Особенности планирования в предприятиях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - рассмотрение организации планировании в предприятиях общественного питания. Основные задачи курсовой работы таковы: рассмотреть организацию планирования - понятие, сущность, назначение, задачи; виды планов; основные этапы и методы планирования; понятие, сущность, назначение, содержание бизнес-плана; методологические основы разработки бизнес-плана.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........................2
Понятие прогнозирования и планирования, его сущность и задачи…………...3-4
Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования.............................5-6
Планирование целей предприятия………………………………................................7-10
Этапы и принципы планирования………………………….…………………………9-11
Виды планирования……………………………………...…………………………….11-14
Методы планирования…………………………………………………………………15-16
Заключение……………………………………………………………………………..17
Список использованных источников…………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Особенности планирования.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Коми Республикаса йöзöс  велöдан министерство

Министерство образования  Республики Коми

Государственное  автономное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования Республики Коми

“Воркутинский политехнический техникум”

КУРСВАЯ РАБОТА

«Особенности планирования в предприятиях общественного питания»

дисциплина: «Экономика отрасли»

специальность: 260502 «Технология продукции общественного питания»

   Исполнитель:

Чижиков Сергей Александрович,

Студент 4 курса, группы ТХ(з) 4

  Руководитель:

   Ушал  Любовь Ивановна

г. Воркута, 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………........................2

  1. Понятие прогнозирования и планирования, его сущность и задачи…………...3-4

  • Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования.............................5-6

  • Планирование целей предприятия………………………………................................7-10

  • Этапы и принципы планирования………………………….…………………………9-11

  • Виды планирования……………………………………...…………………………….11-14

  • Методы планирования…………………………………………………………………15-16

  • Заключение……………………………………………………………………………..17

    Список использованных источников…………………………………………………18

    Введение

    В настоящее время ни одна сфера  жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе внимание будет уделено прогнозированию и планированию деятельности предприятий общественного питания (П.О.П.), обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития предприятий общественного питания.

     

    Актуальность данной темы, как в  условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования  деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

    Целью данной курсовой работы является - рассмотрение организации планировании в предприятиях общественного питания. Основные задачи курсовой работы таковы: рассмотреть организацию планирования - понятие, сущность, назначение, задачи; виды планов; основные этапы и методы планирования; понятие, сущность, назначение, содержание бизнес-плана; методологические основы разработки бизнес-плана.

    Предметом исследования курсовой работы является содержание планирования на предприятии. Планирование является одной из самых главных функций управления на предприятии. Процессы планирования органически встраиваются в систему управления предприятием и направлены на согласование целей с возможностями предприятия, определение экономически целесообразных путей их достижения и обеспечение финансовой устойчивости предприятий при воздействии внешних и внутренних факторов.

     

     

     

     

     

     

     

    1.Понятие прогнозирования и планирования.

    Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования П.О.П. включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования и прогнозирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

    Планирование - это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения для этого работ, контроль за их выполнением.

    Планирование является собственно процессом определения целей, которые  предполагает достичь предприятие  за определенный период, а также процессом определения способов их достижения. Процесс планирования является попыткой представить себе картину будущего. Это процесс, который предполагает знание настоящего состояния дел и тенденций развития, которые помогают спрогнозировать будущее, а также владение методикой, которая позволяет смоделировать переход из нынешнего состояния в будущий прогнозируемое состояние.

    Планирование предполагает: обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и методов достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих решений.

    Сущность планирования проявляется  в концепции целей развития всей организации и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период времени ; определении хозяйственных  задач , средств их достижения , сроков и последовательности реализации ; выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

    Задачи:

    1). Решение экономической задачи  предполагает наиболее полное  использование техники, материалов, сырья. Обеспечивает повышение эффективности производства труда.

    В общественном питании при решении  экономических задач особое значение приобретают техническое оснащение  предприятий , комплексная механизация  технологических процессов, сокращение потерь рабочего времени, более рациональное использование рабочей силы с extnjv квалификации и полноты загрузки работников, применение прогрессивных форм обслуживания.

    2). Решение психофизиологической  задачи предусматривает создание  на предприятии наиболее благоприятных  условий труда, способствующих сохранению здоровья работников , снижению утомляемости и повышению трудоспособности.

    3). Решение социальной задачи  обеспечивает всестороннее развитие  человека, способствует превращению  труда в жизненную необходимость,  воспитывает у работника большую ответственность за результаты своего труда.

    Эти задачи связаны между собой  и должны решаться в комплексе. Без  решения психофизиологических и  социальных задач не будут решены экономические задачи.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.1 Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования

    Прогноз – научно-обоснованное предвидение характера будущего поведения какой-либо системы в целом или ее составных частей при определенных условиях. Прогноз как процесс связан обычно с анализом состояния и оценкой перспектив развития тех или иных явлений. Но прогноз нельзя рассматривать только с точки зрения видения будущего состояния явлений. В связи с этим можно выделить два этапа прогнозирования:

    - поисковый этап – рассмотрение  будущего состояния отрасли при  неизменности влияния на нее;

    - целевой этап - прогноз того, что  нужно предпринять, чтобы выйти  на тот уровень состояния отрасли,  который считается приемлемым.

    Прогнозы также имеют классификацию  по различным признакам:

    1. По уровню: - макропрогнозы; - микропрогнозы. 

    2. По временным горизонтам: - краткосрочные (от 1 до 3 лет); - среднесрочные (от 3 до 5 лет) ; - долгосрочные (более 5 лет).

    3. По факторам повторяемости: - иррегулярные; - прогноз более или менее повторяющийся; - предвидение лишь общего контура  явлений. 

    4. По содержанию: - прогнозы НТП; - демографические; - экономические; - социальные; - экологические; - отраслевые; - территориальные; - внешнеэкономические.

    Прогнозирование выполняет следующие  функции:

    • количественный и качественный анализ тенденций развития предприятия – здесь должны быть выявлены позитивней и негативные тенденции;
    • вероятностное, альтернативное предвидение развития предприятия, учитывающее сложившиеся тенденции и поставленные цели;
    • оценка возможностей и последствий активного действия на прогнозные процессы.

    Принципами прогнозирования являются:

    • системность;
    • адекватность;
    • альтернативность;

    Методы прогнозирования делятся  на две группы:

    - качественные методы устанавливают  общие закономерности развития  прогнозных процессов;

    - количественные методы дают возможность выразить качественные характеристики в количественном выражении.

     

                         

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.2 Планирование целей предприятия.

    Научно-аналитической стадией прогнозирования является планирование.

    Комплексно-целевые прогнозы – план.

    План – мотивированная схема  действий по достижению определенных результатов.      

    Планирование – это непрерывный  процесс, направленный на адаптацию  временных решений, относящихся  к будущему с учетом постоянного  обновления информации о состоянии дел фирмы. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения для этого работ, контроль за их выполнением.

    Отправной точкой планирования является планирование результатов.    

     Классификация результатов:

    1. «идеал» - результат, который  в принципе не достижим, но  к которому можно и нужно  стремиться. Планирование ориентированное  на идеал называется нормативным  планированием.

    2. «цель» - результат, которого можно  достигнуть в обозримом будущем.  Планирование, ориентированное на  глобальную цель принято называть  стратегическим планированием.

    3. «задачи» («подцели») – результат,  который имеет конкретную форму  и достигается в конкретные промежутки времени.

    Планирование, ориентированное на решение конкретных задач называется тактическим (оперативным) планированием. 

    Временной аспект планирования связан с выбором целей, обеспечивающих непрерывность планирования. Между  целями всегда существует жесткая зависимость.

    Можно выделить следующие виды целей:

    1) Конечные (победа в конкурентной  борьбе, увеличение доли предприятия 

    на рынке);

    2) Высшие (получение прибыли, рост  прибыли и рентабельности, увеличение  объема услуг);

    3) Промежуточные (увеличение пропускной способности ресторана);

    4) Подцели (увеличение количества  услуг).

    По возможности измерения цели подразделяются на экономические, количественные, качественные и стратегические.

     К экономическим относятся:  объем услуг, прибыль и рентабельность, ликвидность, структура капитала и т.д. Количественные тесно связаны с экономическими.

    Качественные цели ПОП – это  уровень обслуживания, уровень сервиса, соответствие мировым стандартам.

    Основные стратегические цели ПОП  в условиях рыночной экономики можно сформулировать так:

    a. Завоевание и расширение доли  рынка, на котором работает  предприятие; 

    b. Рост прибыли на вложенный  капитал; 

    c. Завоевание доверия клиентов;

    d. Эффективность функционирования.

               

     

     

     

     

    1.3 Этапы и  принципы планирования

    Процесс планирования проходит ряд  этапов, по В. Хойеру их четыре:

      1. Разработка общих целей;
      2. II. Определение конкретных, детализированных целей на заданный (сравнительно короткий) период времени;
      3. III. Определение путей и средств достижения целей;
      4. IV. Контроль за достижением поставленных целей, путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

    Процесс планирования может быть расширен до шести этапов, к вышеуказанным  добавляется: анализ ситуации и планирование реализации.

    Многие авторы считают, что следует выделять формулировку проблемы в качестве первого этапа планирования.

    Принципы планирования предприятие  может выбирать самостоятельно.

    К основным принципам планирования относятся следующие:

    • Гибкость (адаптивность) – реакция  на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта – это значит, что предприятие должно иметь некоторый запас прочности, некоторый резерв (денежный, производственные мощности, площади).

    • Непрерывность  предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла; такое планирование позволяет вовлекать в процесс разработки плана работников предприятия.

    • Холизм – объединяет два направления координацию  и интеграцию.Принцип координации  устанавливает, что деятельность любой  части организации нельзя планировать  эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать исходя из общих стратегий развития предприятия и ее план должен быть частью плана подразделения более высокого уровня. Следовательно, согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.

    Информация о работе Особенности планирования в предприятиях общественного питания