором  или трудовым договором по письменному  заявлению работника оплата труда  может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным  договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в  иной форме, не может превышать 20 процентов  от общей суммы заработной платы.

Выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены  запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

Как следует из текста ст. 131, оплата труда не в рублях может производиться  в строго определенных случаях: в  соответствии с коллективным договором  или трудовым договором. Но и в  этих случаях оплата не в рублях может производиться только по письменному  заявлению работника. [ 6; с.197 ]

В статье 132 в качестве одного из общих  положений об оплате труда изложены принципы, которыми обязан руководствоваться  работодатель при организации заработной платы своих работников:

"Заработная плата каждого  работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества  и качества затраченного труда  и максимальным размером не  ограничивается.

 

 

 

1.3 Характеристика оплаты  труда работников бюджетной организации

 

В бюджетных организациях работники  вступают в отношения найма с  работодателями от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжении работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач  в соответствии с профилем деятельности организации. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли. [7; с. 124]

Размеры и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.

Оплата труда в бюджетной  организации основывается на следующих  единых принципах:

1) принцип обеспечения зависимости  величины заработной платы от  квалификации работника, количества  и качества затраченного труда  без ограничения ее максимальным  размером;

2) принцип систематизации выплат  за выполнение работы в особых  условиях и в условиях, отклоняющихся  от нормальных;

3) принцип единого подхода по  исчислению стажа работы;

4) принцип использования различных  видов поощрительных выплат за  высокие результаты, надбавок стимулирующего  характера, устанавливаемых к  тарифным ставкам, а также премирования  за основные результаты работы;

5) принцип сохранения единого  порядка аттестации и квалификации  работников;

6) принцип тарификации работ  и работников с учетом ЕТКС  и ЕКС;

7) принцип обеспечения повышения  уровня реальной заработной платы.

Взаимоотношения работников и работодателей  бюджетных организаций строятся в рамках выделенных органом управления средств. Почти все условия ее осуществления оказываются регламентированными  вышестоящими органами управления и  бюджетами. Условия тарифной оплаты в организациях бюджетной сферы: здравоохранении, просвещении, высшей школе, науке, культуре и ряде других отраслей, определены статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации “Установление заработной платы” в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”. В этом законе говорится в частности, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. [5; с.171]

Единая тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности  работ и квалификационных характеристик  работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и тарифные ставки Единой тарифной сетки приведены в приложении к постановлению Правительства  РФ от 02 октября 2003 года № 609. Единая тарифная сетка имеет восемнадцать разрядов, с соотношением ставок 1:4,5. В целом  Единая тарифная сетка позволяет  во многом унифицировать оплату труда  работников, вместе с тем сохраняя возможность гибкого управления этой оплатой.

Разумеется, Единая тарифная сетка  не может быть отнесена к достаточно совершенным документам. Ее основной недостаток - низкий уровень тарифных ставок, и прежде всего, чрезмерно  низкая тарифная ставка 1-го разряда.

Сегодня практически никто не сомневается  в необходимости реформирования системы оплаты труда бюджетников. Теперешнее ее состояние не устраивает ни самих работников, ни граждан, пользующихся медицинскими, образовательными и другими социальными услугами... Социальная болезненность этой темы очевидна. Ставки и оклады даже тех категорий работников, которые оплачиваются по высшим разрядам ЕТС, соответствуют лишь величине прожиточного минимума. Подавляющее же большинство специалистов-бюджетников не получают и этого. В ряде регионов задержки с выплатой зарплаты приобрели хронический характер. Поэтому неудивителен негативизм, проявляемый как некоторыми учеными, так и "объектами" действия ЕТС по отношению к самим принципам оплаты учителей, врачей, работников науки, культуры, искусства, заложенным в ЕТС.

 

 

 

II. Общие особенности  оплаты труда работников бюджетной  сферы

 

2.1 Формы и системы  оплаты труда в бюджетной сфере

 

При описании форм и систем оплаты труда в бюджетной сфере, следует  отметить, что размеры и условия  оплаты труда работников бюджетной  сферы, установленные законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а  также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К основным из них можно отнести: минимальный размер оплаты труда, районные коэффициенты, выплаты за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством. Таким образом, при самостоятельном определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений осуществляется только в пределах своих полномочий.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется на основе тарифной системы дифференциации заработной платы работников различных  категорий, включающей в себя тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты, устанавливаемой коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и  иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового  права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по видам работ и производств в зависимости от их сложности и соответствующим ей тарифным разрядам; требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; примеры работ. ЕКС содержит квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, определяющие содержание труда работников, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации. Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.[ 8; с. 42]

До формирования федеральной, региональных, муниципальных систем оплаты труда  в полном объеме для обеспечения  стабильности правового регулирования  в вопросах оплаты труда в 2007 году применяется тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы  на основе ETC с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и  восемнадцатого разрядов 1:4,5 и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также установленные на федеральном уровне:

- квалификационное категорирование  работников учреждений бюджетной  сферы;

- исчисление профессионального  стажа работы;

- дифференциация в уровнях оплаты  труда работников на основе  тарифных коэффициентов ETC;

- порядок установления и минимальные  размеры выплат компенсационного  характера;

- организация труда и заработной  платы отдельных категорий работников  учреждений бюджетной сферы (включая  правила установления и изменения  разрядов и (или) размеров ставок  заработной платы при увеличении стажа работы, при получении образования, при присвоении квалификационной категории, при присуждении ученой степени кандидата или доктора наук, и др.).

Следует отметить, что Правительство  Российской Федерации обеспечивает финансирование расходов на заработную плату работников федеральных государственных  учреждений и формирование финансовой помощи для выравнивания бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  обеспечивают финансирование расходов на заработную плату по государственным  учреждениям субъектов Российской Федерации, а также по муниципальным  общеобразовательным учреждениям, а органы местного самоуправления обеспечивают финансирование расходов на заработную плату подведомственным муниципальным  учреждениям (кроме образовательных). Конституция Российской Федерации относит вопросы законодательства о труде к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Правительства субъектов в составе РФ, органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с их правами, установленными Конституцией РФ и Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. “О повышении заработной платы работникам бюджетных учреждений и организаций”, при изыскании дополнительных средств вправе устанавливать более высокие размеры ставок и окладов работникам, занятым в организациях, находящихся на бюджетном финансировании.

Формирование иных, отличных от ЕТС, систем оплаты труда работников государственных  и муниципальных учреждений осуществляется с учетом следующих принципов:

- базовых окладов (базовых должностных  окладов), базовых ставок заработной  платы, устанавливаемых Правительством  Российской Федерации по профессиональным  квалификационным группам;

- повышения достигнутого уровня  оплаты труда;

- государственных гарантий по  оплате труда;

- направления средств, полученных  от предпринимательской и иной, не запрещенной законом, приносящей  доход деятельности, на увеличение  фонда оплаты труда учреждения;

- рекомендаций Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений;

В целом, при построении в государственном  или муниципальном учреждении системы  оплаты труда, в том числе тарифной, необходимо руководствоваться коллективными  договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации, для государственных  организаций, подведомственных субъектам  РФ или органам местного самоуправления, также необходимо учитывать законы и иные нормативно-правовые акты субъектов  РФ и нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления. [8; с.61]

На сегодняшний день большое  влияние на организацию оплаты труда  в бюджетной сфере оказывают  принятые в 2008 г. меры по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетных учреждений в рамках реализации приоритетных национальных проектов, а также меры по их расширению, предусмотренные на 2008-й за счет средств федерального бюджета. Они будут осуществляться дополнительно к тем решениям, которые принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений образования и здравоохранения и по ее регулированию, включая порядок установления и применения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат. [9; с.11]

При этом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при определении систем оплаты труда не могут допускать ухудшения ранее установленных на региональном и муниципальном уровнях условий оплаты труда, в том числе снижать размеры индексации заработной платы, отменять либо уменьшать размеры надбавок, повышений окладов (ставок), доплат, стимулирующих выплат работникам, для которых в рамках приоритетных национальных проектов приняты дополнительные решения по повышению оплаты и стимулированию труда.

Информация о работе Особенности оплаты труда работников бюджетных учреждений