Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 01:45, курсовая работа
В настоящее время понятие «теневая экономика» получило широкое распространение среди специалистов и широких слоев населения. В бытовом восприятии он истолковывается не вполне точно, так как ассоциируется с незаконной деятельностью. Правильнее было бы говорить о «незарегистрированной» или «скрытой» экономике. Среди специалистов также нет единодушной трактовки этого понятия. Каждая организация определяет его исходя из своих ведомственных интересов. В основном речь идет именно о тех видах экономической активности, которые вполне законны, но по тем или иным причинам не могут быть зарегистрированы статистикой традиционными способами. Речь идет об экономике, которая в целом функционирует в границах законодательства, но нарушает отдельные его положения, так как нарушение законов для предпринимателя выгоднее, чем их соблюдение.
5)создание условий для
выведения из подполья всех
видов общественно полезной
6)законодательное обеспечение
гарантий индивидуально-
7)создание стабильной
налоговой системы, базирующейся
на твердой ставке налогов, без
увязки с уровнем
8)создание эффективно
действующей финансово-
В целом следует иметь в виду, что теневая экономика всегда была, есть и будет во всех странах, в тех или иных сферах экономики. Мир создан из людей – честных и нечестных. Просто объемы теневой экономики и ее сферы применения должны быть приемлемыми для всего общества.
Глава 3. Особенности проявления теневой экономики в Республике Беларусь.
Начало развития нашей современной теневой экономики связывают с серединой 60-х — началом 70-х гг. Этот период оценивается как этап, пик взлета, подъема в развитии командно-административной системы. И с этим связывают возникновение теневой экономики, считая, что вполне логично искать базу теневой экономики в началах самой командно-административной системы, прежде всего в «ничейной» собственности. Ибо первоначальное накопление капитала теневой экономики осуществлено за счет разворовывания государственной, безсубъектной собственности. Фундаментом теневой экономики было превращение части менеджеров в фактических собственников государственных предприятий в условиях ослабленного контроля со стороны соответствующих государственных органов и использование ими чужой, государственной собственности для личного обогащения. Возникнув вначале в сфере товарного обращения (оптовая и розничная торговля), а также в строительстве, теневая экономика постепенно проникла в промышленность, в том числе и тяжелую. Сращивание теневой экономики с коррумпированным государственным аппаратом было одной из главных движущих сил разложения и гибели государственной плановой системы.
При переходе к рынку истинные масштабы и роль теневого сектора не были учтены ни в политике реформ, ни в государственном регулировании. Это привело сначала к «дикой приватизации» государственных предприятий, а затем к их вырождению на основе формальной приватизации. Многие из нынешних недугов нашей экономики, в том числе неплатежи, укрытие от налогов, незаконное присвоение и прямое разворовывание государственной собственности, эксплуатация монопольных и инфляционных тенденций, являются продолжением традиций, возникших еще в старой теневой экономике советского периода. Многие многомиллионные состояния были нажиты бывшими теневиками на основе частных предприятий, первоначально основанных во второй половиной 80-х годов в виде кооперативов, и т. н. «малых предприятий».
В современных условиях,
казалось бы, надобность в теневой экономике
отпала. Некоторые авторы (например, Гайдар)
считали, что с развитием нормальной рыночной
экономики теневой сектор сам себя изживет.
[13, с. 201]. Тем не менее, теневая экономика
в Беларуси все же существует, и с немалыми
оборотами. Более того, методы преступной
деятельности постоянно совершенствуются,
поэтому для выявления и пресечения незаконной
деятельности в управлениях МВД, КГК и
МНС постоянно работают аналитические
группы, изучающие причины и способы совершения
махинаций. Серьезным недостатком, мешающим
более успешному раскрытию экономических
преступлений, зачастую являются пробелы
в законодательстве, работающие на руку
злоумышленникам. Часто при получении
оперативной информации о вымогательстве
взяток УБЭП проводит оперативные эксперименты.
Однако они в большинстве случаев заканчиваются
на посредниках, не доходя до настоящих
преступников. Сложность заключается
в том, что, несмотря на существующую договоренность
между МВД и Нацбанком о выделении средств
для проведения оперативных экспериментов,
ответственность за них несут должностные
лица УБЭП, а суммы большие. В 2006 г. МВД
было зарегистрировано 8 тыс. экономических
преступлений, большинство из которых
относится к тяжким и особо тяжким. Из
них около 1000 — взяточничество и 2000 —
хищения (причем половина — в особо крупных
и крупных размерах). Согласно Уголовному
кодексу РБ крупным размером (ущербом
в крупном размере) признается ущерб, в
250 и более раз превышающий размер базовой
величины, установленный на день совершения
преступления, особо крупным — в 1000 и более
раз превышающий размер базовой величины.
К уголовной ответственности привлечено
порядка 3000 человек, из них каждый шестой
— за взяточничество. Факты хищений путем
злоупотребления служебными полномочиями
составили порядка 900, служебных подлогов
— более 800, злоупотреблений властью или
служебными полномочиями — 400.
Больше всего ущерба государству, по данным
МВД, наносят экономические преступления,
совершаемые в строительстве и на рынке
нефтепродуктов.
Так, в прошлом году в сфере строительства
выявлено около 300 преступлений (из них
более 80 фактов — хищения путем злоупотребления
служебными полномочиями и свыше 70 фактов
взяточничества).
Рост поставок некондиционного топлива
предприятиям с долей государства также
стал головной болью для подразделений
МВД. Как правило, преступные группы приобретают
печное и реактивное топливо, керосин
и после их смешивания поставляют потребителям
под видом дизтоплива. В результате с учетом
затрат его стоимость выходит практически
в два раза меньше дизельного. Так, выявленной
преступной группой, возглавляемой уроженцами
Азербайджана, в общей сложности было
совершено более 60 фактов поставок лжетоплива
предприятиям Гомельской, Гродненской
и Минской областей, в том числе и на АЗС.
Кроме того, в Беларуси идет масштабная
борьба с незаконным ввозом и оборотом
алкоголя и фальсифицированных спиртных
напитков. Сотрудниками УБЭП изъято свыше
647 тыс. л спирта, более 380 тыс. л ликероводочных
изделий, вина и пива, а также выявлено
порядка 20 фактов изготовления и реализации
фальсифицированной алкогольной продукции.
В УБЭП постоянно отслеживают вывоз драгоценных
металлов и камней за пределы республики.
В 2006 г. установлено 600 фактов, связанных
с нарушением правил о сделках с драгметаллами,
и изъято более 16 кг золота и порядка 700
драгоценных камней.
Выявление преступлений, совершаемых
должностными лицами таможенных органов,
также является одним из основных направлений
деятельности УБЭП МВД. В минувшем году
установлено более 80 случаев противоправных
действий таможенников, 37 человек привлечено
к уголовной ответственности. Большинство
преступлений осуществлялось как рядовыми
сотрудниками, так и руководителями высшего
звена на протяжении длительного времени
и по заранее спланированным схемам. Наиболее
частыми были случаи занижения стоимости
или сокрытия от таможенного оформления
ввозимого груза с целью уменьшения уплаты
взимаемых таможенных платежей; непривлечения
к ответственности лиц, совершивших таможенные
правонарушения, и возвращения им товара,
подлежащего конфискации; составления
фиктивных статдеклараций с искусственным
занижением количества ввозимого товара
и оказания услуги в использовании более
выгодного таможенного режима. УБЭП активно
противодействует распространению поддельных
денежных знаков. Зарегистрировано около
2200 фактов сбыта фальшивок (в основном
это американские 100-долларовые купюры),
из них 230 фактов сбыта поддельных банкнот
Нацбанка РБ различного номинала. Показательно,
что количество фактов сбыта поддельной
российской валюты, в основном номиналом
1000 рублей, увеличилось более чем в два
раза.
Сотрудники УБЭП ведут постоянную работу
по защите прав на объекты интеллектуальной
собственности. В 2006 г. у нарушителей было
изъято свыше 60 тыс. единиц контрафактной
аудиовизуальной продукции. [21]
В 2008 г. правительством планируется искоренить
факты незаконной деятельности и легализовать
доходы в различных сферах бизнеса.
Разработанный проект системы мер предусматривает,
в частности, создать условия для учета
услуг, которые оказываются населению.
Это коснется как физических лиц, так и
представителей бизнеса.
Например, предлагается ввести имущественный
налоговый вычет по подоходному налогу
— в размере, который граждане затратили
на оплату услуг по ремонту жилых помещений,
выполненных юридическими или физическими
лицами. Также планируется реформировать
ставки подоходного налога, перейти от
прогрессивной шкалы к пропорциональной
ставке, что, по мнению инициаторов, должно
снизить заинтересованность граждан скрывать
реально полученные доходы.
Рассматривается вопрос
об отмене налога на услуги парикмахерских,
чтобы снизить цены на услуги легально
работающих салонов.
Также правительство продолжает использовать
проверенный способ борьбы с теневым оборотом
товаров — маркировки их контрольными
знаками, по части которой Беларуси в мире
равных нет.
Как заявил недавно замминистра по налогам
и сборам Василий Каменко, по итогам 2007
года от производителей и импортеров товаров,
охваченных маркировкой, налоговые поступления
выросли в 2-3 раза.
Маркировку предлагается распространить
на компьютерную технику (системные блоки,
ноутбуки) и части, а также запасные части
и комплектующие к автомобилям (аккумуляторы,
шины). А из перечня видов деятельности,
по которым уплачивается единый налог,
предлагается исключить розничную торговлю
автозапчастями, а также обувью.
Предполагается также разработать проект
указа президента, предусматривающего
меры по пресечению выплаты доходов гражданам
«в конвертах».
Размер теневой
экономики, по данным Министерства по
налогам и сборам, составляет сегодня
(2008) около 15% от ВВП (правда, по мнению независимых
экспертов, эта цифра в несколько раз больше).
В результате казна недополучает около
6 триллионов рублей налоговых поступлений.
Упор на «отбеливание» доходов строительного
сектора делается не случайно. Ежегодный
теневой оборот строительной отрасли
Беларуси оценивается в сумму более полумиллиарда
долларов. Строители, нелегально оказывающие
услуги по ремонту квартир, — давняя проблема
налоговиков. Впрочем, это не мешает им
пользоваться такими услугами для собственных
нужд. Ведь это значительно дешевле, чем
у строительных фирм.
Экономическая свобода, теневая экономика
и коррупция теснейшим образом переплетены.
Чем больше этой свободы, тем меньше сектор
теневой экономики. Если в стране относительно
невысокий уровень налогообложения, нет
или сведены к минимуму административные
барьеры, работника легко и недорого нанять,
платить ему зарплату или уволить, а фирму
— создать или закрыть, то мотивация предпринимателей
по уводу своей деятельности в тень сведена
к минимуму. И наоборот, когда эти и другие
факторы имеются в наличии, то экономика
будет стремиться к росту неформального
сектора.
Сложные
и противоречивые правила ведения бизнеса
в Беларуси приводят к тому, что уровень
теневой экономики остается достаточно
высоким уже долгое время. Так, согласно
опросу, проведенному Исследовательским
центром ИПМ, в 2007 году 42,5% респондентов
охарактеризовали объем теневого оборота
своих предприятий до 25%, в 2000 году таких
респондентов насчитывалось 43%.
[20]
Государственный таможенный комитет Беларуси считает необходимым усилить меры контроля по пресечению теневых схем провоза запасных частей к автомобилям, а также овощей и фруктов.
Особо опасные виды контрабанды - наркотики (в 2008 году задержано 20 кг). Выявлен незаконный провоз оружия и боеприпасов. Кроме того, в теневые схемы провоза часто попадают текстиль, обувь и другие товары легкой промышленности. Так, недавно задержана крупная партия текстиля на сумму более Br100 млн.
Серьезная работа ведется по контролю за вывозом цветных и черных металлов из страны. Более 200 т цветных и черных металлов задержано при попытке их вывоза. За 8 месяцев 2008 года в ходе операций таможенного контроля, специальных и оперативно-розыскных мероприятий таможенные органы выявили более 10 тыс. нарушений таможенного законодательства. Возбуждено 39 уголовных дел, пресечено 19 попыток контрабанды наркотиков.[21]
В развитии теневой экономики Республики Беларусь можно выделить 3 этапа:
Для первого этапа характерны следующие черты: неформальная занятость в сфере услуг, нелегальная торговля товарами, валютные спекуляции, фиктивная экономика, взяточничество, использование служебного положения; для второго – резкий рост объемов теневой деятельности, в частности, расширение неформальной занятости, неучтенной деятельности малых предприятий; развитие скрытого производства; преобладание в нелегальной экономике краж, должностных преступлений, наркобизнес, торговля оружием, преступления связанные с угоном транспортных средств.
С 1996 г. теневая экономика в республике приобретает ярко выраженную специфику, которая обусловлена продолжающейся стагнацией производства и усилением директивных элементов в государственном регулировании. Имеют место:
Изучение взаимосвязи макроэкономической ситуации и теневой деятельности показало, что характер регулирования последней на каждом этапе существенно различается. На первом преобладал репрессивный подход, свойственный административно-командной системе: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, КГБ, Налоговой инспекции, Министерства финансов, улучшение координации действий спецслужб, общее ужесточение законодательства и т. д. На втором этапе доминировали либеральные методы, связанные с либерализацией теневого капитала, на третьем осуществлен частичный возврат к репрессивным методам: усилен финансовый и налоговый контроль, произведена перерегистрация предприятий с увеличением уставного фонда, заполнение налоговой декларации стало обязательным как для юридических, так и для физических лиц.[2, с. 182]
Таким образом, особенности проявления теневой экономики связаны прежде всего с тем, что в Беларуси происходит переход от жесткой централизованной системы управления государством к созданию механизма рыночного регулирования. А так как этот процесс значительно опережает формирование необходимой рыночной среды, создаются условия для интенсивного развития теневой экономики. Из этого следует необходимость глубокого анализа механизмов ее функционирования и поиск оптимального решения проблемы.
Информация о работе Особенности проявления теневой экономики в Республике Беларусь