Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:01, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации. Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач: конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора; анализ современного состояний рынка страховых услуг Российской Федерации; изучение основных направлений деятельности территориальных органов страхового надзора; выявление проблем государственного регулирования рынка страховых услуг и разработка направлений их решения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования рынка страховых услуг 4
1.1 Понятие и составляющие рынка страховых услуг 4
1.2 Государственное регулирование страховой деятельности. 10
Глава 2. Страхование как элемент правовой деятельности. 20
2.1. Нормативно-правовая база регулирования страхового рынка 20
2.2. Сравнительный подход к понятию «страхование» в различных видах права 28
2.3 Проблемы страхового надзора 31
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка страховых услуг 33
3.1 Современное состояние рынка страховых услуг Российской Федерации 33
3.2 Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг 37
3.3 Основные пути решения проблем государственного регулирования страховой деятельности 41
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 52
Тем
самым, можно говорить о том, что
страховой рынок как
К внутренней системе относятся следующие основные управляемые переменные:
К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные ресурсы:
Внешнее окружение рынка – это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может оказывать определенное воздействие, и неуправляемых составляющих, неподвластных влиянию страховщика.
К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся:
Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция: между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово-кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и нефинансовыми институтами.
К одному из важнейших участников страхового рынка можно отнести государство. Функционирование страхового рынка немыслимо без участия в нем государства. В связи с началом рыночных преобразований уже не требовалось абсолютного контроля со стороны социалистического государства в сфере производства и распределения товаров и услуг через систему централизованного планирования. Не явилась исключением и сфера страхования. Однако в наши дни активная экономическая политика государства, в том числе и в сфере страхования, все больше становится необходимым элементом и составным звеном современной рыночной системы.
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств в рамках страховой деятельности с помощью определенного комплекса мер, действий.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), является Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).
Федеральная служба страхового
надзора образована в соответствии
с Указом Президента РФ №314 от 9 марта
2004 года "О системе и структуре
федеральных органов
Федеральная служба страхового надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
В основу законодательства,
регулирующего страховое дело в
России, положен Гражданский кодекс
РФ, а также Федеральный закон
"Об организации страхового дела
в РФ". Существенную часть этой
системы, помимо сугубо страхового законодательства,
составляют подзаконные акты органов
надзора и ведомственные
Впервые Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Впоследствии была создана Федеральная служба страхового надзора для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
В ст. 5 Положения о Федеральной службе страхового надзора указаны многочисленные полномочия данного органа власти:
По российскому законодательству государственному регулированию подлежат:
Основными направлениями государственного регулирования страховой деятельности являются:
1)
прямое участие государства в
становлении страховой системы
защиты имущественных
2)
законодательное обеспечение
3)
государственный надзор за
4)
защита добросовестной
Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
Рассмотрим каждое направление более подробно.
1. Прямое
участие государства в
2. Законодательное
обеспечение страховой
Правовое
регулирование страховых
Взаимоотношения
субъектов страхового рынка регламентируются
главой 48 Гражданского кодекса РФ и
Федеральным законом "Об организации
страхового дела в РФ", затем следуют
ряд федеральных законов по конкретным
видам страхования, в частности "О
медицинском страховании
3. Государственный
надзор за страховой
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
Росстрахнадзор, согласно закону Российской Федерации об организации страхового дела в РФ, занимается выдачей лицензий на осуществление страховой деятельности. Порядок получения страховой компанией лицензии регламентируется Условиями лицензирования. При этом законом "Об организации страхового дела в РФ" определены минимальные размеры уставных капиталов. По закону минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:
Лицензия,
предоставляющая право
Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.
Лицензии выдаются на осуществление
добровольного и обязательного
личного страхования, имущественного
страхования и страхования
Например,
не требует получения лицензии деятельность,
связанная с оценкой страховых
рисков, определением размера ущерба,
размера страховых выплат, иная консультационная
и исследовательская
Итак, в рамках лицензирования Росстрахнадзор выдает предписания, имеет возможность ограничивать действие лицензий, приостанавливать действие лицензий и отзывать лицензии на осуществление страховой деятельности.
Предписание — это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.
Предписания выдаются федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и их территориальными органами при выявлении нарушений страховщиками требовании законодательства страховании.
Информация о работе Особенности регулирования рынка страховых услуг