Особенности российского рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

Цель данного исследования - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
В реферате рассмотрен современный рынок труда города Москвы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные характеристики рынка труда
1.1 Нормативно-правовая база, применяемая для использования рынка труда
1.2 Анализ состояния рынка труда в РФ
1.3 Анализ рынка труда в странах Западной Европы и США
1.4 Анализ рынка труда во Владимирской области
Глава 2. Анализ состояния дел рынка труда в Москве
2.1 Анализ ситуации и основные проблемы на рынке труда в 2007-2009 годах
2.2 Оценки состояния рынка труда на конец 2009 года
2.3 Прогноз рынка труда и политика занятости населения в 2010 году
2.4 Ключевые проблемы на рынке труда и в сфере занятости города Москвы
Глава 3. Совершенствование рынка труда в Москве
3.1 Мероприятия по совершенствованию
Заключение
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.rtf

— 326.55 Кб (Скачать файл)

В течение 2010 года в структуре занятости произойдут изменения, вызванные кризисом, - доли занятых в торговле, финансовом секторе стабилизируются, снизится доля занятых в строительстве.

Реализация федеральных программ модернизации экономики Российской Федерации будет сопровождаться оптимизацией персонала хозяйствующих субъектов, что приведет к росту безработицы.

В 2010 году общая численность безработных (по методологии МОТ) в среднегодовом исчислении составит по реалистическому варианту 150 тыс. человек (2,3% от численности экономически активного населения). Диапазон крайних (оптимистического и пессимистического) вариантов составит 120-180 тыс. человек. Состав безработных по обследованиям (по критериям МОТ) существенно не изменится, за исключением возможного увеличения доли лиц, высвобожденных с предприятий, и доли граждан, ищущих работу более 1 года.

Обращаемость граждан в службу занятости по вопросу трудоустройства останется на достаточно высоком уровне и в 2010 году составит 280 тыс. человек.

В условиях кризиса сохранение трудоустройства граждан на уровне предшествующих лет представляет собой трудную задачу. Но увеличение в начале 2009 года числа зарегистрированных вакансий (вместо ожидавшегося их уменьшения) позволяет считать планы трудоустройства реальными. За 2010 год должно быть трудоустроено 160 тыс. человек.

Совокупность антикризисных мероприятий Правительства РФ, Правительства Москвы и мероприятий настоящей Программы должна позволить в 2010 году удержать зарегистрированную безработицу в пределах 1,2% экономически активного населения.

Предполагается, что в 2010 году среднегодовая численность зарегистрированных безработных составит по оптимистическому варианту 70 тыс., по реалистическому - 94 тыс. и по пессимистическому - 120 тыс. человек.4

Прогнозируемые показатели численности безработных и рынка труда показаны в следующей таблице.

 

Таблица 1

ПРОГНОЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА ТРУДА ГОРОДА МОСКВЫ (В СРЕДНЕГОДОВОМ ИСЧИСЛЕНИИ)

 

Варианты          

Годы                  

Отчет

Оценка 

Прогноз

2008 

2009   

2010  

1             

2        

3  

4   

5  

Численность экономически активного населения (ЭАН), тыс. человек                

Оптимистический   

 

6600  

6570  

Реалистический    

6513 

6570  

6545  

Пессимистический  

 

6540  

6520  

Численность занятых в        экономике (удовлетворенный   спрос), тыс. человек        

Оптимистический   

 

6520  

6450  

Реалистический    

6458 

6465  

6395  

Пессимистический  

 

6410  

6340  

Численность безработных граждан (по методологии МОТ), тыс. человек                

Оптимистический   

 

80  

120  

Реалистический    

55 

105  

150  

Пессимистический  

 

130  

180  

Численность безработных      граждан, зарегистрированных в службе занятости, тыс. человек                     

Оптимистический   

 

50  

70  

Реалистический    

21 

57  

94  

Пессимистический  

 

64  

120  

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ), процентов к ЭАН                         

Оптимистический   

 

1,2

1,8

Реалистический    

0,8

1,6

2,3

Пессимистический  

 

2,0

2,8

Уровень зарегистрированной   безработицы, процентов к ЭАН

Оптимистический   

 

0,8

1,1

Реалистический    

0,3

0,9

1,4

Пессимистический  

 

1,0

1,8


 

 

2.4 Ключевые проблемы на рынке труда и в сфере занятости города Москвы

 

Среди факторов, которые будут оказывать наиболее значительное влияние на рынок труда города Москвы, необходимо выделить следующие:

- кризисное падение экономической активности (производства) с последующей стабилизацией в перспективе на уровне более низком в сравнении с предкризисным периодом, особенно в сферах финансов, инвестиций, строительства, обрабатывающей промышленности;

- активизация процесса увольнения работников, вызванного как кризисными явлениями, так и назревшими в предшествующий период потребностями предприятий в сокращении штатов, реструктуризации производства и персонала;

- наличие внутрирегиональных диспропорций в сфере занятости населения и уровнях безработицы;

- высокий уровень международной трудовой миграции в Москву в легальной и нелегальной формах, возможность усиления миграционного давления на рынок труда в результате экономического кризиса в сопредельных странах;

- рост стоимости жизни, снижение реальных доходов социально уязвимых слоев населения, что приведет к повышению их экономической активности;

- сокращение Вооруженных сил Российской Федерации, в частности офицерского состава;

- сокращение численности государственных гражданских служащих как часть программ антикризисной экономии бюджетных ресурсов;

- высокий объем и структурные диспропорции выпуска молодых специалистов из образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (относительный избыток лиц, подготовленных по экономическим и юридическим специальностям);

- сохранение дефицита кадров по рабочим профессиям;

- рост обращаемости граждан в службу занятости.5

Исходя из изложенного к ключевым проблемам, решение которых определит развитие сферы занятости в 2010 году, следует отнести:

- диспропорции спроса и предложения рабочей силы: рост безработицы при одновременном сохранении структурного дефицита кадров в ряде отраслей городского хозяйства, особенно по рабочим профессиям;

- высокий уровень использования иностранной рабочей силы;

- наличие в городском банке вакансий непрестижных и низкооплачиваемых вакантных рабочих мест и должностей;

- низкий уровень среднего пособия по безработице по сравнению с прожиточным минимумом;

- рост обращаемости в службу занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- увеличение потребности граждан на рынке труда в психологической поддержке и профессиональной ориентации;

- ограниченная профессиональная мобильность рабочей силы.

 

 

Глава 3. Совершенствование рынка труда в Москве

 

3.1 Мероприятия по совершенствованию

 

Программа была разработана в 2009году, с целью организации и поддержания эффективной занятости населения Москвы.

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2010 ГОД

 

Паспорт Программы содействия занятости населения города Москвы на 2010 год

Перечень характеристик

Содержание

Наименование Программы

Программа содействия занятости населения города Москвы на 2010 год

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (ст. 7.1); Закон города Москвы от 1 октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве" (ст. 9)

Государственный заказчик Программы                 
Персональный руководитель Программы

Департамент труда и занятости населения города Москвы Руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы О.В. Нетеребский

Разработчики Программы

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации", Департамент труда и занятости населения города Москвы

Основные исполнители Программы

Департамент труда и занятости населения города Москвы, государственные учреждения центры занятости населения административных округов

Срок реализации Программы

2010 год

Цель Программы

Обеспечение эффективной занятости населения города Москвы, повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости, совершенствование управления рынком труда в условиях финансово-экономического кризиса

Основные задачи Программы

- сдерживание роста безработицы и снижение напряженности на рынке труда;

- содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;

- повышение эффективности предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения за счет проведения активных мер и использования современных технологий;

- повышение результативности ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- осуществление комплекса профориентационных услуг населению и психологической поддержки безработных граждан;

- совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в соответствии с потребностями рынка труда;

- своевременное оказание безработным гражданам социальной поддержки в виде пособия по безработице и материальной помощи;

- реализация специальных мер содействия занятости молодежи;

- создание, сохранение и модернизация рабочих мест для инвалидов, а также создание рабочих мест для молодежи в рамках реализации Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест";

- оптимизация численности иностранных граждан - трудовых мигрантов на рынке труда, совершенствование форм и методов работы по регулированию трудовой миграции регулирования в сфере занятости населения на основе принципов социального партнерства.

Основные целевые показатели на 2010 год:

- обращения по вопросу трудоустройства - 280 тыс. граждан;

- трудоустройство 160 тыс. граждан, из них на общественные и временные работы 48,5 тыс. человек;

- ярмарки вакансий - 200 единиц;

- профессиональная ориентация населения и психологическая поддержка безработных граждан - 178,6 тыс. человек;

- профессиональное обучение - 44,2 тыс. человек

Основные мероприятия Программы

- совершенствование нормативной правовой базы и методического обеспечения реализации государственной политики занятости;

- мониторинг рынка труда и прогнозирование занятости;

- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;

- развитие системы рабочих мест и повышение качества рабочих мест;

- содействие трудоустройству граждан и подбору персонала для работодателей;

- повышение качества, конкурентоспособности, профессиональной мобильности рабочей силы;

- социальная поддержка безработных граждан в период безработицы;

- оптимизация привлечения иностранных работников;

- реализация права граждан на альтернативную гражданскую службу;

- обеспечение функционирования службы занятости и внедрение информационных технологий;

- обеспечение социального партнерства на рынке труда и координация действий в сфере занятости населения;

- реализация антикризисных мероприятий

Финансовое обеспечение Программы

Источниками финансирования являются:

 - бюджет города Москвы - 2657437,5 тыс. рублей;

- федеральный бюджет в части выделения субвенций на осуществление полномочий по содействию занятости населения - 2234411,1 тыс. рублей;

- внебюджетные источники, включающие средства работодателей, направляемые на реализацию мероприятий Программы, - 264422,3 тыс. рублей.

Общая потребность в средствах на реализацию Программы составит в 2010 году 5156270,9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

Создание условий для достойного производительного труда граждан города Москвы, сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы

Система организации управления и контроля за исполнением Программы

Основные исполнители Программы - Департамент труда и занятости населения города Москвы, ГУ ЦЗН АО, организации, заключившие ГК.

Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент труда и занятости населения города Москвы.

Отчет о выполнении мероприятий Программы и расходовании средств бюджета города Москвы осуществляется Департаментом труда и занятости города Москвы перед Правительством Москвы за полугодие и по итогам года.

Отчет о расходовании средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета, осуществляется Департаментом труда и занятости населения города Москвы перед Федеральной службой по труду и занятости, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке 6 


 

 

Заключение

 

В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезный дисбаланс в первую очередь со стороны спроса. Кризис в экономике, закрытие крупных промышленных предприятий ведут к безработице и одновременно к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы. Но в некоторых отраслях наблюдается увеличение доли занятости, деловая активность в которых выросла в связи с рыночными преобразованиями. К ним относится сфера услуг - сфера торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, а также кредитно-финансовая и страховая сфера.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

Список используемой литературы и источников

 

1. Консультант плюс: Высшая школа, выпуск 13, 2010.

2. Нестандартная занятость в российской экономике. Под ред. В. Гимпельсона и Р. Капелюшникова. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2008.

3. Р.И. Капелюшников, Н.Т. Вишневская - «Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика», Московский общественный научный фонд, М., 2008.

4. Россия в цифрах. М., Госкомстат России, 2009.

5. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области. Статистический сборник. Образование во Владимирской области 2008. - Владимир, 2008.

1 Консультант плюс: Высшая школа, выпуск 13, 2010.

2 Консультант плюс: Высшая школа, выпуск 13, 2010.

3 Россия в цифрах. М., Госкомстат России, 2009.

4 Россия в цифрах. М., Госкомстат России, 2009.

5 Р.И. Капелюшников, Н.Т. Вишневская - «Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика», Московский общественный научный фонд, М., 2008.

6 Консультант плюс: Высшая школа, выпуск 13, 2010.

 

 


Информация о работе Особенности российского рынка труда