Особенности проявления теневой экономики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 01:45, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время понятие «теневая экономика» получило широкое распространение среди специалистов и широких слоев населения. В бытовом восприятии он истолковывается не вполне точно, так как ассоциируется с незаконной деятельностью. Правильнее было бы говорить о «незарегистрированной» или «скрытой» экономике. Среди специалистов также нет единодушной трактовки этого понятия. Каждая организация определяет его исходя из своих ведомственных интересов. В основном речь идет именно о тех видах экономической активности, которые вполне законны, но по тем или иным причинам не могут быть зарегистрированы статистикой традиционными способами. Речь идет об экономике, которая в целом функционирует в границах законодательства, но нарушает отдельные его положения, так как нарушение законов для предпринимателя выгоднее, чем их соблюдение.

Файлы: 1 файл

итог.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)
  • низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
  • высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;
  •   неравномерное распределение валового внутреннего продукта среди населения страны.
  1. правовые факторы:
  • несовершенство законодательства;
  • недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению  незаконной и криминальной экономической деятельности;
  • несовершенство механизма  координации по борьбе с экономической преступностью.

Таким образом, теневая экономика является базисной категорией, которая тесно связана с правом, политикой, социальной сферой и неминуемо вызывает к жизни соответствующие надстрочные структуры:   этику, свои внутренние и внешние службы безопасности, парламентское лобби, собственную идеологию «прикрытия». Поэтому она стала проблемой для демократического преобразования общества и установления рыночных отношений, а главное – проблемой экономической безопасности.  [18, с. 479]

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблема экономической безопасности. Пути предотвращения теневого формирования доходов.

С  проблемой существования теневой экономики сталкиваются все страны, независимо от своего развития. Например, в США широко развиты уклонение от уплаты налогов, наем на работу нелегальных иммигрантов, которым платят по низким ставкам и за которых можно (вопреки закону) не отчислять средства на социальное страхование. По разным оценкам, потери казны от этих нарушений доходят до 10% общей суммы государственных доходов (Россия). Недавние оценки западных статистиков измеряют теневую экономику Великобритании – 9% ее ВВП, Канады – 15%.  В европейских странах лидером по объему теневой экономики является Греция (29 % от ВВП), затем идут Испания (25%), Италия (20%), Португалия, Бельгия, Швеция.[13, с. 201]. Самый меньший удельный вес теневой экономики в Швейцарии – всего 8%. Нормальный стандарт принят на уровне 5%. Таким образом, скрытая экономическая деятельность это  утвердившийся, объективно обусловленный «довесок» к рыночной системе.[19, с.243]

 Чтобы понять, насколько опасна теневая экономика, необходимо рассмотреть ее последствия.

Последствия  теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

Швейцарский экономист  Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:

«экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а переливаются в  «тень», возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

«социальный амортизатор» - смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);

«встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные  капиталы облагаются налогом и т. д.);

Однако в целом влияние теневой экономики на общество является негативным:

  1. антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом;
  2. разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают  у правительства  ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; теневая занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т. д.;
  3. подрыв хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено»,  в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности;
  4. занятые в теневом секторе люди по найму лишены правовой защиты со стороны государства и социальных гарантий. Работа в теневых структурах  не идет в стаж, их руководители не делают пенсионных  отчислений, работники полностью бесправны;
  5. разросшийся теневой сектор не позволяет государству проводить эффективную экономическую политику, регулировать макроэкономические процессы;
  6. теневой сектор нацелен на получение быстрой прибыли, поэтому связан с хищническим использованием ресурсов;
  7. наличие криминального бизнеса, связанного с производством наркотиков, оружием и др., служит фактором дестабилизации в обществе и источником насилия. Крайним случаем теневой экономики является  экономика организованной преступности. В этом сегменте из-за невозможности  закрепления прав собственности трансакционные издержки значительны. Здесь существуют специфические, отсутствующие в легальном бизнесе, издержки. Издержки коррупции включают расходы на подкуп должностных лиц, на что уходит до 2/3 валового дохода мафиозных организаций. Имеет место крайне жестокая  кровавая конкуренция, например гангстерские «войны».[11, с. 442]
  8. происходит утечка капиталов за границу;
  9. снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень;
  10. трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях.
  11. изменения в политической обстановке в стране. Не без помощи «теневиков» теряют свои позиции органы государственной власти, и в предвыборной борьбе за депутатские места выдвигаются ставленники теневой экономики и организованной преступности, разрастается коррупция, идет непрерывный подкуп и развращение представителей государственной власти и депутатского корпуса, усиливается неверие людей в справедливость исполнительных и законодательных органов власти и т.д. Зачастую идет неприкрытая борьба за власть, ибо от того, в чьих она руках, напрямую зависят сохранность капитала, свобода и имидж воротил теневой экономики.
  12. разжигание национальных конфликтов (Новый Узень, бытовой национализм по отношению к представителям Закавказья, реализующим свою продукцию на рынках страны и пр.).[15, с. 159]

Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов:

Позитивный эффект возрастает по параболе, т. е. темп ее роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок ОА), потом его рост останавливается (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эффект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).

Эта графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономической деятельности. Общественное благосостояние максимизируется, если величина теневой экономики равна ОА, так как при этом результирующий эффект имеет максимально позитивное значение. В крайнем случае, можно допустить разрастание теневой экономики до величины ОВ, когда позитивный и негативный эффекты взаимо гасятся. Если величина теневой экономики превышает ОВ, то общество несет чистые потери.[10, с. 20]

Теневой бизнес пронизывает в той или иной степени все стадии общественного производства, поражает как вертикальные, так и горизонтальные хозяйственные связи. Он выступает как самовоспроизводящаяся экономическая система. Анатомия ее возникновения и развития заложена в деформациях системы экономических отношений.

 На практике результаты теневого  бизнеса находят свое выражение в продвижении:

  • фиктивных стоимостей и потребительных стоимостей, то есть несуществующих товаров, продукции, услуг, учтенных государством как реальный общественный продукт в натуре и по стоимости (приписки );
  • некачественных материальных ценностей (услуг) под видом качественных, учтенных как качественные (фальсификация товаров, продукции, услуг );
  • скрытых от учета реальных ценностей и денежных средств (хищения, выпуск неучтенной продукции, обсчет покупателей, нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов от налогообложения);
  • реальных товаров ( услуг ) по необоснованно завышенным ценам (поставка продукции, товаров, оказание услуг по явно завышенным ценам, спекуляция );
  • реальных ценностей (услуг) среди узкого круга потребителей по взаимной неправомерной договоренности (услуга за услугу, взяточничество, злоупотребление служебным положением).[14, с. 49]

Названные последствия обуславливают необходимость постоянного анализа и регулирования теневой экономики. Между тем определить ее границы  весьма трудно, и для статистических органов это осложняется многими факторами, среди которых следующие:

  1. трудоемкость оценок объемов теневой экономики;
  2. необходимость учета отдельных компонентов теневой деятельности (скрытое, незаконное, неформальное производство);
  3. отсутствие единых методологических подходов к определению объемов ненаблюдаемой экономки на макроуровне, на уровне отраслей;
  4. различные методы оценки, которые в силу своей неадекватности дают либо завышенные, либо заниженные результаты.[7, с. 157]

Современными экономистами разработаны многочисленные методы измерения теневой экономики, которые условно можно объединить в две группы:

1.методы, используемые на микроуровне

                     2.методы, используемые на макроуровне

На микроуровне для измерения теневой экономики используются прямые методы:

  1. Опросы. Обследования путем опроса проводятся при помощи социологических исследований. Например, методом анонимного углубленного интервью.
  2. Методы открытой проверки. Применение данных методов находится в компетенции специально созданных контролирующих органов, которые выявляют и пресекают нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, правил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм.
  3. Специальные методы экономико-правового анализа, которые можно объединить в следующие три типа:

А) Метод бухгалтерского анализа (цель – выявление учетных несоответствий и отклонений);

 

Б) Метод документального анализа (цель – обнаружение документальных несоответствий);

В)  Метод экономического анализа (цель – поиск причин отклонений от нормальной экономической деятельности). Существуют следующие методы определения несоответствий экономических показателей:

  • метод сопоставлений. Включает отбор показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятия и выявление противоречий в ходе анализа данных за несколько отчетных периодов.
  • метод специальных расчетных показателей. Метод основан на определении расчетного показателя, который обязательно измениться при совершении экономического преступления (об этом будет свидетельствовать наличие разрыва между фактическим и эталонным значениями специального расчетного показателя).
  • метод стереотипов. Данный метод рассчитан на поиск необычных зависимостей между экономическими показателями, которые отражают событие преступления и достаточно редко встречаются в обычных условиях экономической деятельности.
  • метод корректирующих показателей. Заключается  в анализе экономических показателей и факторов внешней среды, в которой функционирует данное предприятие.

На макроуровне используются косвенные методы:

  1. метод расхождений. Данный метод заключается в сравнении источников данных и статистических документов, содержащих информацию об одних и тех же экономических показателях.
  2. метод, основанный на расчетах показателей занятости. Существуют следующие разновидности этого метода: 1) на основе расхождения между фактическим и официально зарегистрированным уровнем занятости; 2) на основе расхождения между величинами фактически отработанного за неделю рабочего времени и официально зарегистрированного.
  3. монетарный метод, основанный на важной особенности теневой экономики: если в легальной экономике почти все расчеты производят безналичным путем, то в теневой экономике при совершении сделок предпочтение отдается наличным деньгам.
  4. экспертный метод. Суть метода: эксперт собирает данные по какой-либо отрасли из обычных источников и автоматически досчитывает их на  определенную величину.
  5. метод технологических коэффициентов представляет собой примерное определение динамики производства на основе наблюдений за издержками (производство и потребление электроэнергии, перевозка грузов транспортом и другие косвенные показатели).
  6. метод мягкого моделирования связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов.
  7. структурный метод основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.

Многообразие применяемых в мировой практике методов свидетельствует об отсутствии единой методики теневых экономических структур, критериев достоверности результатов.[10, с. 20]

         Эффективное развитие экономики зависит от политики государства. Комплекс мер по нейтрализации теневой экономики должен включать:

           1)разработка антимонопольного законодательства, разгосударствление, приватизация собственности (формирование многообразия форм собственности);

2) развитие конкуренции  во всех сферах экономических  отношений (либерализация цен, ограничение прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность собственников);

3)стимулирование предпринимательской  деятельности, наращивание объемов производства (льготное налогообложение и кредитование) с целью ликвидации дефицита продукции;

4)экономический контроль  хозяйственной деятельности ( финансовый, банковский, налоговый ) и повышение ответственности нарушителя (штрафные санкции, лишение кредитных и налоговых льгот, объявление банкротом, закрытие предприятия и т.д.).[14, с.82]

Информация о работе Особенности проявления теневой экономики в Республике Беларусь