Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 01:45, курсовая работа
В настоящее время понятие «теневая экономика» получило широкое распространение среди специалистов и широких слоев населения. В бытовом восприятии он истолковывается не вполне точно, так как ассоциируется с незаконной деятельностью. Правильнее было бы говорить о «незарегистрированной» или «скрытой» экономике. Среди специалистов также нет единодушной трактовки этого понятия. Каждая организация определяет его исходя из своих ведомственных интересов. В основном речь идет именно о тех видах экономической активности, которые вполне законны, но по тем или иным причинам не могут быть зарегистрированы статистикой традиционными способами. Речь идет об экономике, которая в целом функционирует в границах законодательства, но нарушает отдельные его положения, так как нарушение законов для предпринимателя выгоднее, чем их соблюдение.
Таким образом, теневая экономика является базисной категорией, которая тесно связана с правом, политикой, социальной сферой и неминуемо вызывает к жизни соответствующие надстрочные структуры: этику, свои внутренние и внешние службы безопасности, парламентское лобби, собственную идеологию «прикрытия». Поэтому она стала проблемой для демократического преобразования общества и установления рыночных отношений, а главное – проблемой экономической безопасности. [18, с. 479]
Глава 2. Проблема экономической безопасности. Пути предотвращения теневого формирования доходов.
С проблемой существования теневой экономики сталкиваются все страны, независимо от своего развития. Например, в США широко развиты уклонение от уплаты налогов, наем на работу нелегальных иммигрантов, которым платят по низким ставкам и за которых можно (вопреки закону) не отчислять средства на социальное страхование. По разным оценкам, потери казны от этих нарушений доходят до 10% общей суммы государственных доходов (Россия). Недавние оценки западных статистиков измеряют теневую экономику Великобритании – 9% ее ВВП, Канады – 15%. В европейских странах лидером по объему теневой экономики является Греция (29 % от ВВП), затем идут Испания (25%), Италия (20%), Португалия, Бельгия, Швеция.[13, с. 201]. Самый меньший удельный вес теневой экономики в Швейцарии – всего 8%. Нормальный стандарт принят на уровне 5%. Таким образом, скрытая экономическая деятельность это утвердившийся, объективно обусловленный «довесок» к рыночной системе.[19, с.243]
Чтобы понять, насколько опасна теневая экономика, необходимо рассмотреть ее последствия.
Последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.
Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:
«экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а переливаются в «тень», возвращаясь в легальную после завершения кризиса);
«социальный амортизатор» - смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);
«встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т. д.);
Однако в целом влияние теневой экономики на общество является негативным:
Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов:
Позитивный эффект возрастает по параболе, т. е. темп ее роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок ОА), потом его рост останавливается (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эффект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).
Эта графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономической деятельности. Общественное благосостояние максимизируется, если величина теневой экономики равна ОА, так как при этом результирующий эффект имеет максимально позитивное значение. В крайнем случае, можно допустить разрастание теневой экономики до величины ОВ, когда позитивный и негативный эффекты взаимо гасятся. Если величина теневой экономики превышает ОВ, то общество несет чистые потери.[10, с. 20]
Теневой бизнес пронизывает в той или иной степени все стадии общественного производства, поражает как вертикальные, так и горизонтальные хозяйственные связи. Он выступает как самовоспроизводящаяся экономическая система. Анатомия ее возникновения и развития заложена в деформациях системы экономических отношений.
На практике результаты
Названные последствия обуславливают необходимость постоянного анализа и регулирования теневой экономики. Между тем определить ее границы весьма трудно, и для статистических органов это осложняется многими факторами, среди которых следующие:
Современными экономистами разработаны многочисленные методы измерения теневой экономики, которые условно можно объединить в две группы:
1.методы, используемые на микроуровне
2.методы, используемые на макроуровне
На микроуровне для измерения теневой экономики используются прямые методы:
А) Метод бухгалтерского анализа (цель – выявление учетных несоответствий и отклонений);
Б) Метод документального анализа (цель – обнаружение документальных несоответствий);
В) Метод экономического анализа (цель – поиск причин отклонений от нормальной экономической деятельности). Существуют следующие методы определения несоответствий экономических показателей:
На макроуровне используются косвенные методы:
Многообразие применяемых в мировой практике методов свидетельствует об отсутствии единой методики теневых экономических структур, критериев достоверности результатов.[10, с. 20]
Эффективное развитие экономики зависит от политики государства. Комплекс мер по нейтрализации теневой экономики должен включать:
1)разработка антимонопольного законодательства, разгосударствление, приватизация собственности (формирование многообразия форм собственности);
2) развитие конкуренции во всех сферах экономических отношений (либерализация цен, ограничение прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность собственников);
3)стимулирование
4)экономический контроль хозяйственной деятельности ( финансовый, банковский, налоговый ) и повышение ответственности нарушителя (штрафные санкции, лишение кредитных и налоговых льгот, объявление банкротом, закрытие предприятия и т.д.).[14, с.82]
Информация о работе Особенности проявления теневой экономики в Республике Беларусь