Особенности оплаты труда работников бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:20, реферат

Описание работы

В современной России слово «бюджетник» означает не просто принадлежность работника к определенной отрасли. Бюджетник-это характеристика стиля, а главное, уровня жизни. Образ бюджетника парадоксален. С одной стороны,- это, как правило, работник с высшим образованием, работающий в творческой и сложной сфере (образование, медицина, культура и др.), а с другой это тот, кто получает крайне низкую зарплату. Зарплата бюджетников из-за своего низкого уровня стала не только объектом горьких шуток, но и реальным мерилом этого уровня.

Содержание работы

Введение
I. Понятие заработной платы и ее структура в бюджетной сфере
Характеристика бюджетной сферы
Заработная плата как правовая категория
Характеристика оплаты труда работников бюджетной организации
II. Общие особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
Формы и системы оплаты труда в бюджетной сфере
Тарификация и установление разрядов оплаты труда рабочим и служащим в бюджетной сфере
Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам отраслей бюджетной сферы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ЭКОНОМИКА.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2 Тарификация и установление разрядов  оплаты труда рабочим и служащим  в бюджетной сфере

 

С введением в действие с 1 января 2005 г. Федерального закона РФ № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"”, редактируется часть 4 статьи 143 Трудового Кодекса: “Тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления. Тарифная система оплаты труда работников других (кроме бюджетных) организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда”. В основе построения всей тарифной системы лежит минимальная тарифная ставка. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” в качестве минимальной тарифной ставки устанавливается единая тарифная ставка 1 разряда для работников всех отраслей бюджетной сферы.

Для установления работникам отраслей бюджетной сферы тарифной ставки, соответствующей сложности выполняемой  работы и уровню квалификации, используется ряд нормативных документов. Разряд оплаты труда, определяющий размер тарифной ставки, в отраслях бюджетной сферы  устанавливается:

- для рабочих в соответствии  с Единым тарифно-квалификационным  справочником (ЕТКС) работ и профессий  рабочих и тарифно-квалификационными  характеристиками (ТКХ) (требованиями) по общеотраслевым профессиям  рабочих;

- для служащих в соответствии  с (ТКХ) (требованиями) по общеотраслевым  должностям служащих, а также  ТКХ (требованиями), утвержденными  в каждой отрасли бюджетной  сферы.

ЕТКС работ и профессий рабочих  сохраняет роль нормативного документа  в вопросах тарификации труда как для бюджетного, так и для предпринимательского секторов экономики и включает в себя 3 раздела: характеристика работ, примеры работ и должен знать. При этом следует иметь в виду, что согласно ЕТКС подавляющее число профессий рабочих тарифицируется в настоящее время не выше 6 разряда и лишь для небольшого числа профессий (около 90 наименований) высшими разрядами тарификации являются 7 и 8. Все вопросы, возникающие в части тарификации рабочих 7 – 8 разрядами, которые не предусмотрены в ЕТКС, следует разрешать с Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре охраны и производительности труда Министерства труда и социального развития РФ. [7; с.82]

Согласно постановлению Правительства  РФ №785 высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных  работах, могут устанавливаться  тарифные ставки и оклады исходя из 9 – 12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда  и социального развития РФ. Эта  норма постановления Правительства  №785 трактуется не как возможность  тарификации соответствующих профессий  рабочих 9 – 12 разрядами, а только как  возможность их оплаты по ставкам  этих разрядов, причем оплаты, не обязательно  носящей постоянный характер. Использование 9 – 12 разрядов предусмотрено только в тех случаях, когда сложность  выполняемых рабочими работ превышает  сложность работ, отнесенных ЕТКС к 6 – 8 разрядам, и если этот разряд является высшим для данной профессии.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым профессиям рабочих содержат два раздела: “характеристика  работ” и “должен знать”.

Например, в ТКХ (требованиях) по общеотраслевым профессиям рабочих для водителя 6 разряда установлены.

Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов- по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа) автобусами габаритной длиной свыше 12 до 15 метров.

Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила  технического обслуживания автомобилей  последних выпусков; влияние отдельных  эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного  и экономичного использования подвижного состава; основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей  и их влияние на безопасность движения; элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного хозяйства.

В организациях бюджетной сферы  для определения разрядов оплаты труда в отраслевых положениях по аттестации должны быть предусмотрены  конкретные количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при оценке деловых  качеств и квалификации работника. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерством юстиции РФ от 23 октября 1992 г. № 27 предусмотрено, что “кроме показателей, общих для всех категорий работников: уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также должностях позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности, для каждой отрасли и группы служащих должны быть предусмотрены свои особые показатели и критерии оценки”. Примерный перечень таких показателей, рекомендуемых Министерством труда и социального развития, приведен в таблице 1.

тарификация оплата труд бюджетный  компенсационный

Таблица 1. Примерный перечень показателей  для оценки квалификации служащих.

Показатели, характеризующие квалификацию служащего

Категории служащих

Руководители

Специалисты

Другие служащие

1

Образование

+

+

+

2

Стаж работы по специальности

+

+

+

3

Профессиональная компетентность

+

+

+

3.1

Знание необходимых нормативных  актов

+

+

 

3.2

Знание отечественного и зарубежного  опыта

+

+

 

3.3

Умение оперативно принимать решения  по достижению поставленных целей

+

+

 

3.4

Качество законченной работы

+

+

 

     

3.10

Способность в короткие сроки осваивать  технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда  и качества работы

+

+

+

4

Производственная этика стиль  общения

+

+

+

5

Способность к творчеству, предприимчивость

+

+

+

6

Участие в коммерческой деятельности

+

+

 

7

Способность к самооценке

+

+

+


 

 

 

2.3 Компенсационные и стимулирующие  доплаты и надбавки работникам  отраслей бюджетной сферы

 

При организации оплаты труда на основе ЕТС сохранены те виды доплат и надбавок, которые связаны с  различиями в интенсивности труда  и загрузке работников при равном должностном наименовании (например, в учреждениях образования за классное руководство в школе, за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, и т.д.). Во всех случаях в  организациях отраслей бюджетной сферы  сохраняются надбавки к заработной плате, выплачиваемые за вредные, тяжелые  и опасные условия труда другие компенсационные выплаты, предусмотренные  трудовым законодательством. В различных  отраслях бюджетной сферы надбавка за работу во вредных и особо вредных  условиях труда установлена в  размере т 4 % до 24 %.

Методическими рекомендациями по совершенствованию  организации заработной платы работников учреждений бюджетной сферы на основе применения ЕТС оплаты труда предусмотрено  также использование доплат, надбавок и поощрений в целях повышения  личной результативности работы.

К стимулирующим доплатам относятся  ежемесячные надбавки к тарифной ставке за почетное звание, за наличие  ученой степени (кандидата и доктора  наук) или ученое звание (профессора и доцента). Указанные надбавки, кроме  надбавок за почетное звание, устанавливаются  в организациях и учреждениях  системы образования, высшей школы, науки и здравоохранения. Надбавки за почетное звание устанавливается  к тарифным ставкам в соответствующих  отраслях. Размеры, порядок и условия  применения других стимулирующих выплат - премий, а также надбавок отдельным  работникам за высокие результаты работы определяются организациями самостоятельно и фиксируются в локальных  нормативных актах или коллективных договорах. [10; с.133]

Размеры, порядок и условия применения стимулирующих выплат руководителям  организаций бюджетной сферы  определяются в заключаемых с  ними трудовых договорах. В структуре  заработной платы доля надтарифных выплат и стимулирующих выплат, осуществляемых за счет бюджетных средств, не должна превышать 40 процентов заработной платы работника.

 

 

 

Заключение

 

В рамках выбранной темы на основе изучения научной литературы, обобщения  нормативно-правовой базы, с учетом научно-практических рекомендаций, мною сделана попытка детального анализа особенностей регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы, обобщения проблем, сложившихся е настоящему моменту в оплате труда работников бюджетной сферы на современном этапе.

Исследование данной темы показало что, необходимо совершенствование  регламентации оплаты труда в  бюджетной сфере, оптимизация структуры  оплаты труда, которая должна в полной мере учитывать многообразие особенностей труда по всем профессиям и должностям работников бюджетных организаций.

В результате выполнения курсового  проекта было определено понятие  заработной платы, ее структура, используемая при оплате труда работников бюджетной  сферы, отмечаются общие особенности  оплаты труда организаций бюджетной  сферы, также рассматривается единая тарифная сетка, как основа для определения  оплаты труда бюджетников, основные проблемы ее применения на современном  этапе. Кроме того, был проанализирован сложившейся в бюджетной сфере механизм доплат и надбавок.

Начальная гипотеза исследования подтвердилась  в части того, что единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит  из 18 разрядов, на которых в зависимости  от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности  работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).

В условиях нестабильной экономики  с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания  соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.

Кроме этого, Единая тарифная сетка  являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации  на оплату труда работников бюджетных  организаций.

В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

1) низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования  ЕТС — иногда даже ниже минимального  размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 —20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

2) недостаточность 18 разрядов для  отражения дифференциации условий  и уровней оплаты труда во  всех отраслях бюджетной сферы;

3) недостаточный учет отраслевых  особенностей в оплате труда.  В основном отраслевые особенности  отражены через систему доплат  и надбавок.

Совершенствование систем оплаты труда  работников бюджетной сферы, поиск  новых решений, может дать нам  уже в ближайшем будущем рост заинтересованности работников к высокопроизводительному  труду. При решении проблемы доведения  минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, возможно снятие проблемы социальной напряженности. А это, конечно же, в комплексе  с решением ряда других проблем в  экономике нашей страны, может  явиться стимулом экономического роста  в будущем.

Список  использованной литературы

 

  1. Бизюков П., Зелинская Л. Как повысить зарплату бюджетнику? - М.: Центр социально-трудовых прав Москва, 2007
  2. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. - М.: Издательство «Экзамен»,2003
  3. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. – М.: Дело, 2005
  4. Иванова Г.Г. Об оплате труда и предоставлении гарантий и компенсаций работникам// Налоговый вестник-2004. - № 7.
  5. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв.ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М.: Юрист, 2005
  6. Комментарий к Трудовому кодексу РФ/Под ред. К.Н. Гусова. – М.: ООО «ТК Велби»,2006.
  7. Антонов А.Н., Морозова Л.С. Основы организации производства: Учебник. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007
  8. Заметная С.Л. Экономика организаций (предприятий). Учебное пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  9. Журнал «Социальная политика и социальное партнерство» №4 (2008г).
  10. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004
  11. Вестник Бюджетника-сентябрь 2009-№ 1.

Информация о работе Особенности оплаты труда работников бюджетных учреждений