Особенности современной налоговой системы в России проблемы развития и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.
1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Особенности современной налоговой системы в России проблемы развития и совершенствования.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине Макроэкономика

на тему: «Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

 

Введение

Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации

1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.

1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации

Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ

2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации

2.2Структура действующей налоговой системы в РФ

2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.

Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ

3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ

3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.

3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ни  одно  государство  не  может  существовать  без  налогов.  За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются  финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов  средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии  и пенсии. Часть средств идет на  социальные пособия пожилым и  больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и  т.д..

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и  формируют бюджеты всех уровней  государства. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, и система налоговых органов  зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Задачи любой налоговой  системы меняются с учетом предъявляемых  к ней политических, экономических  и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов  государственного бюджета налоги давно  превратились в основной регулятор  всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической  проблемой любого общества, так как  ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая  система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.

Актуальность  выбранной темы характеризуется тем, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Объектом исследования в курсовой работе выступает налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования являются пути совершенствования налоговой системы РФ.

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Эта цель реализуется путем решения следующих задач:

1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;

2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;

3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ;

4)выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;

5)оценить перспективы развития налоговой системы РФ.

Основным источником получения  информации послужили учебные пособия  отечественных ученых, энциклопедии, журнальные и газетные статьи, материалы, полученные из Интернета. Нормативную  основу составили: Конституция РФ, федеральное  законодательство, Налоговый кодекс и другие материалы, затрагивающие вопросы налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятия,принципы построения налоговой системы российской федерации

1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации

Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации  необходимо исследовать теоретические  основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.

В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее  определение налоговой системы - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в  бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами».

Алиев Б. Х.1 дает следующее определение: «Налоговая система - система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе».

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой  системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации  и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые  базы, ставки налогов, льготы и санкции2, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

1)собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;

2)законодательная база для строительства налоговой системы;

3)механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;

4)виды налогов;

5)порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;

6)система налоговых органов;

7)формы и методы налогового контроля и др.

Выделяются следующие  общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы:

1)Экономическая эффективность

Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства  и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

2)Определенность налогообложения

Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы  налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода  времени. Таким образом, этот принцип  практически смыкается с принципом  стабильности налоговой системы.

3)Справедливость налогообложения

Этот принцип является основным при построении налоговой  системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов  налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.

4)Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов

Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов  должна быть относительно дешевой.

Воздействие налоговой системы  на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в нескольких плоскостях:

1)с экономической точки зрения, поскольку налог представляет собой форму изъятия части доходов налогоплательщиков в бюджет для последующего перераспределения в интересах всего общества;

2)с правовой точки зрения, поскольку налоговая система устанавливается законами, а все конфликты между налогоплательщиками и государством в конечном итоге призваны разрешать суды;

3)с социологической и психологической точки зрения, поскольку воздействие налогов на экономическую жизнь страны - это воздействие на субъекты рыночных отношений (как производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий).

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах3:

1) Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

2) Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3) Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут

быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных  прав.

4) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5) Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК.

6) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В мировой практике налогообложения  и построения используются также следующие принципы и правила:

1)презумпции невиновности;

2)правило совершившегося факта;

3)принцип обложения реально полученного дохода;

4)принцип достаточной информированности налогоплательщика;

5)принцип стабильности налогового законодательства;

6)принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;

7)принцип доступности и открытости информации по налогообложению;

8)запрет на введение налога без закона;

9)запрет двойного взимания налога;

10)запрет налогообложения факторов производства;

11)запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Экономическая сущность налогов  непосредственно вытекает из их функций.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:

1.Фискальная функция

Проявляется в обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

2.Регулирующая.

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

Регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.

3.Стимулирующая.

С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс и социально-экономическую  деятельность приоритетных для государства  направлений, увеличивает число  рабочих мест. Эта функция проявляется  в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

4.Распределительная.

Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народно-хозяйственных проблем, как  производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Информация о работе Особенности современной налоговой системы в России проблемы развития и совершенствования