Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и осуществить анализ данных, отражающих динамику социально-экономического развития Амурской области и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие «приграничный регион»;
раскрыть значения социального и экономического развития региона;
проанализировать динамику социально-экономического развития Амурской области.
Объектом исследования является Амурская область.
Введение
Актуальность
темы исследования определяется необходимостью
повышения результативности управления
социально-экономическим
Приграничные регионы России имеют безусловную специфику своего развития, связанную, прежде всего, с их значительным территориальным пространством, возникновением новых границ, которые в подавляющей части до сих пор не имеют соответствующего уровня обустройства ее инфраструктуры. Одним из таких регионов является Амурская область.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы исследования.
Цель курсовой работы – изучить и осуществить анализ данных, отражающих динамику социально-экономического развития Амурской области и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является Амурская область.
Предмет исследования – социально-экономическое развитие Амурской области.
В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение, что сложившаяся на данный момент обстановка в Амурской области требует выработки программы повышения уровня и качества жизни населения.
Глава1.Особенности приграничных регионов Российской Федерации
1.1.Приграничные
регионы в системе социально-
Существуют
различные толкования термина «приграничный
регион». В общем случае – это
входящие в него территории, у которых
имеется совпадение административных
границ с участками государственной
границы страны. Выделяют три уровня
приграничья: макро-, мезо- и микроуровень1. На макроуровне
в это понятие включаются все регионы,
имеющие выход к государственной границе.
Административные районы приграничных
регионов, часть внешних границ которых
совпадает с государственной границей,
относят к мезоуровню. К микроуровню относится
приграничная полоса, включающая населенные
пункты, выходящие на государственную
границу. В России основной единицей административно-
Ученные
проводят также различия между старыми
и новыми приграничными субъектами,
поскольку они находятся на различных
этапах формирования и имеют существенно
разные соотношения своих основных
пограничных функций. К старым приграничным
регионам относятся 22 субъекта федерации,
к новым- 26 субъектов федерации. Кроме
того три региона (Калининградская
и Ленинградская области, Республика
Алтай) имеют одновременно и старые,
и новые участки
Так как проявляется взаимосвязь некоторых параметров развития приграничных регионов страны с особенностями развития граничащего иностранного государства, поэтому принято выделять так называемые зоны приграничья. Существуют различные подходы к классификации зон приграничья в зависимости от их функциональных особенностей и назначения.
Так более удачным подходом к выделению зон приграничья с учетом специфики групп граничащих государств в общей совокупности исторических и политических аспектов образования и существования государственных границ является тот, в котором выделяются следующие зоны приграничья:
Таким образом, специфика географического положения требует особого подхода к выбору путей развития таких территорий, поскольку безопасность страны, ее территориальная целостность, другие политические факторы могут оказывать определенное воздействие на хозяйственные и социальные процессы в зонах приграничья.
1.2.Социальное
и экономическое развитие
Прежде
всего, необходимо нам определить понятие
«уровень развития региона» применительно
к его экономической и
части этого множественного изменения, а социальное – к социальной части.
Регион
с позиций социально-
Участие этого предприятия в решении задач регионального развития очень условно – только для того, чтобы не портить отношения с региональной властью, хозяева предприятия выделяют время от времени средства на разовые мероприятия региональных властей.
Кроме того,
зачастую географические границы региона,
определённые административно, находятся
совсем не там, где проходят границы
экономической системы, например, два
взаимосвязанных и
То есть, рассматривая регион с позиций системного подхода, можно утверждать, что практически каждый регион представляет собой некоторую разомкнутую систему, часть элементов которой принадлежит другим системам, действие которых в лучшем случае не совпадает с целями регионального развития. Поэтому существующее административное деление в России с этих позиций не позволяет рассматривать регион как самостоятельную единицу, осуществляющую сбалансированную социально-экономическую политику.
Таким образом
социально-экономическое
В этой ситуации,
когда уровень социального
Имеет смысл говорить о двух составляющих – социальном развитии региона и его экономическом развитии.
Итак, для оценки социально-экономического состояния региона следует использовать как минимум две оценки – его экономического состояния и его социального состояния. При этом необходимо иметь в виду, что эти две составляющие оказывают влияние друг на друга – экономическое благосостояние региона способствует тому, что его жители могут позволить себе удовлетворять свои потребности высокого уровня, как правило, потребности, связанные с включением в социум (посещение развлекательных мероприятий, занятие спортом, развитие артистических способностей и искусств и т.п.). Высокий уровень удовлетворённости социальных потребностей населения способствует притоку в регион людей, лишённых такой возможности в своих регионах, которые свои денежные средства, заработанные в других регионах, тратят в этом на удовлетворение социальных потребностей, чем способствуют росту экономического уровня развития региона. При этом рассматривая уровни социального и экономического развития региона как самостоятельные части общей оценки, необходимо это делать в их взаимосвязи.
Глава2.Характеристика социально-экономического развития Амурской области
2.1.Общая
характеристика Амурской
Амурская
область расположена на юго-востоке
Российской Федерации, в азиатской
ее части и входит в состав Дальневосточного
федерального округа (далее – ДФО).
С запада граничит с Забайкальским
краем, с севера – с Республикой
Саха (Якутия), с востока – с
Еврейской автономной областью и
Хабаровским краем, на юге имеет
самую протяженную
Общая площадь территории: 361913 км². Население:816910 чел. (2013). Плотность населения: 2.26 чел./км² (2013), удельный вес городского населения: 65,4% (2012).
В состав Амурской области входят 9 городских округов и 20 муниципальных районов, которые включают 7 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 18 поселков городского типа, 269 сельских поселений, 602 сельских населенных пункта. Административный центр: город Благовещенск. Благовещенск (217,5 тыс. человек) – единственный административный центр субъекта Российской Федерации, расположенный на государственной границе.
Уникальность
Амурской области во многом определена
ее географическим приграничным положением,
разнообразием природных
В области
открыты месторождения и
Карта минеральных ресурсов Амурской области
Общая протяженность рек длиной не менее 10 км превышает 77 тыс. км. Больших рек (свыше 500 км) семь: Амур, Зея, Селемджа, Гилюй, Бурея, Олекма, Нюкжа. Водная система области – это более 67% всех гидроэнергетических ресурсов юга Дальнего Востока.
Область
обладает огромным потенциалом земель
сельскохозяйственного
Амурская
область относится к
Приамурье занимает ключевое место в транспортной системе Дальнего Востока. Через нее проходят важнейшие транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее –АТР).
Информация о работе Особенности социально-экономического развития приграничных регионов