Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.
1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине Макроэкономика
на тему: «Особенности современной налоговой системы в России: проблемы развития и совершенствования»
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Введение
Глава 1. Понятия, принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы России.
1.2 Целевые установки налоговых систем Российской Федерации
Глава 2. Анализ текущего состояния налоговой системы РФ
2.1Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава 3. Проблема и перспективы налоговой системы РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д..
Налоговые органы являются
единственными законными
Задачи любой налоговой
системы меняются с учетом предъявляемых
к ней политических, экономических
и социальных требований. Из простого
инструмента мобилизации
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Объектом исследования в курсовой работе выступает налоговая система Российской Федерации.
Предметом исследования являются пути совершенствования налоговой системы РФ.
Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
4)выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5)оценить перспективы развития налоговой системы РФ.
Основным источником получения информации послужили учебные пособия отечественных ученых, энциклопедии, журнальные и газетные статьи, материалы, полученные из Интернета. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, Налоговый кодекс и другие материалы, затрагивающие вопросы налоговой системы.
Глава 1. Понятия,принципы построения налоговой системы российской федерации
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами».
Алиев Б. Х.1 дает следующее определение: «Налоговая система - система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляется по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе».
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Налоговый механизм является
наиболее действенным и эффективным
рычагом государственного регулирования.
От успешного функционирования налоговой
системы во многом зависит результативность
принимаемых экономических
К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:
1)собственная налоговая доктрина и налоговая политика государства;
2)законодательная база для строительства налоговой системы;
3)механизм установления и ввода в действие налогов и сборов;
4)виды налогов;
5)порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;
6)система налоговых органов;
7)формы и методы налогового контроля и др.
Выделяются следующие общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы:
1)Экономическая эффективность
Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
2)Определенность
Налоговая система должна
быть построена таким образом, чтобы
налоговые последствия принятия
экономических решений
3)Справедливость
Этот принцип является
основным при построении налоговой
системы и предполагает справедливый
подход к различным
4)Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов
Налоговое законодательство
должно содержать простые
Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в нескольких плоскостях:
1)с экономической точки зрения, поскольку налог представляет собой форму изъятия части доходов налогоплательщиков в бюджет для последующего перераспределения в интересах всего общества;
2)с правовой точки зрения, поскольку налоговая система устанавливается законами, а все конфликты между налогоплательщиками и государством в конечном итоге призваны разрешать суды;
3)с социологической и психологической точки зрения, поскольку воздействие налогов на экономическую жизнь страны - это воздействие на субъекты рыночных отношений (как производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий).
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах3:
1) Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
2) Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3) Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут
быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
5) Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК.
6) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.
В мировой практике налогообложения и построения используются также следующие принципы и правила:
1)презумпции невиновности;
2)правило совершившегося факта;
3)принцип обложения реально полученного дохода;
4)принцип достаточной информированности налогоплательщика;
5)принцип стабильности налогового законодательства;
6)принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;
7)принцип доступности и открытости информации по налогообложению;
8)запрет на введение налога без закона;
9)запрет двойного взимания налога;
10)запрет налогообложения факторов производства;
11)запрет необоснованной налоговой дискриминации.
Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.
В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:
1.Фискальная функция
Проявляется в обеспечении
государства финансовыми
2.Регулирующая.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.
Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.
3.Стимулирующая.
С помощью налогов, льгот
и санкций государство
4.Распределительная.
Посредством налогов в
государственном бюджете