Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:02, реферат
Цель работы – выявить специфику российского взаимодействия бизнеса и государства как главного фактора развития, рассмотреть перспективы взаимодействия бизнеса и государства.
Введение ……………………………………………………………………..3 стр.
1 Бизнес в современном обществе …………………………………………4 стр.
2 Особенности отношений бизнеса и государства в России ……...……..7 стр.
3 Перспективные направления диалога бизнеса и государства…..…….14 стр.
Заключение ………………………………………………………………. 22 стр.
Список литературы ………………………………………………………. 23 стр.
Сложившаяся
ситуация не устраивает ни
бизнес, ни регионы, ни федеральный
уровень власти и Российский
союз промышленников и
Можно выделить следующие направления диалога бизнеса и государства в сфере регионального развития:
Антитеррористическое партнерство
Актуальность проблемы антитеррористического партнерства государства и бизнеса существенно возросла в течение последних нескольких лет. Традиционно сфера обеспечения безопасности относилась к компетенции федерального уровня власти и не предполагала особо активного участия бизнеса либо общества в данном процессе.
Соответственно, при возникновении необходимости в совместных действиях органов власти и предпринимателей в сфере снижения террористических рисков возникла проблема отсутствия сложившейся практики такого взаимодействия и точек соприкосновения интересов сторон, что определило характер взаимодействия бизнеса и государства на первом этапе такого диалога.
Его результатом можно считать первый (предварительный) перечень направлений сотрудничества бизнеса и государства в сфере борьбы с терроризмом:
На втором этапе должны быть определены механизмы и инструменты реализации задач в сфере антитеррористического партнерства. При выборе инструментов необходим взвешенный подход, с тем, чтобы нагрузка на бизнес не была чрезмерной и основная ответственность за эффективность антитеррористической деятельности оставалась на органах власти. Упор должен делаться на добровольное сотрудничество, сохраняя регулятивное воздействие государства (обязательные для реализации решения органов власти) для исключительных сфер.
Вопросы собственности и развития рыночных институтов
В рамках защиты прав собственности и развития рыночных институтов в качестве ключевых можно выделить три направления деятельности РСПП.
Административная реформа оказалась одной из наиболее скептически оцениваемых институциональных реформ. С одной стороны действительно многое попытались сделать, в том числе в наиболее узких местах взаимодействия власти и бизнеса (лицензирование, регистрация предприятий, упрощение процедур взаимоотношений с государством для малого бизнеса, система технического регулирования и ряд других). С другой стороны уровень коррупции в стране свидетельствует о провале реформы. Наиболее красноречивые свидетельства – развитый рынок услуг (полулегальных и нелегальных) в тех сферах, где реформа должны была максимально упростить и формализовать взаимоотношения бизнеса и власти (регистрация и ликвидация компаний, наем иностранной рабочей силы, оформление земельных участков и т.д.).
Одна из причин – нежелание государства учитывать, и даже выяснять, позицию бизнеса в отношении формулировок нормативного правового акта, результатов его реализации и возможных направлений совершенствования. Вся ведущаяся на данном направлении работа носит несистематический характер и в значительной степени зависит от конкретных участников процесса со стороны государства.
Другая, не менее значимая причина – отсутствие комплексного подхода при подготовке нормативных правовых актов. Нередко к моменту вступления в силу федерального закона нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти не приняты.
Исходя из существующих проблем, можно выделить несколько направлений деятельности. В нормотворческой сфере необходима не формальная, а реальная предварительная оценка проекта нормативного правового акта на всех стадиях его разработки бизнес-сообществом. При этом обязательной составной частью пояснительной записки к любому нормативному правовому акту, затрагивающему интересы бизнеса, должен стать анализ последствий вступления акта в силу для предпринимателей, в том числе с количественной оценкой его положительных и отрицательных последствий. Отдельно необходимо оценивать «комфортность» для бизнеса вводимых нормативным правовым актом процедур взаимодействия с государством и наличия потенциальных «лазеек» для коррупционного поведения чиновников.
Кроме того, государство должно учитывать позицию бизнеса при вступлении в силу законодательных актов в случае, если часть необходимых нормативных правовых актов не принята. Возможным решением мог бы стать автоматический перенос сроков вступления закона в силу до момента принятия всех необходимых нормативных правовых актов.
Вторым блоком взаимодействия в данной сфере можно считать повышение ответственности чиновников за убытки предпринимателей, возникшие по причине действия/бездействия конкретного должностного лица либо органа власти. Бизнес мог бы выступить в данном случае как партнер государства при разработке методики определения наличия такого ущерба, его величины, а также ответственных.
Вторым важным направлением реформирования институтов в рамках защиты прав собственности является судебная реформа. Несовершенная судебная система является одним из факторов, определяющих сравнительно низкие оценки российского предпринимательского климата.
Судебная система способна в определенной степени снижать остроту проблемы несовершенства нормативной правовой базы и коррупции, выступая гарантом прав собственности и защищая интересы предпринимателей. В России сама судебная система оказалась встроена в нелегитимные механизмы передела собственности.
РСПП рассматривает деятельность судов как один из важнейших факторов развития предпринимательства и готов оказывать дальнейшее содействие усилиям государства в сфере реформирования правосудия.
В числе наиболее важных направлений судебной реформы, которые встретят поддержку российского бизнеса, можно выделить:
Бизнесу крайне необходима эффективно работающая судебная система, однако из-за достаточно низких темпов ее реформирования основным направлением деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей стала не сама реформа, а развитие системы альтернативного разрешения споров. Сегодня она включает третейские суды, комиссии по корпоративной этике и примирительные процедуры (медиацию). Конечно, эти процедуры не могут и не должны полностью заменить судебную систему при коммерческих спорах, к тому же они неприменимы и в случае, если одним из участников разбирательства является государство. Вместе с тем, РСПП считает необходимым закрепление этих процедур в законодательстве, в частности, придание официального статуса институту медиации, в том числе закрепление этого статуса в арбитражном процессуальном законодательстве.
Третьим направлением в сфере защиты прав собственности является вопросы, связанные с защитой собственности на землю. Собственность на землю является основополагающим элементом всей системы собственности, во многом определяющим уровень развития рыночных институтов в стране.
РСПП считает необходимым обеспечить скорейшую реализацию основных целей проводимой земельной реформы в части вовлечения земли в гражданско-правовой оборот и формирования рынка земли, а также создание единых объектов недвижимости за счет объединения земельных участков и расположенных на них зданий, строений и сооружений. Таким образом, РСПП выступает за реализацию институциональных целей реформы, а не сиюминутных фискальных интересов отдельных регионов. Именно такой подход в перспективе обеспечит рост инвестиционной активности бизнеса и налоговых поступлений в бюджетную систему.
Отдельного внимания заслуживает проблема налогообложения сделок по переоформлению прав на земельные участки. Необходимость внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс вызвана введением обязанности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, приобретя земельный участок в собственность либо заключив договор аренды. При этом у арендатора имеется возможность сокращать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму арендных платежей, что ставит землепользователей в неравные условия и искусственно создает экономические барьеры для потенциальных собственников.
В соответствии с действующим налоговым законодательством кадастровая оценка земли является базой для исчисления земельного налога. Вместе с тем находящийся на рассмотрении Государственной Думы ФС РФ законопроект, уточняющий условия и порядок переоформления прав на земельные участки, также предполагает использование кадастровой оценки в качестве базы для определения выкупной стоимости участка или размера годовой арендной платы.
По мнению РСПП основные проблемы, связанные с процедурами кадастровой оценки земли, в настоящее время следующие:
Информация о работе Особенности отношений бизнеса и государства в России