Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и осуществить анализ данных, отражающих динамику социально-экономического развития Амурской области и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие «приграничный регион»;
раскрыть значения социального и экономического развития региона;
проанализировать динамику социально-экономического развития Амурской области.
Объектом исследования является Амурская область.
Через территорию
области проходит Транссибирская магистраль
с выходом через территорию Хабаровского
края на морские порты Приамурья
- Находку, Восточный, Владивосток и
участок Дальневосточной
На долю железнодорожного транспорта в общем объеме выполненного грузооборота приходится 99,5%, или 84890,3 млн. тонно-километров. Перевозки грузов составили 22276,1 тыс. тонн, что на 4,9% выше 2010 года.
Автомобильный
общественный транспорт занимает ведущее
место в обеспечении
Парк автотранспортных средств Амурской области насчитывает 216,4 тыс. автомобилей, в том числе 50,9 тыс.- грузовых, 5,1 тыс. - автобусов, 160,4 тыс. - легковых автомобилей.
Грузовым
автотранспортом предприятий, занимающимися
коммерческими грузовыми
Автобусами предприятий автомобильного транспорта и привлеченным транспортом предпринимателей (физических лиц) на маршруты общего пользования за 2011 год перевезено 66807,4 тыс. человек, или 102,2% к 2010 году. Пассажирооборот за этот период составил 441,6 млн. пассажиро-километров, или 102% к 2010 году.
Амурская область имеет благоприятное географическое положение по всем основным транспортным направлениям. Однако, учитывая удаленность многих населенных пунктов друг от друга, а также от районных и областного центров, часть перевозок осуществляется воздушным транспортом.
На территории Амурской области находится 4 аэропорта и 6 посадочных площадок, которые обеспечивают аэропортовое обслуживание авиационных перевозок.
Аэропорт
Благовещенск имеет статус международного
и обеспечивает область регулярным
межрегиональным, внутриобластным
и международным воздушным
Общая протяженность внутренних водных судоходных путей сообщения составляет около 2,6 тыс. км. На территории области функционируют 4 речных порта: Благовещенский, Свободненский, Поярковский и Зейский. Основными видами их деятельности являются перевозка и переработка грузов, добыча нерудных строительных материалов, перевозка пассажиров. Все порты осуществляют перевозки грузов в международном сообщении в КНР.
Предприятиями внутреннего водного транспорта в 2012 году перевезено 711,1 тыс. человек, что на 12,6% больше 2011 года. Пассажирооборот составил 0,7 млн. пассажиро-километров.
В области зарегистрированы и активно работают более 120 операторов,
имеющих лицензии на право предоставления услуг связи. Темп роста объемов
услуг связи за последние 5 лет составил 186%, в том числе населению – 191%.
Развиты следующие виды связи: почтовая, электрическая, включающая
телефонную, телеграфную, факсимильную связь, звуковое и телевизионное
вещание, развиваются и эксплуатируются транковые системы радиотелефон-
ной связи, системы сотовой связи.
Социально значимой остается почтовая связь, предоставляющая повсеместные универсальные услуги связи и предлагающая новые формы обслуживания населения.
За 2007 - 2012 годы объем услуг связи увеличился практически в два раза – с 3,3 млрд. рублей до 6,2 млрд. рублей. Развитие получили современные
средства связи, такие как электронная почта и факсимильные сообщения. При
этом сокращается подписка на газеты и журналы, отправка писем и телеграмм.
В последние годы резко возросло количество абонентов сотовой связи.
Так, на начало 2011 года в области было зарегистрировано 506,8 тыс. абонентов, на начало 2012 года – 1200 тыс. абонентов (рост 158%). За 2011 год было установлено 5 базовых станций.
Продолжается работа по охвату сотовой связью северных территорий. В
2011-2012 годах
проведены работы по
обеспечения непрерывной связи на автомобильной трассе Чита-Хабаровск в
2012 году сотовыми
операторами связи
услуг сотовой связи III поколения.
Услуги местной телефонной связи на территории области оказывают 13
операторов связи.
Для улучшения качества телефонной связи Амурский филиал ОАО «Ростелеком» (правопреемник – ОАО «Дальсвязь») в 2011 году завершил инвестиционный проект по организации сети спутниковой связи в северных районах (Зейском и Селемджинском). В 2010 году завершена прокладка двух волоконно-оптических линий связи на трассе Тыгда – Зея. В 2011 году продолжается строительство таких линий на трассах Свободный – Шимановск и Новокиевский Увал – Серышево.
В 2012 году в 13 населенных пунктах области введено цифровое телевидение. До середины 2013 года цифровое телевещание планируется ввести
на всей территории области, что значительно улучшит качество телевещания,
а также гарантирует прием социального пакета, состоящего из 8 теле- и 3 радиопрограмм. В настоящее время идет монтаж оборудования на 45 площадках области.
Потребительский
рынок области имеет устойчивую
динамику с достаточным уровнем
насыщенности товарами и услугами,
развитой сетью предприятий торговли,
общественного питания и
За период с 2008 по 2012 годы оборот розничной торговли увеличился в
1,6 раза (с 41,8 млрд. рублей до 66,9 млрд. рублей). В 2008 - 2009 годах темпы
роста замедлились
в связи с финансово-
В 2010 году темп роста товарооборота составил 106% к предыдущему
году, по данному показателю Амурская область занимает III место среди регионов ДФО.
Динамичный рост розничной торговли обеспечен повышением уровня
жизни населения, стабильной экономической ситуацией в регионе, а также
высокими
темпами развития торговой сети, открытием
новых торговых предприятий. По состоянию
на 01.01.2012 в области насчитывается
6750 предприятий розничной
Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей в области на
01.01.2012 составила 611 м2, что выше расчетного норматива на 48%.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,9%, непродовольственных товаров – 51%.
В сфере общественного питания в 2006 - 2008 годах также наблюдалась
положительная динамика. Увеличение цен на услуги общественного питания
в 2009 году способствовало снижению оборота по сравнению с 2008 годом на
11%. Стабилизация цен на услуги общепита в 2010 году позволила увеличить
оборот общественного питания в сравнении с 2009 годом на 3%.
Итак, особенности
Амурской области неоднозначно воздействуют
на её социально-экономическое
Негативно воздействуют на развитие такие особенности, как наличие сокращение численности населения вследствие естественной убыли и миграции, низкий уровень и качество жизни, высокий уровень безработицы.
Выводы
Амурская
область располагает всеми
Рекомендации
Так как было нами выявлено, что одной из главных проблем Амурской области является очень низкий уровень и качество жизни населения, поэтому в качестве основных групп мероприятий, направленных на улучшение уровня и качества жизни, можно предложить следующее:
Высказанные предложения могут быть учтены при разработке конкретной стратегии повышения уровня и качества жизни Амурской области.
Список используемых источников
[1] Аристов
С.А. Имитационное
[2]Вардомский
Л, Голицина И.И, Самбурова Е.
[3] Вардомский
Л.– Приграничный пояс России:
проблемы и тенденции развития.
Общие положения.// http://www.oblves.orb.ru/
[4] Вардомский
Л. – Внешнеэкономическая
[5] Гаджикурбанов Д.М. Интеграционные отношения регионов в федеративном государстве // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Экономика и финансы, 2007, №1 — С.190-195.
[6] Гейман
О.А. Нелинейность экономики и
неравномерность развития
[7] Грибова
С. Н. Приграничное
[8] Дробышева
В.В. Интегральная оценка
[9] Калиникова
И.О. Управление социально-
[10] Львов
Д.С. Стратегическое
[11] Учитель
Ю.Г. Разработка
[12] Шеннон Р. Имитационное моделирование систем – искусство и наука / Под ред. Е.К.Масловского. – Москва: Издательство «Мир». 2012 – 418 с.
[13] Официальный сайт федеральной службы государственной статистики[Электронный ресурс] / Москва. – Режим доступа: www.gks.ru
Информация о работе Особенности социально-экономического развития приграничных регионов