Особенности социально-экономического развития приграничных регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и осуществить анализ данных, отражающих динамику социально-экономического развития Амурской области и сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие «приграничный регион»;
раскрыть значения социального и экономического развития региона;
проанализировать динамику социально-экономического развития Амурской области.
Объектом исследования является Амурская область.

Файлы: 1 файл

курсовая ам об.docx

— 334.75 Кб (Скачать файл)

Через территорию области проходит Транссибирская магистраль с выходом через территорию Хабаровского края на морские порты Приамурья - Находку, Восточный, Владивосток и  участок Дальневосточной железной дороги (Байкало-Амурская магистраль) с выходом на порты Хабаровского края - Ванино и Советская Гавань. Данные железнодорожные линии имеют  резервы пропускных и провозных  возможностей. Магистрали соединены  между собой однопутной железнодорожной  линией Бамовская-Тында, протяженностью 180 км. Общая протяженность железнодорожных  путей в пределах Амурской области - 3222 км, в том числе общего пользования - 2934 км, из них 1110 км (37,2%) электрифицировано.

На долю железнодорожного транспорта в общем  объеме выполненного грузооборота приходится 99,5%, или 84890,3 млн. тонно-километров. Перевозки  грузов составили 22276,1 тыс. тонн, что  на 4,9% выше 2010 года.

Автомобильный общественный транспорт занимает ведущее  место в обеспечении транспортного  обслуживания населения области, в  структуре перевозки пассажиров доля автомобильного транспорта составляет 89%.

Парк автотранспортных средств Амурской области насчитывает 216,4 тыс. автомобилей, в том числе 50,9 тыс.- грузовых, 5,1 тыс. - автобусов, 160,4 тыс. - легковых автомобилей.

Грузовым  автотранспортом предприятий, занимающимися  коммерческими грузовыми автоперевозками, в 2011 году перевезено 19,7 млн. тонн грузов, что на 9,5% больше, чем в 2010 году. Грузооборот  составил 389,5 млн. тонно-километров, уменьшился на 5,4% к уровню 2010 года.

Автобусами  предприятий автомобильного транспорта и привлеченным транспортом предпринимателей (физических лиц) на маршруты общего пользования  за 2011 год перевезено 66807,4 тыс. человек, или 102,2% к 2010 году. Пассажирооборот  за этот период составил 441,6 млн. пассажиро-километров, или 102% к 2010 году.

Амурская  область имеет благоприятное  географическое положение по всем основным транспортным направлениям. Однако, учитывая удаленность многих населенных пунктов  друг от друга, а также от районных и областного центров, часть перевозок  осуществляется воздушным транспортом.

На территории Амурской области находится 4 аэропорта  и 6 посадочных площадок, которые обеспечивают аэропортовое обслуживание авиационных  перевозок.

Аэропорт  Благовещенск имеет статус международного и обеспечивает область регулярным межрегиональным, внутриобластным  и международным воздушным сообщением.

Общая протяженность  внутренних водных судоходных путей  сообщения составляет около 2,6 тыс. км. На территории области функционируют 4 речных порта: Благовещенский, Свободненский, Поярковский и Зейский. Основными  видами их деятельности являются перевозка  и переработка грузов, добыча нерудных строительных материалов, перевозка  пассажиров. Все порты осуществляют перевозки грузов в международном сообщении в КНР.

Предприятиями внутреннего водного транспорта в 2012 году перевезено 711,1 тыс. человек, что на 12,6% больше 2011 года. Пассажирооборот  составил 0,7 млн. пассажиро-километров.

В области  зарегистрированы и активно работают более 120 операторов,

имеющих лицензии на право предоставления услуг связи. Темп роста объемов

услуг связи  за последние 5 лет составил 186%, в  том числе населению – 191%.

Развиты следующие  виды связи: почтовая, электрическая, включающая

телефонную, телеграфную, факсимильную связь, звуковое и телевизионное

вещание, развиваются  и эксплуатируются транковые  системы радиотелефон-

ной связи, системы  сотовой связи.

Социально значимой остается почтовая связь, предоставляющая  повсеместные универсальные услуги связи и предлагающая новые формы  обслуживания населения.

За 2007 - 2012 годы объем услуг связи увеличился практически в два раза – с 3,3 млрд. рублей до 6,2 млрд. рублей. Развитие получили современные

средства  связи, такие как электронная  почта и факсимильные сообщения. При

этом сокращается  подписка на газеты и журналы, отправка писем и телеграмм.

В последние  годы резко возросло количество абонентов  сотовой связи.

Так, на начало 2011 года в области было зарегистрировано 506,8 тыс. абонентов, на начало 2012 года – 1200 тыс. абонентов (рост 158%). За 2011 год  было установлено 5 базовых станций.

Продолжается  работа по охвату сотовой связью северных территорий. В

2011-2012 годах  проведены работы по расширению  зоны охвата сотовой связью  в Магдагачинском, Селемжинском, Зейском,  Тындинском районах. Для

обеспечения непрерывной связи на автомобильной  трассе Чита-Хабаровск в

2012 году сотовыми  операторами связи дополнительно  установлено 52 базовые станции.  С 2011 года операторами сотовой  связи начато предоставление

услуг сотовой  связи III поколения.

Услуги  местной телефонной связи на территории области оказывают 13

операторов  связи.

Для улучшения  качества телефонной связи Амурский филиал ОАО «Ростелеком» (правопреемник  – ОАО «Дальсвязь») в 2011 году завершил инвестиционный проект по организации  сети спутниковой связи в северных районах (Зейском и Селемджинском). В 2010 году завершена прокладка двух волоконно-оптических линий связи  на трассе Тыгда – Зея. В 2011 году продолжается строительство таких  линий на трассах Свободный –  Шимановск и Новокиевский Увал –  Серышево.

В 2012 году в 13 населенных пунктах области введено  цифровое телевидение. До середины 2013 года цифровое телевещание планируется  ввести

на всей территории области, что значительно улучшит  качество телевещания,

а также гарантирует  прием социального пакета, состоящего из 8 теле- и 3 радиопрограмм. В настоящее  время идет монтаж оборудования на 45 площадках области.

Потребительский рынок области имеет устойчивую динамику с достаточным уровнем  насыщенности товарами и услугами, развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

За период с 2008 по 2012 годы оборот розничной торговли увеличился в

1,6 раза (с  41,8 млрд. рублей до 66,9 млрд. рублей). В 2008 - 2009 годах темпы

роста замедлились  в связи с финансово-экономическим  кризисом. В 2010 году банковский сектор активизировал потребительское  кредитование населения, что в сочетании  с ростом доходов населения позволило  восстановить потребительский спрос  и, соответственно, положительную динамику потребительского рынка региона.

В 2010 году темп роста товарооборота составил 106% к предыдущему

году, по данному  показателю Амурская область занимает III место среди регионов ДФО.

Динамичный  рост розничной торговли обеспечен  повышением уровня

жизни населения, стабильной экономической ситуацией  в регионе, а также

высокими  темпами развития торговой сети, открытием  новых торговых предприятий. По состоянию  на 01.01.2012 в области насчитывается 6750 предприятий розничной торговли, что на 3% больше, чем на начало 2011 года.

Обеспеченность  торговыми площадями на 1 тыс. жителей  в области на

01.01.2012 составила  611 м2, что выше расчетного норматива  на 48%.

В структуре  оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая  напитки, и табачных изделий составил 48,9%, непродовольственных товаров  – 51%.

В сфере  общественного питания в 2006 - 2008 годах  также наблюдалась

положительная динамика. Увеличение цен на услуги общественного питания

в 2009 году способствовало снижению оборота по сравнению с 2008 годом на

11%. Стабилизация  цен на услуги общепита в  2010 году позволила увеличить

оборот общественного  питания в сравнении с 2009 годом  на 3%.

Итак, особенности  Амурской области неоднозначно воздействуют на её социально-экономическое развитие. Некоторые из них оказывают позитивное влияние, другие - негативное . К особенностям области, оказывающим позитивное воздействие  на её развитие, можно отнести преимущества её экономико-географического положения, наличие мощной природно-ресурсной  базы.

Негативно воздействуют на развитие такие особенности, как наличие сокращение численности  населения вследствие естественной убыли и миграции, низкий уровень  и качество жизни, высокий уровень  безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Амурская  область располагает всеми ресурсами, необходимыми ее экономике для оптимального баланса развития. Во-первых, это  выгодное географическое положение, позволяющее  региону эффективно сотрудничать с  соседним Китаем. Во-вторых, солидная энергетическая база — ключевое условие экономического роста. В-третьих, богатые недра и  земля, пригодная для ведения  сельского хозяйства. В экономике  области сохраняются наметившиеся в последние годы положительные  тенденции. Причем темпы роста увеличились  по всем видам промышленного производства. Несмотря на положительные тенденции  в экономике, демографическая ситуация в области напряженная и связано  это прежде всего с очень низким уровнем и качеством жизни  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

Так как  было нами выявлено, что одной из главных  проблем Амурской области  является очень низкий уровень и  качество жизни населения, поэтому  в качестве основных групп мероприятий, направленных на улучшение уровня и  качества жизни,  можно предложить следующее:

  • Разработка и реализация стратегических программ развития социальной защиты населения в условиях его старения. Увеличение количества домов–интернатов для престарелых и инвалидов, центров временного пребывания и мест в них, развитие современной инфраструктуры для работы с людьми пожилого возраста (специальных программ обучения, предоставления возможностей продолжения трудовой деятельности, соответствующей возрасту и здоровью и т.д.). Развитие системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому.
  • Реализация адресной социальной помощи. Обеспечение отдельных категорий населения мерами социальной поддержки, увеличение их доходов по отношению к прожиточному минимуму.
  • Развитие инженерных инфраструктур, обеспечивающих качество жизни на территории (ЖКХ, газификация, освещение, транспортное обслуживание, связь и информационные технологии).
  • Реализация мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий населения (в том числе предоставление гражданам бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью жилищного займа или кредита, предоставление гражданам бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья и т.д.).
  • Оказание дополнительной государственной поддержки отдельным категориям граждан по улучшению жилищных условий (работники бюджетной сферы, молодые семьи, многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов и т.д.).
  • Стимулирование предприятий транспортной сферы к развитию и обновлению парка, повышению качества обслуживания пассажиров.

Высказанные предложения могут быть учтены при  разработке конкретной стратегии повышения  уровня и качества жизни Амурской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

[1] Аристов  С.А. Имитационное моделирование  экономических систем: Учебное пособие.  – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та. 2009 – 121с.

[2]Вардомский  Л, Голицина И.И, Самбурова Е.Н.  – Государственные границы и  региональное развитие: полит-географический  аспект, в сб. «Политическая география:  современное состояние и пути  развития», М., 2008г., с.35 – 46.

[3] Вардомский  Л.– Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития. Общие положения.// http://www.oblves.orb.ru/books/prigr/vard.htm

[4] Вардомский  Л. – Внешнеэкономическая открытость  и региональные процессы в  России, «Голос России», №1 (8), 2007, с.30 – 32.

[5] Гаджикурбанов Д.М. Интеграционные отношения регионов в федеративном государстве // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Экономика и финансы, 2007, №1 — С.190-195.

[6] Гейман  О.А. Нелинейность экономики и  неравномерность развития регионов. – Х.: ФЛП Либуркина Л.М.,ИД «ИНЖЭК», 2009. – 428 с.

[7] Грибова  С. Н. Приграничное сотрудничество: теоретические и правовые истоки // Известия ИГЭА. 2008.  №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prigranichnoe-sotrudnichestvo-teoreticheskie-i-pravovye-istoki-izucheniya (дата обращения: 19.05.2013)

[8] Дробышева  В.В. Интегральная оценка качества  жизни населения региона / В.В.  Дробышева, Б.И.Герасимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 108 с.

[9] Калиникова  И.О. Управление социально-экономическим  потенциалом региона: Учебное  пособие. – СПб.: Питер.2009. – 240с.

[10] Львов  Д.С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под  ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга,  А.П. Егоршена; ООН РАН НИМБ. –  М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2011. – 605 с.

[11] Учитель  Ю.Г. Разработка управленческих  решений / Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2008. –  383 с.

[12]  Шеннон  Р. Имитационное моделирование  систем – искусство и наука  / Под ред. Е.К.Масловского. –  Москва: Издательство «Мир». 2012 –  418 с.

[13] Официальный сайт федеральной службы государственной статистики[Электронный ресурс] / Москва. – Режим доступа: www.gks.ru

Информация о работе Особенности социально-экономического развития приграничных регионов