Особенности российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

Цель данного исследования - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
В реферате рассмотрен современный рынок труда города Москвы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные характеристики рынка труда
1.1 Нормативно-правовая база, применяемая для использования рынка труда
1.2 Анализ состояния рынка труда в РФ
1.3 Анализ рынка труда в странах Западной Европы и США
1.4 Анализ рынка труда во Владимирской области
Глава 2. Анализ состояния дел рынка труда в Москве
2.1 Анализ ситуации и основные проблемы на рынке труда в 2007-2009 годах
2.2 Оценки состояния рынка труда на конец 2009 года
2.3 Прогноз рынка труда и политика занятости населения в 2010 году
2.4 Ключевые проблемы на рынке труда и в сфере занятости города Москвы
Глава 3. Совершенствование рынка труда в Москве
3.1 Мероприятия по совершенствованию
Заключение
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.rtf

— 326.55 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт (факультет) малого и среднего бизнеса

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Экономика и социология труда»

на тему:

«Особенности российского рынка труда»

 

 

Выполнил:

ст. гр. МИ-107

Е.А. Исаева

Принял:

Н.В. Андреева

 

 

 

 

 

 

Владимир 2010

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Основные характеристики рынка труда

1.1 Нормативно-правовая база, применяемая для использования рынка труда

1.2 Анализ состояния рынка труда в РФ

1.3 Анализ рынка труда в странах Западной Европы и США

1.4 Анализ рынка труда во Владимирской области

Глава 2. Анализ состояния дел рынка труда в Москве

2.1 Анализ ситуации и основные проблемы на рынке труда в 2007-2009 годах

2.2 Оценки состояния рынка труда на конец 2009 года

2.3 Прогноз рынка труда и политика занятости населения в 2010 году

2.4 Ключевые проблемы на рынке труда и в сфере занятости города Москвы

Глава 3. Совершенствование рынка труда в Москве

3.1 Мероприятия по совершенствованию

Заключение

Список используемой литературы и источников

 

 

Введение

 

Рынок труда -- одно из наиболее важных звеньев современной экономики. Смена экономического режима неизбежно принимает здесь особенно болезненные формы, поскольку для миллионов людей трудовая деятельность является основным источником дохода и главным полем личностной самореализации.

При анализе состояния современного рынка труда необходимо остановиться на следующих проблемах:

1. Российский рынок труда.

2. Рынок труда и социально-демографические группы безработных.

3. Современные процессы занятости и проблемы ее регулирования.

Главная задача предлагаемого анализа -- выявить специфику "российского пути" в сфере занятости.

Цель данного исследования - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

В реферате рассмотрен современный рынок труда города Москвы.

 

 

Глава 1. Основные характеристики рынка труда

 

Рынок труда - это совокупность экономических отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы, в которые вступают прежде всего основные контрагенты: работодатели и лица, желающие стать наемными работниками. Это определяет основную конъюнктуру рынка труда, на которую, кроме того, влияет государственная политика на рынке труда.

 

1.1 Нормативно-правовая база, применяемая для использования рынка труда

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2009 г. N 1199-ПП

О программе содействия занятости населения на 2010 год.

      В целях организации и поддержания эффективной занятости населения, сохранения и оптимизации системы рабочих мест, обеспечения полноты и качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения, совершенствования управления рынком труда в условиях воздействия мирового финансово-экономического кризиса.1

Основные задачи программы:

Сдерживание роста безработицы и снижение напряженности на рынке труда;

Содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;

Повышение эффективности предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения за счет проведения активных мер и использования современных технологий;

Повышение результативности ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

Осуществление комплекса профориентационных услуг населению и психологической поддержки безработных граждан;

Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в соответствии с потребностями рынка труда;

Своевременное оказание безработным гражданам социальной поддержки в виде пособия по безработице и материальной помощи;

Реализация специальных мер содействия занятости молодежи;

Оптимизация численности иностранных граждан - трудовых мигрантов на рынке труда, совершенствование форм и методов работы по регулированию трудовой миграции;

Повышение эффективности государственного регулирования в сфере занятости населения на основе принципов социального партнерства.

Основные целевые показатели на 2010 год:

Обращения по вопросу трудоустройства - 280 тыс. граждан;

Трудоустройство 160 тыс. граждан, из них на общественные и временные работы 48,5 тыс. человек;

Ярмарки вакансий - 200 единиц;

Профессиональная ориентация населения и психологическая поддержка безработных граждан - 178,6 тыс. человек;

Профессиональное обучение - 44,2 тыс. человек.

Основные мероприятия программы:

Совершенствование нормативной правовой базы и методического обеспечения реализации государственной политики занятости;

Мониторинг рынка труда и прогнозирование занятости;

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;

Развитие системы рабочих мест и повышение качества рабочих мест;

Содействие трудоустройству граждан и подбору персонала для работодателей;

Повышение качества, конкурентоспособности, профессиональной мобильности рабочей силы;

Социальная поддержка безработных граждан в период безработицы;

Оптимизация привлечения иностранных работников;

Реализация права граждан на альтернативную гражданскую службу;

Обеспечение функционирования службы занятости и внедрение информационных технологий;

Обеспечение социального партнерства на рынке труда и координация действий в сфере занятости населения;

Реализация антикризисных мероприятий.2

 

1.2 Анализ состояния рынка труда в РФ

 

Разработанная Министерством здравоохранения и социального развития концепция развития рынка труда на ближайшие три года призвана помочь преодолеть нарастающий кризис на рынке труда и создать условия для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики.  
На ближайшие три года план-минимум таков:

перераспределение работников по территории страны, корректировка объема подготавливаемых специалистов по тем или иным профессиям;

изменение отношения к высшему образованию;

исправление дисбаланса в структуре занятости за счет корректировки числа и качества подготавливаемых специалистов, в первую очередь, по заказам работодателя;

совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости;

повышение минимального размера оплаты труда (на начало 2007 года он составлял 4,9 тыс. рублей) до уровня прожиточного минимума для трудоспособного гражданина (однако отмечается, что «резкое» повышение нежелательно, так как это может привести к краху отдельных предприятий и даже отраслей, в частности, в сельском хозяйстве);

совершенствование системы мониторинга рынка труда, повышение территориальной мобильности работников, стимулирование экономической активности населения, развитие кадрового потенциала, оптимизация привлечения в Россию иностранной рабочей силы, повышение качества рабочих мест.

В  трудоспособном возрасте в России находится 93,3 млн. человек, экономически активное население составляет 74,5 млн., занятых в экономическом производстве 69,1 млн., безработных по методике Международной организации труда насчитывается 5,1 млн., тогда как официально зарегистрированных безработных всего лишь 1,7 млн. человек.

По прогнозам с 2005 по 2015 год естественная убыль трудоспособного населения в РФ составит 9 млн. человек. Ожидается также естественная убыль населения вследствие длительной тенденции к старению во всех федеральных округах, хотя и с уменьшением ее интенсивности. В любом случае даже явные позитивные демографические сдвиги не смогут дать результаты в короткие сроки. По мнению ряда экспертов, России необходимо восполнить убыль трудоспособного населения за счет притока иммигрантов. Некоторые авторитетные ученые даже высказывают тезис, что «любая миграция является благом для страны». На наш взгляд, это опасное заблуждение. В погоне за экономической выгодой не следует забывать о необходимости сохранения традиционного этнокультурного баланса страны. Для будущего важно не только количество, но и качество иностранной рабочей силы.

 

1.3 Анализ рынка труда в странах Западной Европы и США

 

В России структура спроса на рабочую силу соответствует индустриальному обществу, решающему вопросы массового производства и насыщения рынка, в то время как спрос на американском рынке труда отражает структуру постиндустриального общества, в котором на первое место выходит индустриализация бизнес-процессов.

Последствием нарастания кадрового голода в Америке стало повышение мобильности рабочей силы и уменьшение срока работы на одном месте. В настоящее время 2/3 сотрудников американских компаний работают на одном месте менее пяти, а 1/2 -- менее двух лет. Для решения проблемы дефицита кадров Штаты стали развивать рынок временного персонала. На российском же рынке такие услуги только начинают появляться, так как рабочая сила на нем по-прежнему не очень дорогая, а деятельность предприятий не очень гибкая. Но хотя доля спроса на временный персонал в России сегодня не превышает и 10%, темпы его роста опережают спрос на постоянных сотрудников.

Следующее важное отличие: в США в сферу услуг вовлечено 80% трудоспособного населения, а у нас -- не более 20%. Однако на основании сравнения сегментов рынка и истории развития кадрового рынка в России можно прогнозировать, что в ближайшие годы спрос в сфере услуг будет развиваться более быстрыми темпами, чем в остальных областях.

Как мы уже отметили, дефицит кадров -- явление общемировое. За последние 5 лет в Европе, так же как в США и России, ситуация на рынке труда сильно изменилась. Но в отличие от США, в Европе кандидаты не спешат менять работу, а компании, стараясь экономить, все чаще закрывают вакансии путем реорганизации внутренних позиций и перераспределения обязанностей. Для европейских стран, так же как и для Штатов, лидерами спроса являются финансовые специалисты. Но структура спроса на финансистов разная: в Европе, как и в России, наблюдается большой дефицит корпоративных финансистов, в то время как в США наиболее востребованы специалисты сферы финансовых услуг (банковских, инвестиционных, страховых). Безусловно, спрос на корпоративных специалистов в области финансов за последние годы тоже претерпел значительные изменения. И у нас, и в Европе требуются не просто квалифицированные бухгалтеры, а финансисты, понимающие бизнес-процессы компании, принимающие участие в их развитии и умеющие прогнозировать будущее.

Все это позволяет сделать вывод, что на рынке труда в России происходят процессы, схожие с теми, которые наблюдаются и в других странах мира. Уникальность же ситуации в том, что у нас многие процессы идут параллельно, и каждый год мы преодолеваем дистанцию в темпе, многократно превышающем темп, который демонстрировала экономическая история Запада.

 

1.4 Анализ рынка труда во Владимирской области

 

Денежные доходы населения в 2009 году, по предварительной оценке, сложились в сумме 176737,7 млн. рублей и увеличились по сравнению с 2008 годом на 6,2%, денежные расходы соответственно - 174361,6 млн. и на 9,9%. Превышение доходов над расходами составило 2376,1 млн. рублей.

В структуре использования денежных доходов несколько сократилась доля потребительских расходов и обязательных платежей при значительном увеличении доли сбережений.

Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) по сравнению с 2008 годом снизились, по предварительной оценке, на 4,1%.

Денежные доходы на душу населения составили в среднем 10229,6 рубля, (106,6% к 2008 году).

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, включая субъекты малого предпринимательства, увеличилась на 8,8% и составила 13118 рублей. Реальная заработная плата уменьшилась на 2,9%.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за IV квартал 2009 года утверждена постановлением Губернатора области в размере 4973 рубля, что ниже её уровня за предыдущий период на 93 рубля или 1,8%.

По данным территориального органа государственной статистики, на 1 января т.г. задолженность по заработной плате зафиксирована в 11 организациях области на сумму 20,6 млн. рублей. По сравнению с предыдущим месяцем она увеличилась на 1,9 млн. рублей (на 10,3%), началом года - 11,6 млн. рублей (в 2,3 раза).

Основная её часть приходилась на организации обрабатывающего производства - 15,9 млн. рублей (77,2% от общего объёма). За декабрь прошедшего года её размер увеличился на 2,6 млн. рублей (на 19,8%). Задолженность в строительстве возросла на 63,9%. При этом в сельском хозяйстве долги по заработной плате снизились на 33,1%, учреждениях, занимающихся научными исследованиями и разработками - 41,8%.

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней на 1 января т.г. отсутствовала. Просроченной задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы не имелось.

По состоянию на 1 января т.г. численность пенсионеров области составила 451579 человек. Средний размер назначенной месячной пенсии сложился в сумме 6048,26 рубля.

Информация о работе Особенности российского рынка труда