Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 05:01, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации. Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач: конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора; анализ современного состояний рынка страховых услуг Российской Федерации; изучение основных направлений деятельности территориальных органов страхового надзора; выявление проблем государственного регулирования рынка страховых услуг и разработка направлений их решения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования рынка страховых услуг 4
1.1 Понятие и составляющие рынка страховых услуг 4
1.2 Государственное регулирование страховой деятельности. 10
Глава 2. Страхование как элемент правовой деятельности. 20
2.1. Нормативно-правовая база регулирования страхового рынка 20
2.2. Сравнительный подход к понятию «страхование» в различных видах права 28
2.3 Проблемы страхового надзора 31
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка страховых услуг 33
3.1 Современное состояние рынка страховых услуг Российской Федерации 33
3.2 Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг 37
3.3 Основные пути решения проблем государственного регулирования страховой деятельности 41
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 52
Страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования.
Если страхователь (выгодоприобретатель) отказался от своего права требования к лицу, ответственному за убытки, возмещенные страховщиком, или осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя (выгодоприобретателя), страховщик освобождается от уплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей части и вправе потребовать возврата излишне уплаченной суммы возмещения.10
Особенность
правового регулирования
Система российского страхового законодательства – это самостоятельный правовой институт, объединяющий нормы различных отраслей права.
Рассмотрим краткую характеристику отдельных элементов страхового права Российской Федерации.
Гражданское
право – регламентирует заключение,
действие и прекращение договора
страхования, а также создание и
ликвидацию страховщиков, страховых
посредников, общие и специальные
вопросы действительности сделок по
страхованию и включает в частности:
Гражданский Кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 27
ноября 1992 года №4015-1 «Об организации
страхового дела в Российской Федерации»;
Кодекс торгового мореплавания; Закон
«О несостоятельности (банкротстве)»
от 8 января 1998 года; Федеральный закон
от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном
страховании гражданской
Гражданский
Кодекс Российской Федерации, регулируя
общие обязательственные
К обязательным видам страхования относятся:
Эти виды деятельности осуществляются
на основании законов или иных
правовых актов и договоров страхования.
Исключением является обязательное
государственное страхование, осуществляемое
непосредственно на основании законов
и иных правовых актов и не требующее
заключения договора страхования. Остальные
виды страховой деятельности определены
в качестве добровольных и проводятся
только на основании договоров
Административное право – регулирует отношения между государством и участниками страхового рынка и включает: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 мая 2007 года №82-ФЗ «О банке развития»; Федеральный закон от 29 ноября 2007 года №286-ФЗ «О взаимном страховании».
Финансовое право – регламентирует отношения между организациями, страхователями и государством: Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ; Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 8 августа 2005 года №100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов» ; Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 года №51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» ; Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 2 ноября 2001 года №90н «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств».
В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что совершенствование страхового рынка продолжается. Помимо указанных нормативных актов отношения по страхованию могут регламентироваться по обоюдному согласию сторон стандартными правилами страхования соответствующего вида, принятыми, одобренными или утвержденными страховщиком либо объединением страховщиков, которые издаются в качестве примерных (Ст. 943 ГК РФ). Запрещено страхование противоправных интересов; расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников, убытков от участия в играх, лотереях, пари (Ст. 928 ГК РФ)
Эффективность государственного
контроля и надзора за деятельностью
страховых организаций может
быть сведена к следующим
С этой точки зрения современная система российского страхового надзора малоэффективна. Это может быть объяснено следующими причинами.
Указанные проблемы могут
быть в значительной мере решены путем
принятия специального закона "О
страховом надзоре", как это
предусмотрено Гражданским
Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.
В настоящее время экспертами отмечается существенное увеличение числа страховых компаний. Однако наличие большого числа страховых фирм отнюдь не говорит о большой емкости российского страхового рынка.
В последнее время структура операций российских страховщиков выглядит следующим образом:
Значительный удельный вес операций
добровольного личного
Что касается страхования имущества и ответственности, то причин низкого уровня развития этих видов страхования несколько. Первая, и, по-видимому, главная, - недостаточные финансовые возможности потенциальных клиентов. Вторая – отсутствие мотивов для заключения договоров страхования. Крупные промышленные предприятия, пройдя этап приватизации, только начинают проявлять интерес к страхованию своего имущества. Основная же масса предпринимателей не имеет достаточных стимулов и финансовых ресурсов для обеспечения своей страховой защиты.13
Наименее развитым в России является рынок страхования населения. Имеющиеся свободные средства люди предпочитают хранить у себя дома, конвертировать в твердую валюту, либо, в крайнем случае, хранить в банках.
Хранение в банках имеет смысл, поскольку доход, полученный от такого размещения, по действующему законодательству, налогом у физического лица не облагается.
Таким образом, в условиях весьма значительных
потенциальных возможностей российского
рынка страховых услуг
Информация о работе Особенности регулирования рынка страховых услуг