Особенности социально-экономического развития приграничных регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и осуществить анализ данных, отражающих динамику социально-экономического развития Амурской области и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие «приграничный регион»;
раскрыть значения социального и экономического развития региона;
проанализировать динамику социально-экономического развития Амурской области.
Объектом исследования является Амурская область.

Файлы: 1 файл

курсовая ам об.docx

— 334.75 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  темы исследования определяется необходимостью повышения результативности управления социально-экономическим развитием  приграничных регионов России и той  ролью, которую они должны играть для страны в условиях глобализации мировой экономики. Геополитические  изменения на пространстве бывшего  Советского Союза привели к увеличению  количества приграничных регионов России, кардинально изменились условия  их функционирования, произошла корректировка  приоритетных направлений развития в целом, обозначились потенциальные  точки роста и барьеры, препятствующие им.

Приграничные  регионы России имеют безусловную  специфику своего развития, связанную, прежде всего, с их значительным территориальным  пространством, возникновением новых  границ, которые в подавляющей  части до сих пор не имеют соответствующего уровня обустройства ее инфраструктуры. Одним из таких регионов является Амурская область.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы исследования.

Цель  курсовой работы – изучить и осуществить  анализ данных, отражающих динамику социально-экономического развития Амурской области и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие «приграничный регион»;
  • раскрыть значения  социального и экономического развития региона;
  • проанализировать  динамику социально-экономического развития Амурской области.

Объектом  исследования является Амурская область.

Предмет исследования – социально-экономическое  развитие Амурской области.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение, что сложившаяся на данный момент обстановка в Амурской области требует  выработки  программы повышения уровня и качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Особенности приграничных регионов Российской Федерации

1.1.Приграничные  регионы в системе социально-экономических  отношений

Существуют  различные толкования термина «приграничный  регион». В общем случае – это  входящие в него территории, у которых  имеется совпадение административных границ с участками государственной  границы страны. Выделяют три уровня приграничья: макро-, мезо- и микроуровень1. На макроуровне в это понятие включаются все регионы, имеющие выход к государственной границе. Административные районы приграничных регионов, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей, относят к мезоуровню. К микроуровню относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, выходящие на государственную границу. В России основной единицей административно-территориального деления, отвечающей требованиям системной целостности, является субъект Российской Федерации. В рамках данной курсовой работы под понятием «приграничного региона» подразумевается регион-субъект РФ.

Ученные проводят также различия между старыми  и новыми приграничными субъектами, поскольку они находятся на различных  этапах формирования и имеют существенно  разные соотношения  своих основных пограничных функций. К старым приграничным регионам относятся 22 субъекта федерации, к новым- 26 субъектов федерации. Кроме  того три региона (Калининградская  и Ленинградская области, Республика Алтай) имеют одновременно и старые, и новые участки государственной  границы .

Так как  проявляется  взаимосвязь некоторых  параметров развития приграничных регионов страны с особенностями развития граничащего иностранного государства, поэтому принято выделять так называемые зоны приграничья. Существуют различные подходы к классификации зон приграничья в зависимости от их функциональных особенностей и назначения.

Так более  удачным подходом к выделению  зон приграничья с учетом специфики  групп граничащих государств в общей  совокупности исторических и политических аспектов образования и существования  государственных границ является тот, в котором выделяются следующие  зоны приграничья:

  • европейская;
  • украинско-белорусская;
  • кавказская;
  • казахстанская;
  • восточно - сибирская;
  • дальневосточная.

Таким образом, специфика географического положения требует особого подхода к выбору путей развития таких территорий, поскольку безопасность страны, ее территориальная целостность, другие политические факторы могут оказывать определенное воздействие на хозяйственные и социальные процессы в зонах приграничья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Социальное  и экономическое развитие региона 

Прежде  всего, необходимо нам определить понятие  «уровень развития региона» применительно  к его экономической и социальной составляющим. Развитие, очевидно, является понятием динамичным, оно отражает процесс множественности изменений  в составе системы. Развитие «есть  такое изменение состояний, которое  происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного  состояния, порождающего новые состояния. Сохранение исходного состояния  или основы... только и делает возможным  осуществление закономерностей  развития»2. Поэтому развитие региона представляет собой множественное изменение его состояний, при условии сохранения позитивных тенденций роста. Экономическое развитие региона относится к экономической

части этого  множественного изменения, а социальное – к социальной части.

Регион  с позиций социально-экономического анализа уровня его развития, представляет собой сложный объект, оценивать  состояние которого по какому-то одному показателю невозможно. Вызвано это  тем, что объединение таких региональных подсистем, как промышленность, транспорт, сельское хозяйство, услуги, образование, здравоохранение, правозащита и  т.д. в некоторое целое – регион, - весьма условно. Система, как объект исследования, представляет собой некоторую  иерархично упорядоченную совокупность элементов и систем, объединённых для достижения какой-то цели (или  совокупности взаимосвязанных целей). В регионе, если его рассматривать  с этих позиций как систему, такого единения нет. Многие его подсистемы работают с целями, не согласованными с целями развития региона или  только косвенно связанными с ними. Например, крупное промышленное предприятие, работающее в регионе, но принадлежащее  владельцам из другого региона или  страны, функционирует с целью  максимизации дохода владельца.

Участие этого  предприятия в решении задач  регионального развития очень условно – только для того, чтобы не портить отношения с региональной властью, хозяева предприятия выделяют время от времени средства на разовые мероприятия региональных властей.

Кроме того, зачастую географические границы региона, определённые административно, находятся  совсем не там, где проходят границы  экономической системы, например, два  взаимосвязанных и взаимозависимых  друг от друга предприятия могут  находиться на расстоянии пяти километров друг от друга, но относиться при этом к разным районам.

То есть, рассматривая регион с позиций системного подхода, можно утверждать, что практически  каждый регион представляет собой некоторую  разомкнутую систему, часть элементов  которой принадлежит другим системам, действие которых в лучшем случае не совпадает с целями регионального  развития. Поэтому существующее административное деление в России с этих позиций  не позволяет рассматривать регион как самостоятельную единицу, осуществляющую сбалансированную социально-экономическую  политику.

Таким образом  социально-экономическое развитие региона представляет собой сложный  объект для оценки, поскольку уровень  этого развития является результатом  действия многих факторов и условий, как внутренних, так и внешних. Если экономические показатели регионального  развития в основном определяются особенностями  региональной экономики, то состояние  социальной сферы региона определяется как экономическими и социальными  факторами самого региона, так и  действиями федерального правительства  страны по гармонизации уровня социальной защиты и поддержки населения  страны вне зависимости от успешности или не успешности работы региональных властей.

В этой ситуации, когда уровень социального развития является предметом тщательного  контроля со стороны государства  и он примерно одинаков в регионах страны, а уровень экономического развития различен, говорить о социально-экономическом  развитии регионов, как показателе деятельности региональных властей  и диагностики состояния региона, не совсем корректно.

Имеет смысл  говорить о двух составляющих –  социальном развитии региона и его  экономическом развитии.

Итак, для  оценки социально-экономического состояния  региона следует использовать как  минимум две оценки – его экономического состояния и его социального  состояния. При этом необходимо иметь  в виду, что эти две составляющие оказывают влияние друг на друга  – экономическое благосостояние региона способствует тому, что его  жители могут позволить себе удовлетворять  свои потребности высокого уровня, как правило, потребности, связанные  с включением в социум (посещение  развлекательных мероприятий, занятие  спортом, развитие артистических способностей и искусств и т.п.). Высокий уровень  удовлетворённости социальных потребностей населения способствует притоку  в регион людей, лишённых такой возможности  в своих регионах, которые свои денежные средства, заработанные в  других регионах, тратят в этом на удовлетворение социальных потребностей, чем способствуют росту экономического уровня развития региона. При этом рассматривая уровни социального и экономического развития региона как самостоятельные  части общей оценки, необходимо это  делать в их взаимосвязи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2.Характеристика социально-экономического развития Амурской области

2.1.Общая  характеристика Амурской области

Амурская  область расположена на юго-востоке  Российской Федерации, в азиатской  ее части и входит в состав Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО). С запада граничит с Забайкальским  краем, с севера – с Республикой  Саха (Якутия), с востока – с  Еврейской автономной областью и  Хабаровским краем, на юге имеет  самую протяженную государственную  границу с КНР – 1250 км.

                                                                                                                Рисунок 1

                                      Карта Амурской области

 

Общая площадь  территории: 361913 км². Население:816910 чел. (2013). Плотность населения: 2.26 чел./км² (2013), удельный вес городского населения: 65,4% (2012).

В состав Амурской области входят 9 городских  округов и 20 муниципальных районов, которые включают 7 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 18 поселков городского типа, 269 сельских поселений, 602 сельских населенных пункта. Административный центр: город Благовещенск. Благовещенск (217,5 тыс. человек) – единственный административный центр субъекта Российской Федерации, расположенный на государственной границе.

Уникальность  Амурской области во многом определена ее географическим приграничным положением, разнообразием природных ресурсов и аграрно-климатическими условиями.

В области  открыты месторождения и проявления россыпного и рудного золота, серебра, титана, молибдена, вольфрама, меди, олова, полиметаллов, сурьмы, редких элементов, бурого и каменного угля, цеолитов, каолина, цементного сырья, апатитов, графита, талька, полудрагоценных, поделочных, облицовочных камней и других полезных ископаемых. Возможно выявление месторождений  нефти и газа. Общий экономический  потенциал Амурской области по минеральному сырью оценивается примерно в 20 трлн. Рублей.

                                                                                                          Рисунок 2

                   Карта минеральных ресурсов Амурской области


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая протяженность  рек длиной не менее 10 км превышает 77 тыс. км. Больших рек (свыше 500 км) семь: Амур, Зея, Селемджа, Гилюй, Бурея, Олекма, Нюкжа. Водная система области –  это более 67% всех гидроэнергетических  ресурсов юга Дальнего Востока.

Область обладает огромным потенциалом земель сельскохозяйственного назначения. Плодородные лугово- черноземные  почвы на юге области благоприятны для земледелия и позволяют при  соблюдении агротехнических требований получать высокие урожаи. Климатические  условия дают возможность выращивать широкий спектр зерновых культур, включая  пшеницу, овес,ячмень, гречиху; кормовых культур; сою; кукурузу; картофель; овощи.

Амурская  область относится к многолесным  территориям. Площадь, покрытая лесами, составляет 23,5 млн. га, или 65% территории области. Общий запас деловой  древесины в лесах – около 2 млрд. м3. Основными лесообразующими  породами являются лиственница, ель, сосна, пихта, дуб, береза, на юге области  встречаются амурский бархат, маньчжурский орех, ясень, липа и другие.

Приамурье занимает ключевое место в транспортной системе Дальнего Востока. Через нее проходят важнейшие транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее –АТР).

Информация о работе Особенности социально-экономического развития приграничных регионов