Особенности становления и развития банковской системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития банковской системы России.
Задачи:
- рассмотреть сущность и структуру банковской системы;
- основные функции банковской системы;
- исследовать особенности денежно-кредитной политики банков;
- определить роль банковской системы в рыночной экономике;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.25 Кб (Скачать файл)

Чтобы поставить вне закона деструктивные  действия владельцев и менеджмента  банков, иметь возможность более  оперативно и действенно реагировать  на недостатки в состоянии банков, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации подготовил поправки в законодательство в сфере банковского  надзора, банкротства и ликвидации кредитных организаций, обеспечивающие введение более строгих исходных требований и более жестких норм ответственности руководителей  и учредителей (участников) за осуществление  действий, вызвавших банкротство кредитных организаций.

Вышеупомянутые поправки были внесены  в Государственную Думу в октябре 1999 года и приняты в первом чтении в конце марта 2000 года, однако затем  процесс пошел медленнее, чем  хотелось бы. Сейчас в этом вопросе  наметились позитивные сдвиги. Имеются  неплохие перспективы получить в  ближайшее время необходимые  изменения в законодательстве, позволяющие  более эффективно заниматься решением назревших проблем. Хотелось бы пожелать законодателям успешно завершить  работу по рассмотрению законопроектов в самой близкой перспективе.[14]

Важным вопросом и реальной проблемой  банковской реформы является ликвидация кредитных организаций, у которых  отозваны лицензии. Главное действующее  лицо в процессе ликвидации — суды. Возможно, банки и финансы должны быть предметом отдельного направления  развития судебной реформы, включающей специализированные суды и профессионалов, понимающих специфику финансовой, в  том числе и банковской, деятельности. Практика показывает, что решения судов по одному и тому же вопросу в разных инстанциях очень разноречивы. В целом проблема совершенствования законодательства и его применения является одной из наиболее острых с точки зрения проведения всей банковской реформы.

В условиях ограниченных внутренних возможностей увеличения капитальной  базы кредитных организаций необходимым  является привлечение иностранных  инвестиций в банковскую сферу. Расширение присутствия иностранного капитала с солидной репутацией на российском рынке банковских услуг будет  иметь позитивное значение и потому, что он будет способствовать развитию здоровой конкуренции, привнесет в  Россию современные банковские технологии, новые финансовые продукты и в  целом накопленную культуру банковского  дела.

В связи с этим сохраняет свою остроту вопрос о формировании благоприятного по международным меркам экономического, и в том числе инвестиционного, климата. Лейтмотивом высказываний представителей бизнеса из развитых стран является то, что без лучшей защиты прав собственников и кредиторов, прозрачного государственного регулирования  экономики и четких правил игры, приемлемых налоговых условий иностранные  инвестиции в страну не придут.

Роль иностранного капитала в банковской системе России невелика и стабильна. Удельный вес банков с иностранным  капиталом на протяжении ряда последних  лет в собственных средствах (капитале) и в активах банковской системы  России составляет около 10%. Так что  желание солидного зарубежного  капитала прийти в страну, в том  числе в банковскую систему, следует  приветствовать. В связи с этим следует решить и вопрос о порядке  открытия в стране филиалов иностранных  банков, а также о режиме регулирования  их деятельности.

Следует подчеркнуть, что создание благоприятных условий ведения  бизнеса необходимо, конечно, не только, а может быть, и не столько для  привлечения иностранного капитала, но прежде всего для развития отечественного капитала, составляющего основу российской рыночной системы. Очевидно, что иностранный и отечественный капитал должен чувствовать себя достаточно — и в равной мере — комфортно.

3.2 Проблемы развития банковского сектора

За период реализации Стратегии 2008 существенно изменились характеристики развития банковского сектора. Эти  изменения соответствуют достаточно динамичному развитию как отдельных российских кредитных организаций, так и целых сегментов рынка банковских услуг (например, потребительского кредитования).

В целом для банковского  сектора последнее 10-летие стало  годами бурного роста и расширения предложения банковских услуг населению  и предприятиям. В институциональном  плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно  превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу.

Вместе с тем наряду с существенным ростом показателей  развития банковского сектора сохраняются  проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие которых конкурентоспособность  российских кредитных организаций  и банковского сектора в целом  остается недостаточной. Это обусловлено  различными факторами, лежащими как  вне, так и внутри банковского  сектора.

К внешним факторам относятся, в частности, недиверсифицированность экономики и общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в том числе связанных с проведением проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших объемов документов в бумажной форме.[11] Мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с которым приходится сталкиваться как самим банкам, так и регуляторам. В целях повышения конкурентоспособности банковского бизнеса требуется повышение уровня защиты частной собственности, включая формирование стандартных юридических конструкций, защищающих интересы кредиторов, повышение эффективности судебной системы с точки зрения сроков и качества принимаемых решений.

В качестве внутренних недостатков  банковского сектора можно отметить:

- безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес-решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости;

- неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;

- существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций;

- вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность;

- недостаточная технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленная в том числе неупорядоченностью в сфере применения информационных технологий в банковской деятельности, включая технологии дистанционного банковского обслуживания.

Указанные недостатки снижают  авторитет банковского сообщества и уровень доверия к банковскому  сектору, ухудшают возможности привлечения  банками инвестиций.

Наличие нерешенных проблем  обусловливает необходимость дополнительных усилий со стороны Правительства  Российской Федерации и Банка России в целях дальнейшего развития банковского сектора, направленного на качественные изменения в деятельности банков.

 

3.3 Основные направления  совершенствования банковского  регулирования и надзора в  Российской Федерации

Правительство Российской Федерации  и Банк России исходят из того, что  система банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций в Российской Федерации  в ближайшие годы должна стать  более эффективной, и направят усилия на ее приведение в соответствие с  международными стандартами в этой области.

Предусматривается продолжить работу по уточнению полномочий Банка  России согласно предъявляемым к  банковскому регулированию и  банковскому надзору международным требованиям, включая возможности по оценке устойчивости кредитных организаций на индивидуальной и консолидированной основе и полномочия по применению мер надзорного реагирования.

Специальное внимание будет  уделено вопросам идентификации  и оценки рисков, в том числе  рисков, имеющих системную природу, на содержательной основе и интенсивности  надзора исходя из риск-ориентированных подходов.

1) Недостатки в банковском регулировании и банковском надзоре

Проблемы, проявившиеся в  деятельности банковского сектора  в ходе кризиса, свидетельствуют  о недостатках банковского регулирования  и банковского надзора. Основным недостатком является реализация при  осуществлении функций по банковскому  надзору в значительной степени  формальных подходов.

Одной из причин указанного недостатка остается ограниченность правовых возможностей Банка России по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных организаций. В существенной степени законодательство Российской Федерации не отвечает международным  стандартам в части возможностей осуществления надзора на консолидированной основе и определения (в целях ограничения концентрации рисков) критериев связанности заемщиков между собой и связанности заемщиков с банком. Также не соответствует международным подходам к осуществлению эффективного надзора перечень имеющихся в распоряжении Банка России мер надзорного реагирования на недостатки в деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.

В связи с этим Правительство  Российской Федерации и Банк России считают необходимым укрепить правовую основу реализации Банком России задач  по банковскому надзору. Предполагается внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на установление полномочий Банка России по осуществлению содержательного  регулирования и надзора, надзора  на консолидированной основе, определению  состава мер надзорного реагирования и процедур их применения, соответствующих  международным стандартам.

2) Требования к корпоративному управлению и системам управления рисками в кредитных организациях

Правительство Российской Федерации  и Банк России исходят из необходимости  уточнить функции и компетенцию  совета директоров (наблюдательного  совета) и исполнительных органов  кредитной организации (в рамках Федерального закона "О банках и банковской деятельности")[1], закрепив требование об обеспечении добросовестного и квалифицированного выполнения членами исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) своих функций, в том числе в отношении организации систем управления рисками, а также об обеспечении объективности при принятии советом директоров решений по стратегически важным для кредитной организации вопросам.

Продолжает оставаться актуальной проблема приведения в соответствие с международной практикой критериев  деловой репутации руководителей и членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций, а также установления ответственности руководителей и членов совета директоров (наблюдательного совета), причастных к нарушениям кредитной организацией банковского законодательства Российской Федерации и (или) нормативных актов Банка России, которые своими действиями (бездействием) способствовали серьезному ухудшению финансового положения кредитной организации, доведению ее до банкротства и (или) отзыву лицензии на осуществление банковских операций.[28]

Для реализации указанных  подходов потребуется внесение изменений  в законодательные акты, предусматривающие в том числе наделение Банка России полномочиями по предъявлению соответствующих требований.

3) Консолидированный надзор, совершенствование регулирования деятельности банковских групп и банковских холдингов

Особое внимание должно быть уделено развитию надзора за деятельностью  кредитных организаций на консолидированной  основе. Повышению эффективности  консолидированного надзора будет  способствовать увеличение степени  информированности органа банковского  надзора, а также  участников финансового рынка об организационной структуре банковских групп и банковских холдингов, о принимаемых ими рисках и способности управлять этими рисками. Существенным элементом построения в банковских группах  и банковских холдингах эффективной системы управления консолидированными рисками является возможность передачи необходимой информации участниками этих объединений их головным организациям. В связи с этим Правительством Российской Федерации и Банком России подготовлены предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Важной предпосылкой совершенствования  надзора на консолидированной основе является развитие взаимодействия Банка  России с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять надзор за финансовыми организациями, входящими в состав банковских групп и банковских холдингов, а также с иностранными органами банковского надзора. Правительство Российской Федерации и Банк России ведут работу по созданию условий для более эффективного взаимодействия регуляторов.

4) Меры по совершенствованию регулирования и надзора за финансовыми рисками

Банк России продолжит  работу в сфере банковского регулирования  и банковского надзора, направленную на повышение качества банковского  капитала и активов, ограничение  уровня рисков, включая степень их концентрации, повышение кооперативности и транспарентности кредитных организаций.

Финансовый кризис выявил области деятельности российских банков, наиболее уязвимые с точки зрения подверженности их риску, в том числе  операции, связанные с кредитованием  бизнеса собственника (собственников) банка, а также операции с финансовыми  инструментами, цены на которые подвержены повышенной волатильности, и операции с заемщиками, деятельность которых  непрозрачна.

Кризис продемонстрировал, что агрессивная политика приводит к появлению неуправляемых рисков. В этой связи Банком России будет  уделяться повышенное внимание сбалансированности политики кредитных организаций  с применением при необходимости  системных и (или) индивидуальных надзорных  мер, направленных на ограничение неоправданной  активности.

Информация о работе Особенности становления и развития банковской системы России