Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. За последние годы, немногие события в мировой экономике привлекали к себе столь пристальное внимание, как становление Китайской Народной Республики в качестве торговой державы. Внешняя торговля превратилась в мощный двигатель экономики. Высокие показатели экономического роста, достигнутые Китаем, поражают стороннего наблюдателя. В настоящее время Китай воспринимается почти исключительно как страна, в высшей степени успешно осуществляющая рыночные реформы и являющая собой выдающийся пример динамичного развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………….………………….…………………………3
Глава 1. Особенности социально-экономического развития Китая...…………5
1.1 Анализ экономического положение Китая………………………...…5
1.2 Динамика зарубежных инвестиций Китая……………..…………..…8
1.3 Валютно-финансовая система Китая………………….…………..…11
1.4 Внешняя торговля………………….…………………………...…….17
Глава 2. История регулирование внешнеэкономической деятельности в Китае…………………….………………….………………….…………...…….26
2.1 Правовая база по регулированию ВЭД в Китае…………………….26
2.2 Вступление Китая в ВТО………….………………………………….32
Глава 3. Основные инструменты регулирования ВЭД в Китае………..……..35
3.1 Экспортно-импортные тарифы………………….………………..….35
3.2 Антидемпинговое регулирование………………….…………...……36
3.3 Нетарифное регулирование………………….……………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………..……………..………………….…..39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………..……………………...…..44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КОНЕЧНАЯ.doc

— 572.00 Кб (Скачать файл)

Согласно статье 3 закона КНР «О внешней торговле» за внешнюю торговлю и экономические связи на всей территории страны отвечает Госсовет и подчиненные ему органы. Государство в свою очередь создает единую систему внешней торговли и поощряет её развитие, поддерживает справедливый и свободный порядок внешней торговли. Также КНР стимулирует и развивает торговые отношения с другими странами и регионами на принципах равенства и взаимной выгоды, заключает договоры о создании таможенных союзов, либо принимает в них участие, заключает соглашения о зонах свободной торговли и другие региональные торгово-экономические договоры, участвует в региональных экономических организациях.

В отношении импорта  и экспорта части товаров могут быть применены меры по государственному торговому хозяйствованию. Операции по импорту и экспорту товаров, торговля которыми подлежит государственному хозяйствованию, могут выполняться только предприятиями, у которых есть соответствующее право. Но государство может разрешить заниматься импортом и экспортом некоторой части товаров, торговля которыми подлежит государственному хозяйствованию, предприятиям, у которых нет соответствующего права. Отдел Госсовета, который ведает внешней торговлей, публикует каталоги товаров, торговля которыми подлежит государственному регулированию, и каталоги предприятий, у которых есть право на торговлю такими товарами, а также меры и постановления по регулированию, которые издают соответствующие отделы Госсовета Таможня не пропустит товар, торговля которым подлежит государственному регулированию, при самовольном его импорте и экспорте.

Третья глава посвящена  регулированию импорта и экспорта товаров и технологий. В соответствии с данным законом государство  разрешает свободный импорт и экспорт товаров и технологий за исключением тех случаев, когда законы или административные правила предусматривают иное.

Государство может ограничить, либо запретить импорт или экспорт, если эти товары угрожают безопасности государства, здоровью и жизни человека, и окружающей среде, в целях эффективной защиты ресурсов, а так же финансового положения государства.

Контроль над товарами, экспорт или импорт которых ограничен, ведётся в форме выдачи квот, лицензий и иными методами.

Согласно закону государство также охраняет права интеллектуальной собственности, которые имеют отношение к международной торговле. Если экспортируемые и импортируемые товары нарушают права интеллектуальной собственности, вредят порядку внешней торговли, отдел Госсовета, который ведает внешней торговлей, может в течение определённого периода принимать меры по запрету импорта и экспорта товаров, которые нарушают право правообладателя на производство и продажу, а также другие меры.

Шестая глава посвящена  порядку внешней торговли. В процессе занятия внешнеторговой деятельностью недопустимы:

  • нарушения антимонопольного законодательства и монопольные действия, идущие вразрез с соответствующими законами, административными актами.
  • продажи по несправедливо заниженным ценам, торги по сговору, публикация ложной рекламы, приём и дача коммерческих взяток и другие проявления несправедливой конкуренции.

Отдел Госсовета, который  ведает внешней торговлей, может  предпринять необходимые меры для  устранения угрозы, если есть нарушения указанных норм и угроза порядку международной торговли.

Закон КНР «О Внешней торговле» также в целях поддержания порядка международной торговли разрешает отделу Госсовета, который ведает внешней торговлей, самостоятельно либо совместно с другими отделами в составе Госсовета проводить исследования в сфере международной торговли. А организации и физические лица должны оказывать содействие, проводить согласования и координации для проведения исследований. Государство, исходя из результатов исследований внешней торговли, может предпринимать шаги по материальной поддержке внешней торговли.

Для того чтобы отвечать на внезапные вызовы и неожиданные  ситуации, которые возникают во внешней  торговле, для поддержания государственной экономической безопасности отдел Госсовета, который ведает внешней торговлей, и другие соответствующие отделы в составе Госсовета создают механизм прогнозирования и предупреждения непредвиденных обстоятельств, который действует в сфере импорта и экспорта товаров, импорта и экспорта технологий и международной торговли услугами. Во время военных действий либо для поддержания международной безопасности и мира во всём мире допускается применение любых необходимых мер в отношении импорта и экспорта.

Отдел Госсовета, который  ведает внешней торговлей, в соответствии с данным законом и другими соответствующими нормами законодательства, проводит двухсторонние либо многосторонние переговоры, согласования, и разрешение споров в отношении внешней торговли.

«Свод арбитражных правил международной торгово-экономической арбитражной комиссии» (Введен в действие 01.10.2000 года) сообщает о создании китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии с целью защиты законных интересов сторон, стимулирования развития внутренних и международных торгово-экономических связей, независимо и беспристрастно решает все споры, касающиеся международных договорных и внедоговорных, экономических и торговых отношений.

В феврале 2005 году Минкоммерции КНР официально опубликовало «Правила осуществлении лизинговой деятельности иностранными инвесторами». Правила содержат 23 статьи, в которых изложены формы лизинговой деятельности иностранных инвесторов, порядок подачи заявлений и получения разрешений, принципы организации лизинговой деятельности и конкретные меры по контролю и управлению этой деятельностью. Правила вступили в силу с 5 марта 2005 года. Основные изменения предусматривают снижение минимального взноса иностранного партнера для создания предприятия в сфере лизинговой деятельности. Он определен в 5 млн. долл., что соответствует обязательствам, взятым КНР в ВТО. Снижен уровень зарегистрированного уставного капитала: с ранее действовавшего в 20 млн. долл. до 10 млн. долл. Иностранные компании, занимающиеся лизинговой деятельностью, должны обращаться с заявлениями для получения разрешения на занятие такой деятельностью в местные органы управления.

С 1 марта 2005 года в КНР  вступили в силу «Положения КНР о проведении расследований по введению внешнеторговых барьеров». Предполагается, что применение положение этого документа позволит устранить нерациональные ограничения на импорт, экспорт и китайские инвестиции в зарубежные страны.

С 1 мая 2005 года в Китае  вступили в силу новые «Правила регулирования возврата (освобождения) налогов при экспорте товаров».  Данные правила вводятся в опытном порядке (взамен существовавших с 1994 года ранее действовавших правил) и были приведены в соответствие с новой редакцией закона «О внешней торговле КНР» Государственным комитетом по налогам и пошлинам. Основные особенности новых правил: изменилось понятие экспортера; расширена сфера получателей возврата (освобождения) налогов при экспорте - субъекты, специально занимающиеся внешнеторговой деятельностью, к которым относятся зарегистрированные промышленно-торговые единицы, наделенные министерством коммерции КНР и уполномоченными им организациями правом для осуществления экспорта юридические лица и прочие организации, а также физические лица. В 2005 году принят «Закон КНР об антимонопольной деятельности» По заявлению китайских властей ожидается, что в Китае произойдет принципиальное изменение методов управления внешнеторговой деятельностью.

Госсовет утвердил «Концепцию привлечения иностранных инвестиций на 11 пятилетку 2006-2010 гг.». В документе прогнозируется, что в течение 11-ой пятилетки может произойти существенное изменение в сторону увеличения объемов привлекаемых инвестиций преимущественно в Западные и Центральные регионы Китая. Формирование подобной тенденции обусловливается тем, что в Восточных прибрежных регионах страны происходит все большее повышение себестоимости производственных факторов.

В середине июня 2003г. между  Китаем и Таиландом подписано  соглашение о свободной торговле овощами и фруктами. 14 января 2007 года в Себу (Филиппины) Китай и АСЕАН  подписали Соглашение о торговле услугами в рамках зоны свободной торговли, что послужило более прочной основой для своевременного завершения строительства зоны свободной торговли Китай-АСЕАН.

Таким образом, можно  сделать вывод, что Китай проводит всестороннюю реформу законодательной базы в области внешней торговли для улучшения благосостояния народа страны и развития экономики государства. Ведется работа по расширению возможностей китайских национальных отраслей промышленности и различных предприятий на мировом рынке, а так же по защите их интересов как в торговле внутри страны, так и за ее пределами.

2.2 Вступление  Китая в ВТО

 

Вступление в ВТО  принесло пользу Китаю и всей мировой  экономической системе. Членство в ВТО должно способствовать дальнейшему экономическому росту Китая на фоне проводящихся в этой стране структурных реформ. Азиатские соседи Китая должны быть готовы и к усилению конкуренции со стороны Китая, и к появлению новых экспортных возможностей.

Торговые споры между  Соединенными Штатами и Китаем, вероятнее  всего, усилятся, поскольку Китай будет стараться выполнять свои обязательства, и поскольку обе стороны имеют доступ к установленным в ВТО процедурам разрешения споров.

Между тем Соединенные  Штаты и другие страны работают над  тем, чтобы смягчить трения в сфере торговли путем предоставления помощи в вопросах подготовки и обучения и других видов технической помощи.

Получив членство во Всемирной  торговой организации 11 декабря 2001 года, Китай стал одной из последних  крупнейших торговых держав, вступивших в эту организацию. Мир получил ясный сигнал: Китай готов к тому, чтобы стать полноценным игроком на глобальной экономической сцене. Членство в ВТО принесет Китаю огромные преимущества в виде расширения торговли, усиления экономических реформ, привлечения дополнительных иностранных инвестиций и укрепления власти закона.

В самом Китае членство в ВТО, несомненно, увеличит ответственность, возлагаемую на китайское руководство и китайский народ, и поставит перед ними сложные задачи. За пределами Китая это коренным образом изменит конфигурацию его отношений с другими странами, особенно с Соединенным Штатами, - самым крупным рынком для экспорта китайских товаров, не говоря уже о соседях Китая в Азиатском регионе.

Одно ясно: изменения, вызванные вступлением Китая  в ВТО, выйдут далеко за рамки его торговых отношений с другими странами и создадут немало преимуществ и проблем. Вопрос о наиболее оптимальном использовании преимуществ и смягчении рисков по-прежнему выступает предметом серьезных споров между экономическими стратегами, деловыми людьми и потребителями.

 Исходя из текущего  состояния экономики Китая можно  выделить следующие основные положительные стороны членства данной страны в ВТО10.

Во-первых, это увеличение экспорта продукции сектора высокотехнологичного промышленного бизнеса, который очень привлекает транснациональные корпорации и имеет серьезные шансы утвердиться на мировом рынке.

Во-вторых, ожидается  дальнейший рост объемов традиционных товаров китайского экспорта (одежда, обувь, мебель, игрушки и игры, прочие потребительские товары).

В-третьих, динамично  растет сектор коммерческих услуг —  туристических, транспортных, коммуникационных, компьютерных, информационных и пр. КНР занимает третье место по экспорту коммерческих услуг в Азии после Японии и Гонконга и восьмое место в мире.

В-четвертых, усиление процессов  либерализации китайской экономики  в рамках ВТО обусловит развитие конкуренции не только на внешнем  рынке, но и между самими китайскими предприятиями, ибо постепенно будут  разрушаться барьеры, сдерживающие конкуренцию госпредприятий с негосударственными внутренними товаропроизводителями.

В-пятых, членство в ВТО  делает Китай более привлекательным  объектом для иностранных инвесторов.

В-шестых, нельзя забывать и о том, что Китай получил  возможность защищать свои торговые интересы, используя для этого имеющуюся в ВТО систему урегулирования разногласий. Члены ВТО не смогут предпринимать на своих рынках дискриминационные меры в отношении китайских товаров.

Наряду с данными  позитивными изменениями в своей  экономике КНР столкнулась и с рядом проблем, среди которых мы выделили следующие.

Во-первых, снижение тарифов  сильно ударило по ряду отраслей экономики  КНР, из которых в наиболее значительной степени пострадали текстильная, химическая промышленность, деревообработка, сельское хозяйство и, особенно, машиностроение. В частности, далеко в неоднозначном положении из-за вступления КНР в ВТО находится в настоящее время отрасль автомобилестроения.

Во-вторых, государство  потеряло контроль над целым рядом  отраслей, зачастую достаточно важных, таких как банковская сфера и транспорт. В частности, у внутренних финансовых институтов появились высокие риски, и эти институты по менеджменту и стандартам заметно проигрывают иностранным банкам и страховым компаниям.

В-третьих, что касается социальной сферы, то членство Китая в ВТО привело к реструктуризации рабочей силы и усилению неравенства в обществе, сопровождающегося появлением очень богатых и очень бедных слоев населения.

Информация о работе Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности в Китае