Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:38, контрольная работа
Самой главной отраслью материального производства является промышленность, которая состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК……………………………………………………….……..5
1.1. Интеграция и ее виды (вертикальная и горизонтальная). Слияния и поглощения………………………………………………………………………………...5
1.2. Понятие и определение барьеров входа в отрасль и выхода из отрасли…..….13
1.3. Понятие трансакционных издержек и издержек по контролю. Размеры предприятия и факторы его определяющие…………………………………………....21
2.ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК…………………………………………………………..…24
2.1. Характеристика отрасли: черная и цветная металлургия……………………..…24
2.2. Особенности современного развития отраслей черной и цветной металлургии. Проблемы развития. Тенденции и перспективы развития отрасли. Образование объединений предприятий в отрасли. Создание холдинговых структур. Крупнейшие металлургические базы России………………………………………………..………..27
3. SWOT – анализ черной металлургии…………………………………….………….37
4. Расчет показателей концентрации (CR1, CR3, CR7, HHI) производства в отраслях экономики - металлургия………………………………………………….……………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….…42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………44
Вертикальная интеграция создает барьеры входа не только благодаря преимуществу уже действующих на рынке продавцов в издержках. Важным последствием интеграции служит повышение влияния продавцов на рынок: если одна из фирм, действующих на рынке, является крупнейшим собственником факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции, располагая самой широкой дистрибьюторской сетью, новым фирмам, особенно если они не интегрированы, труднее получить доступ на этот рынок.
3. Диверсификация деятельности
Диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами, чем не диверсифицированная. В силу этого повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в издержках, что также упрочивает ее рыночную власть.
Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.
4. Дифференциация продукта.
Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками. Фирмы, производящие дифференцированный продукт, не перестают относиться к одному и тому же рынку. Примерами дифференциации продукта служат разные марки сигарет, автомобилей, бытовой техники. Различаясь упаковкой, маркировкой, незначительными внутренними модификациями, товары продолжают относиться к одному товарному виду.
Дифференциация продукта создает дополнительные барьеры для вхождения в отрасль, поскольку создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей, в результате чего новым фирмам приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей.
5. Эластичность и темпы роста спроса.
Характеристики спроса также являются частью рыночных структур и могут создавать барьеры входа в отрасль, так как они находятся в основном вне контроля со стороны фирм, но оказывают влияние на их поведение, в первую очередь, ограничивая их степень свободы в назначении цены.
Уровень концентрации находится в противоположной зависимости от темпов роста спроса: чем выше темпы роста спроса, то есть чем быстрее увеличиваются масштабы рынка, тем легче новым фирмам войти в отрасль, и тем ниже будет уровень концентрации, а, следовательно, тем выше степень конкурентности рынка.
Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкуренцией. Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничивать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.
6. Иностранная конкуренция.
В условиях открытой экономики и либерализации
внешней торговли иностранная конкуренция
играет роль фактора, понижающего уровень
концентрации в отрасли монопольной власти
рыночных агентов и степень несовершенства
рынка. Высота барьеров входа в отрасль зависит от
ставки импортных тарифов - чем ниже импортный тариф,
тем ниже барьеры входа в отрасль для
Следует обратить внимание на особенности измерения благосостояния в открытой экономике: можно измерять благосостояние общества в масштабе всего «мира», а можно - ограничиваться при измерении благосостояния масштабами национальной экономики. В последнем случае тарифы и субсидии будут оказывать противоречивое влияние на уровень благосостояния, если на внутреннем рынке существует несовершенная конкуренция и отечественные фирмы в закрытой экономике получали бы экономическую прибыль.
В этих условиях импортный тариф ведет, с одной стороны, к повышению равновесной цены и сокращению потребительского выигрыша, с другой - к увеличению объема продаж и прибыли отечественной фирмы.
7. Институциональные барьеры.
Институциональные барьеры входа на рынок и выхода
с рынка могут служить
К институциональным барьерам выхода
из отрасли следует отнести
Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке.
Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.
Стратегические барьеры можно разделить на связанные с ценовыми и неценовыми видами стратегий.
1. Ценообразование, ограничивающее вход.
Действующая на отраслевом рынке и обладающая
рыночной властью активная фирма, имеющая
представление об объемах спроса и предложения,
устанавливает уровень цен, способный предотвращать
Для потенциального конкурента важно знать, какая установится цена в отрасли, после того как он войдет на рынок. Чем больше размер выпуска потенциального конкурента, тем ниже должна быть цена, чтобы это дополнительное предложение товара нашло сбыт. Но чем ниже цена после входа, тем больше время возмещения издержек по проникновению в отрасль, тем рискованнее становится вход.
Устанавливая стратегический барьер, основанный на ограничивающем вход ценообразовании, действующие фирмы всегда оценивают соответствующие последствия, как для развития самого отраслевого рынка, так и для его участников – действующих и потенциальных. Искусство проведения стратегии ограничивающего вход ценообразования в значительной мере зависит от качества менеджмента.
2. Неценовые стратегии создания стратегических барьеров.
Неценовые стратегии создания стратегических барьеров осуществляются в трех формах: дополнительного инвестирования в оборудование, опоры на долгосрочное сотрудничество с третьими лицами и использования возможностей дифференциации продукта.
• Дополнительные инвестиции в оборудование.
Инвестиции в оборудование можно трактовать как необратимые издержки для фирмы: фирма вынуждена их оплачивать, даже если продукт не выпускается. Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями по сравнению с величиной спроса, потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок, старая фирма при первой же угрозе входа может увеличить выпуск до уровня запретительного, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек. Величина необратимых издержек служит барьером для выхода фирмы из отрасли: покидая рынок фирма теряет эти издержки. Чем выше уровень необратимых издержек, тем выше ожидаемые потенциальные потери в случае вынужденного ухода фирмы из отрасли, тем менее охотно фирма войдет в отрасль.
• Дифференциация продукта.
Старая фирма для предотвращения входа новых фирм на рынок может заполнить рынок значительным количеством товаров-субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок. Основу такой стратегии для старой фирмы составляет положительная отдача от ассортимента, когда издержки по сбыту и маркетингу продукции при увеличении числа товарных марок растут медленнее, чем при выпуске одного вида товара. В условиях диверсификации товара действует положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного товара данной фирмы способствует сбыту и других ее товаров. Это создает дополнительные трудности новой фирме: рекламные расходы увеличивают МЭВ в отрасли и понижают ее ожидаемую прибыль.
• Долгосрочные контракты с третьими лицами. В данном случае фирма может заключить долгосрочные контракты о сотрудничестве с поставщиками ресурсов или с потребителями товара, а также с работниками отрасли. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если существую подобные контракты. Тем самым создаются эффективные барьеры входа.
Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль.
1.3 Понятие трансакционных издержек и издержек по контролю. Размеры предприятия и факторы его определяющие.
Трансакционные издержки -- центральная объясняющая
категория всего
Первоначально трансакционные издержки
были определены Р.Коузом как "издержки
пользования рыночным механизмом".
Позднее это понятие приобрело более
Классификация трансакционных затрат.
Трансакционные издержки сопровождают и производство, и
потребление. Товары и услуги имеют множество свойств, степень
проявления которых меняется от одного экземпляра к другому. Оценка проявления нужных свойств чревата затратами (в основном, свободного времени). В результате субъекты вынуждены затрачивать определенные усилия не только в процессе производительной деятельности, но и в процессе потребления. Поэтому правомерным будет деление трансакционных затрат на потребительские и «производственные», которые непосредственно несет на себе фирма.Трансакционные издержки фирмы бывают постоянными и переменными.
К переменным относят затраты, которые растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации, и т.д.
Постоянные не зависят от объема